7 методах управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:39, реферат

Описание работы

Прямые методы это безусловное исполнение, согласно регламентам, положениям , безо всякой свободы выбора исполнителя, все предельно точно и четко.
Косвенные методы это воздействие при помощи определенных рычагов, которые заинтересовывают лично исполнителя в достижении поставленной перед ним задачи.

Работа содержит 1 файл

OLEEEEEE.docx

— 29.52 Кб (Скачать)

 

ВОПР 20

 

7 методах управления персоналом

Различают методы:  

1. Тип воздействия-  прямые и косвенные.

Прямые методы это безусловное  исполнение, согласно регламентам, положениям , безо всякой свободы выбора исполнителя, все предельно точно и четко.  
Косвенные методы это воздействие при помощи определенных рычагов, которые заинтересовывают лично исполнителя в достижении поставленной перед ним задачи.  

2. Маcштаб – общие и частные методы управления.

В частных вопросах решаются вопросы конкретных задач в рамках управленческой системы и есть конкретный алгоритм исполнения (например «Управление по целям» и т.д.)  
Общие методы универсальны и применимы для решения нескольких задач. Часто общие методы помогают и включают в себя частные методы управления.  

3. Источник –  централизованное и децентрализованное  управление.

Что здесь, централизованные методы управления разрабатывает высшее руководство фирмы, предприятия (например, стратегии и т.д.)  
Децентрализованные методы управления это позиции более низких уровней управления.  

4. Воздействие  - долгосрочные, среднесрочные и  оперативные методы управления.

Каждый из этих методов  закрывает вопросы управления в  зависимости от времени и целей.  

5. Способ воздействия  - единоличные, коллегиальные и  коллективные методы управления.

В этом случае, единоличные  методы руководства это без привлечения  к процессу подчиненных.  
Коллегиальные методы это разработка группой должностных лиц, определенный круг специалистов для решения особых задач (например, комиссия, штаб и т.д.)  
Коллективные методы, разрабатывают сами работники (например подразделения, секции, отдела, обособленного подразделения) в зависимости от структуры предприятия и рабочей обстановки.  

6. Организационное  воздействие - профилактические, пресекающие  и поддерживающие методы руководства.

Профилактические методы дают предупреждение нежелательных  действий, результатов.  
Пресекающие методы направлены на прекращение действий и изменения ситуации.  
Поддерживающие или подкрепляющие методы направлены на сохранение и продление достигнутой ситуации управления.  

7. Механизм воздействия  - административные, экономические и социальные методы управления.

Административный или  организационно-распорядительный метод  управления являются прямым, властным воздействием, основанный на полномочиях  руководителя.  
Экономические методы управления, дают косвенное воздействие в интересах группы людей, имеет вероятностный характер цели и достигается в условиях свободы поведения его исполнителя.  
Социальные или социально-психологические методы управления это мотивация персонала нематериальными потребностями (например - социальные, статусные, творческие потребности развития личности). И этот механизм строится на знании психологии работников, ориентации высшего порядка социальных аспектов поведения.  
Каждый метод управления, безусловно, в данной статье обозначен кратко, но само содержание значительно шире сказанного и значение велико. Все эти методы управления в реальной жизни тесно взаимосвязаны. А сама эффективность работы руководителя, с вверенным ему персоналом, достигается за счет оптимального их сочетания в соответствии с требованиями дня и ситуации. 

 

 

ВОПР 21

 

СИСТЕМА РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ  И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Понятие о системе  регуляции поведения и деятельности личности. Члены организации — не инструменты, не винтики и не машины. У них есть цели, чувства, надежды, опасения. Они ощущают недомогание, гнев, безысходность, грубость, счастье. Каждый из них — личность с присущими ей и только ей индивидуальными чертами и качествами.

Поведение подчиненного в  организации есть результат сложного сочетания различных воздействий. Одни воздействия осознаются, а другие нет; некоторые рациональны, а некоторые  иррациональны; одни согласуются с  целями организации, а другие нет. Вот  почему для прогнозирования и  успешной регуляции поведения и  деятельности подчиненных руководитель должен знать, что собой представляет личность отдельного члена организации, почему он поступает в типичных ситуациях  именно так, как (посредством чего) целесообразно  регулировать его поведение и  деятельность.

