Целевой подход в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) Ознакомиться с такими понятиями как «цель», «средство», «результат», «миссия», «стратегия», «политика», а также какие существуют функции целей и требования к ним.
2) Раскрыть сущность и особенности целевого подхода.
3) Рассмотреть в чём заключаются преимущества и недостатки целевого подхода.
4) Рассмотреть эффективность и сферы применения целевого подхода.

Содержание

Введение
3
Основная часть
4
1. Понятия в управлении: «цель», «средство» и «результат»; «миссия», «стратегия», «политика». Функции целей в управлении и требования к ним

4
2. Сущность и особенности целевого подхода
11
3. Преимущества и недостатки целевого подхода
14
4. Сферы применения и эффективность целевого подхода
18
Выводы и рекомендации
20
Заключение
24
Библиографический список
26
Глоссарий
27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВОЙ.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский  государственный университет Сервиса  и Экономики»

(Политехнический техникум)

 

Специальность: 080501 «Менеджмент»

 

 

 

Курсовая работа

По предмету: «Менеджмент»

 

 

Тема: «Целевой подход в  управлении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы  №600:

Бабинцев Е.А.

 

Проверила:

преподаватель

Ершова Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 год

 

                          

 

 

Оглавление

Введение

3

Основная часть

4

     1. Понятия  в управлении: «цель», «средство»  и «результат»; «миссия», «стратегия», «политика». Функции целей в управлении и требования к ним

 

4

     2. Сущность  и особенности целевого подхода

11

     3. Преимущества  и недостатки целевого подхода

14

     4. Сферы  применения и эффективность целевого  подхода

18

Выводы и рекомендации

20

Заключение

24

Библиографический список

26

Глоссарий

27


 

 

Введение

Термин «менеджмент» прочно вошел в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное  русское слово «управление», когда  речь идет о руководстве деятельностью  рыночных субъектов — хозяйствовании. Такая деятельность присуща и крупнейшим корпорациям и отдельным лицам. В ее рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются ее планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование и т.п.

Предметом изучения менеджмента  является особая разновидность организационных отношений между людьми, существующих в форме информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами в условиях рынка — управленческий труд.

Познание закономерностей управления позволяет максимально эффективно использовать их на практике, своевременно и качественно управлять деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществлять ее объективную оценку, прогнозирование, оптимизацию и комплексное совершенствование.

Что касается современного менеджмента, то современная научно-техническая революция не только создала новые товары, услуги и технологии, но и во многом преобразовала социально-экономическую жизнь общества: в том числе изменилась и роль человека в производстве — сегодня он превратился в основной стратегический ресурс организации, главное достояние компании в конкурентной борьбе и источник прибыли. Это послужило появлению новых подходов к управлению. Одним из таких подходов является целевой подход. В данной работе мне следует изучить теоретические основы целевого подхода в управлении и сферы его применения.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) Ознакомиться с такими  понятиями как «цель», «средство», «результат», «миссия», «стратегия», «политика», а также какие существуют функции целей и требования к ним.

2) Раскрыть сущность  и особенности целевого подхода.

3) Рассмотреть в чём  заключаются преимущества и недостатки  целевого подхода.

4) Рассмотреть эффективность  и сферы применения целевого  подхода.

Основная часть

1. Понятия в  управлении: «цель», «средство» и  «результат»; «миссия», «стратегия»,  «политика». Функции целей в управлении  и требования к ним.

Цель — идеальное или желаемое состояние субъекта (организации, индивида), на достижение которого прежде всего ориентирована его деятельность и процесс управления соответственно.

Все то, что способствует достижению цели, называется средствами Соответствие цели и средств — условие эффективности управления.

Цели либо официально провозглашаются высшим руководством как деловые установки и задачи проводимой политики, либо неявно подразумеваются в философии организации, основных принципах ее деятельности.

Поскольку благополучие ее участников напрямую зависит от степени достижения ими целей, они  с той или иной степенью заинтересованности реализуют их. Но результат, как правило, не совпадает с ожиданиями, так как всегда могут иметь место различные отклонения от запланированных действий.

Сегодня обретение богатства  не рассматривается как непосредственная цель деятельности большинства хозяйствующих субъектов.

Во-первых, наряду с коммерческими  появились некоммерческие, например благотворительные фонды и т.п, которые не преследуют цель получения прибыли.

Во-вторых, в большинстве  крупных организаций у власти стоят не собственники, а наемные управляющие, задачи которых далеко не всегда непосредственно связаны только с обогащением.

В-третьих, сама прибыль  сегодня в большей мере зависит  от умения произвести то, что нужно  в данный момент людям и удовлетворяет  их потребности. Кто справляется с этой задачей лучше других, может рассчитывать и на большую прибыль.

Цели организации определяются владельцами ключевых ресурсов в 

соответствии со своей  системой ценностей. Но их формулировка не произвольна.

1

Требования  к формулировке целей:

1) Цель представляет собой отражение субъективной роли данной организации в обществе, характера и масштабов ее деятельности, производственного и кадрового потенциала.

2) На формулировку  целей существенное влияние оказывают  интересы многочисленных субъектов,  связанных с деятельностью организации. К ним, помимо ее владельцев или руководителей, относятся сотрудники, деловые партнеры, местные власти, которым та помогает решить многие региональные проблемы, общество в целом.

    1. Постановка целей связана с учетом ограничений в отношении путей и средств их достижения. Ограничения бывают внешними и внутренними (общими и частными, производными от них). Они могут быть присущи организации изначально или порождаться прежними проблемами.

