Анализ инновационного потенциала предприятий в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:54, научная работа

Описание работы

В Казахстане в условиях рынка инновационная деятельность является главным условием конкурентоспособного и устойчивого развития предприятий, так как нацеливает их на ускорение научно-технического прогресса. Инновации в виде создания новых и совершенствования технологических процессов, новых организационно-экономических форм управления, повышения качества и создания новой продукции позволяют получить значительные экономические и общественные выгоды.

Работа содержит 1 файл

Анализ инновационного потенциала предприятий в Казахстане1.doc

— 95.50 Кб (Скачать)


 

 

В Казахстане в условиях рынка инновационная деятельность является главным условием конкурентоспособного и устойчивого развития предприятий, так как нацеливает их на ускорение научно-технического прогресса. Инновации в виде создания новых и совершенствования технологических процессов, новых организационно-экономических форм управления, повышения качества и создания новой продукции позволяют получить значительные экономические и общественные выгоды.

Кроме того, инновационная деятельность позволяет ускорить воспроизводственный процесс, предполагает развитие поисковых и фундаментальных исследований, прикладных и опытно-конструкторских работ и требует их внедрения в производство для достижения устойчивого конкурентного положения на рынках. Поэтому инновационную деятельность необходимо рассматривать как непрерывный, единый в рамках государственного и частного сектора комплексный процесс, охватывающий научно-техническую, организационную, финансовую и маркетинговую виды деятельности [1].

Вместе с тем, в результате негативного влияния ряда экономических, финансовых, инфраструктурных и других факторов внедрение инноваций не сопровождается существенными и ожидаемыми выгодами.

В экономической теории выделяют научно-технический, производственный, трудовой, экспортный, производственный, природно-ресурсный потенциалы [2]. Обобщенно под потенциалом принято понимать способность хозяйствующего субъекта наиболее эффективно реализовывать ту или иную функциональную задачу при максимальном использовании имеющихся экономических ресурсов. Согласно этому принципу, под инновационным потенциалом принято считать экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот. К таким возможностям можно отнести следующую совокупность ресурсов, необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности [3]: 

-                     интеллектуальные (технологическая документация, изобретения, патенты, лицензии, полезные модели, промышленные образцы);

-                     материальные (опытно-приборная база; пилотные установки; исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование);

-                     финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, бюджетные, грантовые); 

-                     кадровые (лидер-новатор, заинтересованный в инновациях; персонал, имеющий специальное образование и опыт проведения НИР и ОКР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей);

-                     инфраструктурные (собственные подразделения НИР и ОКР, конструкторский отдел, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, лаборатория контроля качества продукции, патентно-лицензионный отдел);

-                     дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности (партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами, в т.ч. зарубежными; ресурс площадей, информационный отдел, опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием). 

Наличие и масштабы развития этих сфер инновационной деятельности определяют как текущую меру готовности, так и будущую степень эффективности освоения предприятием новых технологий. От величины инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии инновационного развития. Так, если у предприятия имеются все необходимые ресурсы, то оно может пойти по пути стратегии лидера, разрабатывая и внедряя принципиально новые, или базисные, инновации. Если инновационные возможности ограничены, то целесообразно их наращивать и избирать стратегию последователя, т.е. реализовывать улучшающие технологии. Такой подход к трактовке инновационного потенциала можно считать классическим.

Но, принимая во внимание особенности и обозначившиеся тенденции современных условий хозяйствования, когда экономический рост все больше и больше зависит от способности генерировать высокую инновационную активность, понятие «инновационного потенциала предприятия», по нашему мнению, следует несколько расширить.

Сегодня при выборе той или иной стратегии разработки и внедрении новых технологий недостаточно ограничиваться оценкой и учетом факторов только инновационной сферы. В настоящее время такой подход начинает изживать себя. Причиной тому является резкое сокращение срока жизни инноваций, который вызывает повышение интенсивности появления на рынке все новых и новых товаров и услуг. Практически ежедневное обновление ассортиментных рядов на отдельных товарных рынках приводит к тому, что инновационные товары, или сегодняшние новинки, назавтра таковыми не являются. На их смену приходят другие инновации. В производстве при таких условиях новые технологии очень быстро становятся текущими или даже устаревшими продуктами. Так, в мире на рынке карманных персональных компьютеров и сотовых телефонов новые модели появляются в среднем раз в три-шесть месяцев, оргтехника – чуть больше года, автомобили – через три-четыре года. Поэтому сегодня при разработке стратегий инновационного развития и определении инновационного потенциала предприятия следует оценивать не только возможности инновационной сферы, но и анализировать достаточность ресурсов для текущего производства инноваций. Речь, прежде всего, идет о проблеме одновременного финансово-экономического обеспечения производства недавно созданных инноваций, или существующих продуктов, и развития новых. 