В науке управления извечен  вопрос: кем или чем должен управлять  руководитель? На кого он направляет свое воздействие — на личность или  на организацию? До недавнего времени  большинство ученых решало этот вопрос в пользу организации. Новый подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед  производством, прибылью, организацией в целом. Именно такая постановка вопроса составляет культуру современного управления.

Подчиненный, как правило, полностью сложившаяся личность, связанная господствующими общественными  нормами, обладающая своими индивидуальными  чертами, испытавшая значительное влияние  многих предшествующих групп (причем далеко не всегда положительное влияние).

Поведение подчиненного в  тех или иных ситуациях складывается на основе опыта всей предшествующей жизни. Отношение человека к тем  или иным людям, явлениям, ситуациям, процессам приводит к возникновению  соответствующего поведения. В целом  характер нашего поведения подвержен  постоянному воздействию различных  внутренних и внешних факторов. К основным внутренним факторам можно отнести:

* исполнение определенной  социальной роли;

* соответствующий статус  в организации;

* степень эмоциональной  близости с окружающими;

* предшествующий жизненный  и профессиональный опыт;

* принадлежность к определенной  культуре и субкультуре;

* конкретная ситуация  и тема разговора;

* настроение в данный  момент.

Наряду с внутренними  факторами, значительное влияние на поведение сотрудника оказывает  ряд внешних факторов:

* социальное окружение в лице конкретных сотрудников как по «вертикали», так и по «горизонтали»;

* ожидание определенного  поведения от сотрудника;

* ориентация на определенные  стереотипы поведения, одобряемые в организации.

Социализация личности, регулирование  ее социального поведения осуществляется посредством системы социальной регуляции поведения и деятельности. Она включает следующие основные компоненты: регуляторы:

* социальная позиция;

* социальная роль;

* социальные нормы;

* социальные ожидания (экспектации);

* социальные ценности, выраженные в ценностных ориентациях личности;

* социальные установки; приемы и методы:

* прямые или непосредственные (убеждение, принуждение, внушение, требование поведения по образцу, основанного на подражании, то есть реализация принципа «Делай, как...»);

* косвенные или опосредованные («личный пример», «ориентирующая ситуация», «изменение или сохранение ролевых элементов», «использование символов и ритуалов», «стимулирование»).

Подробнее рассмотрим элементы системы социальной регуляции. Серьезное влияние на формирование тех или иных регуляторов оказывает присущий данной социальной группе менталитет. Понятие «менталитет» есть совокупность базовых и достаточно стабильных психологических ориентиров, традиций, привычек, жизненных установок, моделей поведения, которые унаследованы от прошлых поколений и присущи данному обществу, группе,нации и определенной культурной традиции; это определенный стереотип восприятия и оценки действительности и поведенческий саморегулятор. На основе группового менталитета формируется индивидуальный. По сути дела, индивидуальный менталитет включает главные регуляторы социального поведения и является их интегрированным выражением.

Рассмотрим теперь подробнее  сами регуляторы. Важным регулятором  поведения индивида является занимаемая им социальная позиция, то есть общественное положение индивида, с которым связаны его определенные права и обязанности, в целом не зависящие от индивидуальных качеств. Позиции, располагаемые в иерархию по какому-либо основанию (имущественному, власти, компетентности), обладают различным статусом и престижем в общественном мнении. Каждая позиция предписывает ряд объективных требований к лицам, их занимающим, и требует их соблюдения. Другими словами, через свои требования позиция регулирует поведение каждого, кто ее занимает.

Требования позиции определяют своеобразную модель поведения. Свое законченное  выражение она получает в понятии «социальная роль», то есть социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности. Слово «роль» заимствовано из театра и так же, как и там, оно означает предписанные действия для тех, кто занимает определенную социальную позицию.

Когда мы преодолеваем новую  ступеньку на служебной лестнице, то вынуждены вести себя в соответствии с новым положением, даже если чувствуем  себя не в своей тарелке. А потом, в один прекрасный день, происходит удивительное. Мы замечаем, что новое поведение не представляет для нас труда. Таким образом, мы вошли в роль, и она стала для нас такой же привычной, как комнатные тапочки.