Для формулировки цели необходимо определить в качественной и количественной форме результат, к которому стремится организация, и желаемые сроки его получения. Часто сразу это сделать не удается и приходится ставить промежуточные цели. Обычно цели никогда не удается сформулировать окончательно, поскольку в ходе работы происходят их постоянное уточнение, отказ от отдельных аспектов из-за их нереальности или нехватки средств.

Задача выживания требует  регулярного приспособления целей  к новым общественным потребностям, формам и масштабам деятельности, внешней ситуации, техники, технологии и проч.

Функции целей:

В системе управления цели выполняют ряд важных функций:

1. Цели отражают философию  организации, концепцию ее функционирования  и развития.

2. Цели задают основные  направления деятельности организации, а следовательно, составляют основу ее общей и управленческой структуры, определяют ее характер и особенности.

3. Цели уменьшают неопределенность  текущей ситуации, становясь для 

2

субъекта ориентирами  в окружающем мире, помогают приспособиться к нему.

4. Концентрация на достижении желаемых целей позволяет людям противостоять сиюминутным желаниям и порывам, действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами.

5. Цели составляют  основу критериев выделения проблем,  выбора вариантов решений, контроля и оценки полученных результатов, а так же материального и морального поощрения сотрудников.

6. Цели, особенно великие,  независимо от того, реальны они  или мнимы, сплачивают вокруг  себя энтузиастов, побуждают их  брать на себя добровольно высокие обязательства и добиваться их выполнения (поэтому в формулировке целей должен присутствовать вызов).

    1. Официально провозглашенные цели служат оправданию в глазах общественности и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия, например загрязнение окружающей среды.

Требования  к целям:

К целям предъявляют  следующие основные требования:

1. Они должны быть  четко сформулированными, конкретными и измеримыми, выражаться по возможности не только качественно, но и количественно. Это облегчает выбор средств их достижения, восприятие и усвоение исполнителями, правильное распределение обязанностей между ними; позволяет использовать их в качестве оценки достигнутых результатов и персонала.

2. Цели должны соответствовать условиям деятельности организации, учитывать ее реальные возможности. Цели, адекватные ситуации, облегчают поиск альтернатив, укрепляют доверие к руководству.

3. Цели должны быть  гибкими, способными к трансформации  и корректировке в соответствии с меняющимися условиями, в противном случае организация рано или поздно попадет в тупик.

3

4. Люди должны признавать  цели в качестве своих личных, что порождает заинтересованность  в их реализации. Условием этого  являются известность, понятность, близость целей большинству членов организации.

5. Цели должны быть  проверяемыми.

6. Цели должны образовывать  единую систему; быть совместимыми  во времени и пространстве, взаимно  поддерживать друг друга, не  ориентировать членов организации  на противоречивые действия.

Миссия отражает главное предназначение организации, смысл ее существования, принципиальное отличие от других, имидж, философию, предпочтения руководства, ценности культуру, морально-психологический климат, социальную ответственность перед обществом и своими работниками. Миссия может формулироваться также и для ключевых подразделений.

Миссия обеспечивает гармонию взаимодействия организации  с внешней средой, помогает определить взгляды высшего руководства  на долгосрочное развитие фирмы, позиции в отношении разных социальных групп, обеспечивает ее рекламу, описывая то, как организация собирается выполнять свои обещания перед клиентами.

Миссия является основой  принятия плановых решений — постановки целей и задач, выбора стратегий  в области производства товаров и услуг, завоевания рынков, внедрения новых технологий, обеспечения устойчивости, конкурентоспособности, прибыльности, экономического роста, распределения ресурсов, ориентации текущей деятельности с учетом внешних и внутренних условий.

Миссия помогает менеджерам среднего звена сформулировать свои цели и задачи и увязывать действия с развитием компании в целом.

Миссия объединяет и  сплачивает членов организации.

Миссия формируется  и оттачивается годами и редко  меняется. На ее формулировку влияют исторические традиции фирмы, ее отличительные особенности, потенциал, конкурентные преимущества, внешняя ситуация, мнения заинтересованных лиц, взгляды высшего руководства. При изменении ситуации,

4

круга потребителей и  т.д. Миссия должна корректироваться.

С учетом миссии формируются  генеральная и конкретные цели организации  — общие и специфические.

Генеральная цель некоммерческой организации, в принципе, совпадает  с миссией.

Генеральная цель любой  коммерческой организации состоит  в получении прибыли (сверхприбыли), поэтому с миссией совпадать не может.

Общие (стратегические) цели, которых обычно бывает от 4 до 6, отражают важнейшие направления деятельности организации, связанные с реализацией  миссии и достижением главной  цели.

Специфические цели отражают состояние основных организационных подсистем и основываются на стратегических. Они разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации общих целей. Обычно они охватывают средне- и краткосрочные периоды и обязательно выражаются в количественных показателях, что позволяет им служить основой планов.

Общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются стоящие перед  ней проблемы и распределяются необходимые  для этого ограниченные ресурсы, получила название управленческой стратегии (греч. - стратегия — искусство полководца).

Стратегия представляет собой систему управленческих решений, направленных на реализацию миссии организации  и ее преобразование в новое состояние. Эти решения, имеющие долгосрочный характер, определяют:

  • направление формирования и развития организационного потенциала;
  • характер и способы осуществления деятельности на рынке. Стратегия помогает сосредоточиться на главных проблемах и отбросить второстепенные.

Информация о работе Целевой подход в управлении