Анализ направлений и перспектив реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ направлений и перспектив реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
дать определение пенсионной системе, определить её место и роль в системе социальной защиты населения;
рассмотреть особенности возникновения и развития пенсионной системы в России;
проанализировать причины пенсионного реформирования;
дать характеристику современного этапа развития пенсионной реформы;
охарактеризовать место Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении населения;
определить роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного законодательства;
выделить проблемы в современной системе пенсионного страхования и пути их решения.

Работа содержит 1 файл

система.docx

— 65.79 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     В любом социально  ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения  является неотъемлемым элементом государственной  политики. Статья 7 Конституции провозглашает  Российскую Федерацию, как «социальное  государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным  причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или  эта возможность существенно  ограничена. Поэтому одна из задач  государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории  населения реализовать своё Конституционное  Право на достойную старость. Такой  механизм - Пенсионная система –  это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных  институтов и норм, имеющих целью  предоставление гражданам материального  обеспечения в виде пенсионного  пособия. Следует также отметить, что материальная поддержка требуется  не только пожилым людям, но и гражданам, лишившимся источников дохода вследствие инвалидности, потери кормильца и  т.п. Оказание им материальной помощи –  ещё одна функция Пенсионной системы.

     Пенсионная  система – это сложнейший механизм, любой сбой в котором мгновенно  отражается на социальной, политической, а значит и на экономической обстановке в стране. С другой стороны любые  экономические, социальные и политические изменения также оказывают влияние  на Пенсионную систему. Учитывая то, что  уровень пенсионного обеспечения  в значительной мере порождает образ  жизни пожилых людей, их участие  в экономической деятельности, необходимо осознавать ответственность за принимаемые  решения и максимально учитывать  все последствия преобразований в этой сфере.

     Вопрос  реформирования российской пенсионной системы представляет собой одну из основных проблем российского  законодательства. Данная проблема имеет  много «белых пятен» в научных  разработках и научном анализе  эволюции развития пенсионной системы  в нашей стране.

     Объектом  исследования в курсовой работе является система пенсионного обеспечения.

     Предметом исследования является состояние и  перспективы реализации российской пенсионной реформы.

     Целью курсовой работы является анализ направлений и перспектив реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

     Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • дать определение пенсионной системе, определить её место и роль в системе социальной защиты населения;
  • рассмотреть особенности возникновения и развития пенсионной системы в России;
  • проанализировать причины пенсионного реформирования;
  • дать характеристику современного этапа развития пенсионной реформы;
  • охарактеризовать место Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении населения;
  • определить роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного законодательства;
  • выделить проблемы в современной системе пенсионного страхования и пути их решения.

     Теоретической и методологической основой исследования явились труды российских социологов и учёных, исследующих проблемы по изучаемой теме: Ю. Голицина, В.С. Городецкого, Г.П. Дегтярева, М.Ю. Зурабова, Т.М. Малевой, М. Рашид, В.Д.Роика, О.В. Синявской, Э. Тучковой.

     1 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ

     1.1. Сущность пенсионного обеспечения,  его принципы 

     Социальное  обеспечение представляет собой  один из блоков социальной защиты населения  и имеет более узкие параметры  действия. Оно сложилось как система  защиты граждан от наступления жизненных  обстоятельств, которые влекут за собой  утрату или снижение дохода либо повышенные расходы, малообеспеченность или бедность. Эти последствия имеют место тогда, когда наступают жизненные случаи (риски):

     а) биологического характера (болезнь, беременность и роды, старость, инвалидность, смерть);

     б) производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);

     в) экономического характера (безработица, инфляция);

     г) социального характера (наличие  детей в семье, многодетность, неполнота  семьи, одиночество, сиротство).

     Субъектами  данных отношений выступают инвалиды, лица пожилого возраста, семьи с  детьми, больные, малообеспеченные и  другие граждане. Им предоставляются  пенсии, пособия, медицинские услуги, льготы и т.д.

     Для достижения целей социального обеспечения  создаются специальные фонды, выделяются средства из бюджетов всех уровней, доходов  организаций. Деятельность по социальному  обеспечению осуществляют федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации[10,c.24].

     С учетом изложенного можно дать следующее  определение понятия социального  обеспечения. Социальное обеспечение  – это система общественных отношений, складывающихся между гражданами, с  одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями, с другой, по поводу предоставления гражданам за счёт специальных фондов бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность.

     Пенсионное  обеспечение, можно выделить в самостоятельный  институт из института социального  обеспечения в связи с необходимостью формирования правил и принципов  пенсионирования, частотой возникновения  рисковых ситуаций, влекущих назначение пенсий[8].