Другими словами, под инновационным потенциалом предприятия в современных условиях следует понимать его максимальные возможности генерировать высокую инновационную активность, которые проявляются в эффективном обеспечении новых и будущих технологий. Отсюда оценку инновационного потенциала предлагается проводить на предмет достаточности у предприятия финансово-экономических ресурсов для эффективного обеспечения не только стратегической инновационной, но и текущей производственной деятельности.

Теперь перейдем к формированию экономического метода такой оценки. Очевидно, что для обеспечения непрерывности и целенаправленности инновационного процесса необходима разработка специального механизма регулирования инновационной деятельности предприятий. Таким действенным механизмом в современных условиях хозяйствования и апробированным на межгосударственном, государственном, региональном и отраслевом уровнях являются специально разрабатываемые программы инновационного развития. Программы содержат комплекс мероприятий, обоснованный по показателям эффективности и согласованный по ресурсам, исполнителям, срокам их осуществления и обеспечивающий эффективную разработку, создание и освоение инновационных технологий и новой продукции [4].

В условиях самостоятельности хозяйствования предприятий разработка программ развития определяется решением комплекса взаимосвязанных задач, перечисленных в таблице 1.

Решение названных задач сводится к:

- анализу, описанию процессов и определению тенденций развития во взаимодействии с внешней средой в измеримых величинах;

- комплексному анализу развития предприятия как сложной динамической сети разнообразных потоков (ресурсных, стоимостных, натуральных, информационных и других), обладающих свойствами линейности и нелинейности, прерывности и непрерывности, устойчивости и неустойчивости;

- оценке и выбору вариантов устойчивого развития в условиях нестационарной структуры и непрерывно изменяющихся параметров под воздействием научно-технических, экономических, социальных и законодательно-нормативных факторов.

Методические трудности решения задач, приведенных в таблице 1 (табл. 1 – составлена автором), определяются тем, что:

- принимаемые решения всегда относятся к неопределенному будущему;

- диапазон возможных альтернатив весьма широк;

- решения приходится принимать в условиях неполной информации и неполноты знаний о степени различных влияющих факторов, что обусловливает значительную вероятность высоких рисков.

 

Таблица 1 – Задачи и этапы разработки программы инновационного развития предприятия в РК

 

Этапы

Задачи

1

Оценка состояния предприятия и тенденций развития

2

Выявление потенциальных проблем и возможных последствий внедрения инноваций

3

Определение целей и задач инновационного развития и средств их реализации

4

Увязка текущих и перспективных аспектов развития

5

Выявление внутренних и внешних факторов развития компании в целом и составляющих ее взаимодействующих подсистем

6

Учет ресурсных, финансовых и социальных условий развития

7

Выявление общих закономерностей динамики развития компании по отдельным периодам жизненного цикла

8

Комплексное и разностороннее рассмотрение динамики производственных процессов и явлений в окружающей среде

9

Разработка и научное обоснование инновационных мероприятий

10

Оценка влияния инноваций на темпы и направления развития предприятия


 

Наиболее адекватной методологией решения задач является индикативное планирование, которое с использованием системы индикаторов позволяет количественно определять качественные характеристики структуры производства, того или иного состояния и процессов развития предприятия.

Система индикаторов, учитывающая специфику предприятия, как системы взаимодействия ресурсного, продуктового, функционального, организационного и управленческого блоков производства, разработанная автором, предлагаемая для использования, представлена на рисунке 1 (рис. 1 – составлен автором).

Процедура формирования программы инновационного развития предприятия с использованием разработанной системы индикаторов представляет собой итеративную процедуру анализа, оценки и прогноза по индикаторам всех направлений деятельности предприятия и включает (см. рис. 2 – составлен автором):

 оценку производственно-экономического и финансового потенциала;

 определение целей и задач инновационной деятельности по результатам оценки потенциала;

 оценку влияния внешних и внутренних факторов на темпы развития;

 прогноз динамики показателей под влиянием воздействующих факторов;

 разработку сценариев развития, различающихся совокупностью учитываемых факторов;

 сравнение сценариев по целевым индикаторам и критериям результативности инновационной программы.

Научное обоснование целей и задач программы требует оценки инновационного потенциала предприятия.

Понятие «инновационный потенциал» стало концептуальным отражением понятия «инновационного развития» промышленных предприятий, так как характеризует способность системы к трансформации фактического состояния в новое.

В связи с неоднозначностью в понимании сущности инновационного потенциала и разнообразием методических подходов к его оценке, принятые за основу в настоящей работе понятия и исходные принципы сводятся к следующему.

Инновационный потенциал рассматривается как характеристика способности предприятия к изменению, улучшению, прогрессу и является мерой единства достигнутого и возможного при определенных условиях.

 

Рисунок 1 - Структура взаимосвязей индикаторов инновационного развития предприятия

 

Рисунок 2 - Процедура формирования программы инновационного развития предприятия

 

Инновационное развитие предприятий в РК в условиях конкуренции и разнообразия влияющих факторов можно охарактеризовать двумя доминирующими векторами:

Информация о работе Анализ инновационного потенциала предприятий в Казахстане