Цели государственного управления: сущность, основные виды, формирование «древа» целей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является - специфика государственного управления, как фактор определяющий бескризисность существования и будущего развития Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Сущность и содержание государственного управления 4

Формирование и классификация целей государственного управления 11

Построение «древа» целей 18

Заключение 25
Литература 26

Работа содержит 1 файл

курс раб по ситс упр.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

И, в-четвертых, построение, собственно говоря, самого «древа» целей государственного управления. Центральными, определяющими «стволом») «древа» целей государственного управления являются стратегические цели, связанные с качеством общества, его сохранением или преобразованием. По своему характеру эти цели Дж.К. Гэйбрейт называет защитными и положительными.15

Можно определить основополагающие цели государственного управления в современной России:

  1. Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.
  2. Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны.
  3. Конституционная защита прав и свобод  граждан РФ, общая административно-правовая регуляция.
  4. Формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей.
  5. Поддержание позитивной экологической обстановки.
  6. Поддержание рыночных механизмов.
  7. Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.

Это лишь весьма общий обзор тех целей, которым призвано служить государственное управление. Но архиважным является создание "древа целей", в котором были бы оперативные и стратегические, конечные и промежуточные, общие и частные цели. Цели должны представлять собой симбиоз, синтез, то есть некую целостность.

 

3. Построение «древа целей».

Стратегия является самым фундаментальным понятием, раскрывающим миссию, цели, приоритеты развития и методы их достижения. Долгосрочная стратегия определяет, в рамках какой системы, куда и какими путями пойдет развитие страны, под флагом каких убеждений и ценностей. Микростратегия формулирует выбор применительно к отдельным направлениям экономической, социальной, духовной жизни.

Стратегия придает осмысленность  всем функциям управления и государственной  политике. Она раскрывает среднесрочную и долгосрочную перспективы, ориентирует на решение ключевых задач, от которых зависит возможность общественного прогресса.16

Построение «древа»  целей государственного управления на базе и с учетом их иерархии предполагает в целом непростую процедуру, причем применительно как к государственному управлению в целом, так и к его отдельным частям. Нужно иметь продуманное определение стратегических (главных) целей, а затем произвести «разветвление» этих целей по всем другим их видам. Важное значение принадлежит согласованию целей с тем, чтобы они

поддерживали и взаимообусловливали  друг друга. Необходима обоснованная субординация целей, при которой они как бы «работали» друг на друга и реализация одной цели становилась источником для другой. Субординация целей усиливает механизм целеполагания в государственном управлении. И, конечно, первостепенная проблема заключается в достижении адекватности целей государственного управления потребностям и интересам общества, тем целям, которые объективно порождаются управляемыми объектами. Соблюдение таких требований может действительно превратить цели государственного управления в мощную движущую силу функционирования государства и развития общества.

В «древе» целей государственного управления особое место занимает их стратегический уровень. Это - наиболее сложное и ответственное целеполагание, от которого очень многое зависит в организации и функционировании системы государственного управления. Поэтому вопрос о стратегическом уровне государственного управления заслуживает выделения и отдельного рассмотрения, тем более, что и по нему, как и по другим, существует немало путаницы и весьма своеобразных толкований, в частности, «преодоления» coциализма за последние десятилетия. Сначала отреклись от многолетнего опыта долгосрочного планирования, как от чего-то прокаженного, причем первыми отказались те, кто больше всего об этом писал, затем неожиданно для себя обнаружили, что, оказывается, на Западе существуют и стратегии, и планирование и другие уровни и формы управления общественными процессами, к тому же ив фирмах, и в государствах.

Для государственного управления имеют значение как социальное предвидение - целеполагание в самом общем виде, ожидание наступления определенных событий или явлений с предполагаемыми результатами, так и социальное прогнозирование - определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных его обеспечить.17 Человеческий опыт, разум, талант в разных его проявлениях и свойствах создают достаточные предпосылки для того, чтобы заглядывать в будущее, его проектировать и конструировать и, как мы представляем, строить.

Главное в стратегии - направленность на новое качество, новый уровень, новое состояние.

Об этом часто забывают и за стратегию выдают длительное сохранение того или иного явления, отношения и процесса в одних и тех же параметрах (гомеостатис); долгосрочную пролонгацию (продление) определенного состояния; отдаленные цели, в которых кроме того, что они отдаленные, нет ничего нового; формулирование главных целей в статусах государственных органов и многое другое, что связано с функционированием субъектов управления, но практически не изменяет качество управляемых объектов.

По своему содержанию, набору элементов, их взаимозависимостям стратегия представляет собой сложное явление, определяющее роль управления в общественной жизнедеятельности. Наверное, по этой причине появились мнения о существовании такого вида управления, как стратегическое.

Если есть стратегическое управление, то должен быть его субъект, который чем то отличается от других. А такого специфического субъекта стратегического управления нет, хотя и в государственных органах, ив бизнес структурах могут быть подразделения, которые заняты разработкой исключительно стратегических вопросов. Далее, если мы признаем стратегическое управление, то по тому же принципу надо выделять, оперативное управление и еще тактическое управление. Характер и объем целей может порождать и другие специализированные виды управления. Но суть-то реальной ситуации заключается в том, что в каждом субъекте государственного и муниципального управления, менеджмента и общественного управления должны быть представлены все виды целей, как стратегические, так и оперативные и тактические.

Особое значение в  обществе принадлежит, разумеется, стратегическому уровню государственного управления, соединяющему национальную судьбу страны с судьбой мирового сообщества. Здесь ошибки, заблуждения, иллюзии, самообманы оборачиваются очень тяжелыми последствиями, на преодоление которых уходят часто десятилетия, а некоторые вообще неисправимы.

В государственном управлении его стратегия, выражающая основные направления и тенденции развития общества, должна быть представлена публично, нормативно закреплена и распределена по субъектам и объектам ее реализации.

Общая (комплексная) стратегия в государственном управлении, которая обычно реализуется (в разных, конечно, пропорциях) на территории страны и всем ее населением, распределятся как правило по различным региональным уровням:18

- географическим, в которых на первый план выходят геополитические, почвенно-климатические, коммуникационные возможности определенных территориальных зон;

- экономическим, в рамках которых уже сложились или возможны производственные комплексы и кооперационные взаимосвязи, научные и экспериментальные заделы, накоплен опыт определенных видов деятельности;

- политико-административным, олицетворяемым в Российской Федерации ее субъектами, где общая стратегия получает дифференциацию и конкретизацию применительно к их потенциалу информируемым ресурсам;

- городским и сельским поселениям, где непосредственно располагаются управляемые объекты, вовлекаемые в процессы стратегического развития общества.

Механизмом реализации стратегии выступает стратегическое планирование - непрерывный процесс организации и корректировки целей, функций и форм управленческой деятельности государственных органов по пути движения к намеченному новому качеству решения проблемы, состояния субъектов и объектов управления.

Обоснованность и действенность  целей государственного управления и их «древа» - определяются с другой стороны связанностью с соответствующими ресурсами и обеспеченностью ими.

Природные и человеческие ресурсы. Таких ресурсов мало и увеличения их не предвидится, из-за чего внимание хотелось бы привлечь к тем, которые не требуют больших затрат, возобновляемы и развиваемы и находятся в нашем распоряжении.

Прежде всего - это  ресурс права, причем права в широком, искомом смысле, включающем в себя как соответствующие мировоззрение, традиции, образ жизни и поведение людей, так и систему законов и механизмов их обеспечения. Отсюда идет и современная установка на формирование правового государства, которая является господствующей в мировой политике. Значит, любые цели, которые ставятся в государственном управлении, должны оцениваться с точки зрения их соответствия правовым требованиям (справедливости, правды, гуманизма), закрепляться законодательно и проводиться в жизнь с опорой на силу законов и государственных механизмов осуществления последних. Тогда можно надеяться, что цели государственного управления не останутся на бумаге или в речах лидеров, а будут, хотя бы в пределах правовых возможностей, практически реализовываться.

Исключительно богатый по потенциалу ресурс - демократия - определенная система самоорганизации жизни людей на основе их прав и свобод. Понятием демократии все еще оперируют на абстрактном уровне. В буквальном смысле слова демократия есть организованная сила общества. И цели государственного управления с минимальными затратами и максимальными результатами могут достигаться тогда, когда потенциал демократии включен в их реализацию. Люди должны знать цели государственного управления и разделять их, желать их реализации и быть способны практически работать в этом направлении.

Следует сказать и  о таком ресурсе целеполагания в государственном управлении, как организация. Последняя в данном процессе решает две проблемы. Организация позволяет упорядочить, рационализировать и облегчить выработку целей государственного управления.

На мой взгляд, особого разговора заслуживает соотношение целей и средств их осуществления. Об адекватности вторых первым часто забывают, в результате чего цели, по замыслу вроде бы благородные и нужные, реализуют такими средствами, что в итоге они теряют всякий жизненный смысл.

Существует ряд проблем  формирования «древа целей»:

1. Общественные источники  возникновения и фиксирования  целей государственного управления: объективно цели государственного  управления рождаются и должны  рождаться “внизу” - идти от  потребностей и интересов людей, объединенных в государство. Именно внутреннее состояние общества и волнующие его проблемы являются подлинным и актуальным источником формирования целей государственного управления.

2. Субъективная сторона  целепологания и вызываемые ею  относительность и открытость сформулированных целей государственного управления (трудно предвидеть будущее). Необходимо: предвидение, прогнозирование, программирование, планирование.

3. Иерархия целей государственного  управления (должна быть построена  на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества):

  • общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное и сбалансированное и качественное развитие общества;
  • социальные - отражают влияние общественно-политических целей на социальную структуру общества, состояние и уровень социальной жизни людей;
  • духовные - восстановление духовных и культурных ценностей;
  • экономические - экономика обслуживает человека;
  • производственные - состоят в создании и поддержании активности управляемых объектов;
  • организационные - решение организационных проблем, создание соответствующих функциональных и организационных структур
  • деятельностно-праксеологические - предполагают распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим местам;
  • информационные - обеспечение необходимой информацией;
  • разъяснительные - отработка знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей.

4. Построение собственно «древа целей» государственного управления «Ствол» «древа целей» - стратегические цели, связанные с качеством общества, его сохранением и преобразованием. Делятся на: оперативные - фиксируют крупные блоки действий; тактические - определяют каждодневные, конкретные действия.

Другие градации целей: По объему: общие и частные. По результатам: конечные и промежуточные. По времени: отдаленные, близкие и непосредственные

Для построения «древа» целей необходимо: иметь продуманное определение стратегических (главных) целей, осуществить согласование целей с тем, чтобы они поддерживали и взаимообуславливали друг друга, обосновать субординацию целей - реализация одной цели становилась бы источником для другой.

Информация о работе Цели государственного управления: сущность, основные виды, формирование «древа» целей