Примерно то же самое происходит и с нашим подчиненным. Когда он приходит в организацию, то включается в систему сложных отношений, занимая в ней несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил и моделей поведения, определяющих социальную роль в данной организации как подчиненного, напарника, участника различных мероприятий и т.п. От члена организации, занимающего каждую из названных позиций, ожидается соответствующее ей поведение. Процесс адаптации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности организации являются или становятся нормами или ценностями отдельного ее члена, чем быстрее и успешнее он принимает, усваивает свои социальные роли в организации.

Социальная роль регулирует поведение личности в главных, принципиальных вопросах, определяет модель поведения в общем. Это, однако, не отрицает персональной, субъективной окраски роли, которая проявляется в стилях ролевого поведения, уровне активности исполнения.

Понятие «социальная роль»  — изменчивое. Достаточно сравнить содержательное наполнение понятия  «предприниматель» в дооктябрьский  период и в настоящее время. Наибольшие изменения происходят в процессе интенсивного социального развития. Исполнение социальной роли должно соответствовать  принятым социальным нормам и ожиданиям  окружающих, вне зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Каждая культура имеет  свои собственные представления  по поводу общепринятого поведения. Чаще всего эти представления  объединяются понятием «социальная норма». Нормы управляют нашим поведением так незаметно, что мы с трудом осознаем их существование. Нормы как представления членов общества о должном, допустимом, возможном, желательном или о недопустимом, невозможном, нежелательном и т.д. являются важным средством социальной регуляции поведения индивидов и групп.

Нормы исполняют роль интеграции, упорядочения, обеспечения жизнедеятельности  общества как системы. С помощью  норм требования и установки общества, социальных групп переводятся в  эталоны, модели, стандарты поведения  представителей этих групп и в  такой форме адресуются личности. Усвоение и использование норм является условием формирования человека как  представителя той или иной социальной группы. Посредством их соблюдения человек оказывается включенным в группу, в общество.

Вместе с тем поведение  индивида регулируется и отношением к нам окружающих, их ожиданием  от нас определенных, соответствующих  данной ситуации действий. Социальные, ролевые ожидания (экспектации) — это обычно неформализованные требования, предписания моделей социального поведения, отношений и др. и обретающие форму ожидания определенного поведения (например, работник должен хорошо работать, специалист должен хорошо знать свое дело). Ожидания отражают степень обязательности, необходимости для членов группы, общества предписываемой модели поведения, отношений, без которых группа не может функционировать. Среди основных функций ожиданий можно выделить упорядочение взаимодействия, повышение надежности системы социальных связей, согласованности действий и отношений, повышение эффективности процесса адаптации (в первую очередь, регулирование и прогноз).

Серьезное влияние на поведение  индивида оказывают социальные ценности, то есть значимые явления и предметы реальной действительности, соответствующие потребностям общества, социальной группы и личности.

Ценности общества и группы, преломленные через восприятие и  опыт каждой конкретной личности, становятся ценностными ориентациями личности (ЦОЛ), то есть ценности из сугубо «общественных», становятся «моими». Таким образом, ценностными ориентациями личности являются разделяемые этой личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей. Будучи отражением фундаментальных социальных интересов личности, ЦОЛ выражают субъективную общественную позицию индивидов, их мировоззрение и нравственные принципы.

Наибольшее значение для  регуляции социального поведения  имеют сформированные социальные установки данного индивида, то есть общая ориентация человека на определенный социальный объект, явление, предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта, явления. Социальные установки включают ряд фаз: когнитивную, то есть восприятие и осознание объекта (цель); эмоциональную, то есть эмоциональную оценку объекта (настроенность и внутренняя мобилизованность); и наконец, поведенческую, то есть готовность осуществить ряд последовательных действий по отношению к объекту (поведенческая готовность).

Таковы основные регуляторы социального поведения личности. Первые четыре (позиция, роль, нормы  и ожидания) носят относительно статичный  характер и являются простейшими. Иногда в психологической литературе их объединяют понятием «внешняя мотивация  подчиненного».

ЦОЛ и социальная установка  являются наиболее сложными регуляторами и предусматривают активное взаимодействие личности с объективной реальностью. Их объединяют понятием «внутренняя  мотивация подчиненных». Внутренняя мотивации является определяющей для  успешности деятельности человека, она  раскрывает причину желания человека выполнять свою работу качественно. Вспомним известное правило: для того чтобы заставить человека что-то сделать, он должен захотеть это сделать. Ценностные ориентации личности и социальные установки подчиненного формируют это «хотение».

Информация о работе 7 методах управления персоналом