     Пенсионное  обеспечение – это исторически  сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение материальных потребностей людей, нуждающихся в поддержке  со стороны общества при наступлении  жизненных обстоятельств, которые  влекут за собой утрату или снижение дохода. Пенсионное обеспечение осуществляется на базе соответствующих нормативных правовых актов и сложившейся в обществе идеологии, денежных и материальных ресурсов и включает непосредственную организаторскую работу всех уровней.

     Размеры получаемых средств, зависящие от продолжительности  страхового (трудового) стажа, величины заработной платы (которая служит базой  для начисления страховых взносов) и от степени утраты трудоспособности, регулируются законами. В отличие  от социальной помощи, когда нуждающийся  человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счёт других лиц), применительно к программам социального страхования финансовыми  источниками выплат и услуг являются специализированные фонды, формируемые  при непосредственном участии самих  застрахованных.

     Базовые характеристики института пенсионного  обеспечения, выгодно отличающие его  от других институтов социального страхования, таковы:

     - во-первых, - законодательно вмененная  обязательность для страхователей  – работников и работодателей  – внесение страховых взносов;  личное же страхование, как правило, носит добровольный характер и не является столь массовым по охвату (по числу застрахованных);

     - во-вторых, - публичный вид правоотношений  субъектов социального страхования,  с помощью которого достигается  обязательность (по закону) участия  в нем субъектов и высокий  уровень гарантий защиты страхуемых. Это позволяет отказаться от  обременительной процедуры оформления  индивидуальных договоров (и контроля  их исполнения) между страхователями (работодателями и работниками)  и страховщиками в пользу застрахованных (личное страхование носит частный  характер гражданско-правовых взаимоотношений);

     - в-третьих, - безусловное (по закону) право для застрахованных на  получение страховых выплат при  наступлении страховых случаев  (виды выплат, услуги и их размеры  тоже определены законодательно), в том числе и в судебном  порядке;

     - в-четвертых, высокая надежность  сохранности страховых средств,  обеспечиваемая финансированием  «с колес» и не позволяющая  им обесцениться. Этот параметр  достигается посредством солидарности  поколений и применением государственного  контроля за правильностью и  целевым характером расходования  средств;

     - в-пятых, - относительная «дешевизна»  для населения страны (по сравнению  с личным страхованием), гарантируемая  массовым характером обязательного  участия в нем практически  всех работающих и бесприбыльными  формами организации работы (личное  же страхование является в  своей основе коммерческим, и  его организаторы занимаются  главным образом «выгодными»  клиентами);

     - в-шестых, - самоуправляемость форм  организации обязательного социального  страхования, ключевая роль в  решении соответствующих вопросов  самими наиболее заинтересованными  субъектами (представителями работодателей  и работников).

       Демократический характер функционирования  системы социального страхования  позволяет достигать максимальной  прозрачности и целевого использования  финансовых ресурсов, «договариваться»  по всему кругу и по объему  социальных гарантий, гармонизировать  интересы застрахованных, страхователей  и страховщиков. В итоге это  укрепляет личную ответственность  застрахованных и солидарность  работодателей и работников, создает  условия для достижения в обществе  социального согласия, ослабления  конфликтных ситуаций и их  предупреждения. По мнению западногерманских  специалистов по социальной политике, «государственная власть поступает  правильно, когда концентрирует  свои усилия на выполнение  задач, которые не может никому  перепоручить. Все другие задачи  следовало бы вывести из сферы  компетенции государства. Это  предохраняет механизм государства  от перегрузок и облегчает  достижение консенсуса»[6,c.57].

     Пенсионная  система как правовое понятие  – комплексное образование. Совокупность её норм регулирует в основном три  различные по характеру группы общественных отношений. Первая группа – это отношения  по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счёт которых выплачиваются  пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового  права в широком понимании. Вторая группа – отношения по материальному  обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные  с ними отношения. Третья группа –  отношения по управлению и организации  пенсионного обеспечения. В её структуре  выделяются основные институты или  группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения – пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, государственные  пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий. К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них – назначение и выплата пенсий, исчисление страхового стажа, перерасчеты, индексация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсий и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним.

     Каковы  же основные принципы пенсионного обеспечения? Система пенсионного обеспечения  в России базировалась на принципах  обязательного социального страхования  и социальной помощи с использованием распределительных механизмов финансирования. Отсюда следует, что значительный объем  финансовых ресурсов пенсионной системы  использовался для перераспределения  с целью поддержания определенного  уровня доходов малообеспеченных групп  пенсионеров.

     Следующим элементом, устанавливающим страховой  принцип в пенсионном обеспечении, является законодательное закрепление  порядка, при котором среднемесячный заработок при назначении пенсий за периоды после регистрации  в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

     Значительный  шаг в реализации страховых принципов  в пенсионном обеспечении был  сделан в 1998 г. в связи с введением Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Этот закон положил начало учету страхового стажа, т.е. продолжительности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Информация о работе Анализ направлений и перспектив реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации