Цели и принципы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я отражу научные подходы с раскрытием содержания каждого. Отвечу на вопрос о принципах менеджмента, для чего они служат, на какие группы разделяются, что в каждую из них входит.
Расскажу о «миссии организации», почему её отделяют от цели, что она означает, чем отличается от главной стратегической цели и корпоративного кредо, опишу её место в организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3


1. Сущность, цели и принципы менеджмента………………………………..5


1.1 Сущность менеджмента……………………………………………………5


1.2 Научные подходы менеджмента и принципы менеджмента……………9


1.3 Научные подходы менеджмента…………………………………………..9


1.4 Принципы менеджмента…………………………………………………..10


1.5 Миссия и цель управления организацией………………………………..14


1.6 Миссия и её роль в организации………………………………………….14


1.7 Цель организации и менеджмента, основные требования к целям……..20


2. Анализ целей и принципов менеджмента МОУ «Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей»……………………………………………………….28


Список используемой литературы…………………………………………….35


Заключение

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 50.49 Кб (Скачать)

Содержание  
 

 Введение……………………………………………………………………..3 

1. Сущность, цели  и принципы менеджмента………………………………..5 

1.1 Сущность менеджмента……………………………………………………5 

1.2 Научные подходы  менеджмента и принципы менеджмента……………9 

1.3 Научные подходы  менеджмента…………………………………………..9 

1.4 Принципы менеджмента…………………………………………………..10 

1.5 Миссия и цель  управления организацией………………………………..14 

1.6 Миссия и её  роль в организации………………………………………….14 

1.7 Цель организации  и менеджмента, основные требования  к целям……..20 

2. Анализ целей  и принципов менеджмента МОУ  «Специальная (коррекционная) образовательная  школа-интернат для слабослышащих  и позднооглохших детей»……………………………………………………….28 

Список используемой литературы…………………………………………….35 

Заключение 

Приложение 

Введение 
 

Менеджмент исторически  возник одновременно с первым сознательным трудом человека. Необходимость организации  последовательности деятельности, согласования деятельности людей при выполнении общей работы потребовала управленческих решений. Практическая потребность  повлекла за собой выработку общих  понятий, принципов, рекомендаций. В  древнеиндийском тракте «Артхашастра» (4-3 вв. до н. э.) возникают первые оценки управленческих действий: «верное» и  «неверное», «польза» и «вред» и  др. 

В древнеегипетском «Поучении Птаххотепы» (2 в. До н. э.), в частности, содержатся такие советы: «Если ты начальник, будь спокоен, когда  слушаешь ты слова посетителя; не останавливай его прежде, чем он не облегчит свою душу от того, что хотел сказать  тебе. Человек, поражённый несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благополучного решения  своего вопроса». 

Современные менеджмент - это область профессиональной деятельности, одна из базовых образовательных  дисциплин. Термин «менеджмент» исключительно  труден для понимания. Во - первых, он специфически американского происхождения  и едва ли может быть переведён  на какой - либо другой язык, включая  английский Британских островов. Он обозначает функцию, но также и людей, её выполняющих, он указывает на социальное и должностное  положение, но в тоже время является названием соответствующей учебной  дисциплины и области научного исследования.…  Именно менеджмент способствует экономическому и социальному развитию. Оно и  есть его результат. Всюду, где заботились о развитии только экономических  факторов производства, особенно капитала, не добивались развития. В немногих случаях, когда находила применение энергия менеджмента, возникало  стремительное развитие. Иными словами, развитие - дело скорей человеческой энергии, чем результат экономического благополучия. 

В своей курсовой работе я отражу научные подходы  с раскрытием содержания каждого. Отвечу на вопрос о принципах менеджмента, для чего они служат, на какие  группы разделяются, что в каждую из них входит.  

Расскажу о «миссии  организации», почему её отделяют от цели, что она означает, чем отличается от главной стратегической цели и  корпоративного кредо, опишу её место  в организации.  

Дам понятие «цели», предоставив несколько трактовок. Выделю общее для всех этих понятий, раскрою определение «целесообразности», проинформирую какие процессы можно  считать «целесообразными», от чего зависти содержание целей. Расскажу основные требования к формулировке целей, и по каким признакам их можно квалифицировать. 

1. Сущность, цели  и принципы менеджмента 
 

1.1 Сущность менеджмента 
 

Существует множество  определений менеджмента, приведем некоторые из них: 

Менеджмент - это  самостоятельный вид профессионально  осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующих  в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального  материальных и трудовых ресурсов с  применением принципов, функций  и методов экономического механизма  менеджмента. Такое определение  дает доктор экономических наук Герчикова  И.Н. 

Менеджмент - это  руководство не подчиненными и не институционной структурой (учреждением, коммерческой или некоммерческой фирмой, их отдельными подразделениями), а делом. Так считает В.Р. Веснин. 

Оксфордский словарь  английского языка определяет термин «менеджмент» как способ, манеру обращения  с людьми, власть и искусство управления, административные навыки, орган управления, административную единицу. Словарь  иностранных слов переводит этот термин как управление производством, совокупность принципов, методов, средств  и форм управления с целью повышения  эффективности производства и его  прибыльности. 

Автор современной  концепции менеджмента Питер  Друкер (Peter F. Druker) так определяет значение менеджмента - «Генерирование человеческой энергии и придания ей направления  есть задача менеджмента». 

В переводе со староанглийского языка слово management означает искусство  объезжать лошадей, но истоки его  коренятся в латыни (лат. manus - рука). В оборот оно было введено в  Англии в связи с промышленной революцией 18 - 19 вв., а затем распространилось по всему миру.  

Данный термин прочно вошёл в нашу жизнь, заменяя, а  иногда и отменяя привычное русское  слово «управление», когда речь идет о руководстве деятельностью  рыночных субъектов (хозяйствовании). Такая деятельность в равной мере присуща и крупнейшим корпорациям  с сотнями тысяч работников, и  отдельным лицам, например организаторам  концертов, продавцам в системе  сетевой торговли и т.п. В её рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются в её планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование и прочее.  

Но менеджмент - это  не просто хозяйственное управление, а его особая разновидность, возможная  только в условиях рынка, - управление предпринимательского типа. Он предполагает обусловленность действий руководителя не командами «сверху», а складывающейся ситуацией, право и обязанность  проявлять инициативу, принимать  самостоятельные решения, нести  ответственность за их результаты. 

Противоположностью  менеджменту является командное  управление, которое было присуще  отнюдь не только нашей стране (у  нас оно охватывало все уровни экономики, а в остальном мире ограничивалось отношениями внутри фирмы). 

Государственное управление не может считаться менеджментом. Оно не ориентируется на рынок, исключает  инициативу, свободу принятия решений. Наиболее яркий его пример - руководство  военизированными подразделениями, где  любой приказ должен безоговорочно  выполняться, а в чрезвычайных условиях его нарушение может даже караться смертью. 

Возникновение менеджмента  как особого вида деятельности было обусловлено развитием рыночных отношений и появлением крупных  предприятий с сотнями и тысячами рабочих, которыми владельцы уже  не могли квалифицированно руководить. Они были вынуждены нанимать для  этого профессиональных управляющих, предоставлять им самыми широкими полномочиями и самостоятельность. Группы таких  людей получили наименование «менеджеры» (русская аналогия - «руководство»). 

Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две главные задачи: 

Ш тактическая (поддержание  устойчивости функционирования организации  и всех её элементов) 

Ш стратегическая (развитие и перевод её в качественно  новое состояние). 

 Эти задачи  решаются в рамках трёх видов  менеджмента: 

· общего (постановка целей, выработка стратегии, путей  развития, решения организационных  вопросов, контроль); 

· линейного (руководство  текущей работой основного и  вспомогательных подразделений); 

· функционального (управление решений общефирменных задач, планирование, научные исследования и прочее). 

В зависимости от периода, на который ориентируется  управленческая деятельность, выделяются текущий, опережающий (перспективный) и контролирующий менеджмент. 

Текущий обеспечивает поддержание параметров соответствующего объекта в рамках допустимых отклонений в реальном масштабе времени. 

Опережающий (перспективный) связан с прогнозированием, планированием  и реализацией нововведений с  учетом риска. 

Контролирующий менеджмент нацелен на корректировку и преодоление  негативных последствий принятых в  прошлом решений. 

Менеджментом также  называется система знаний об управлении, которая возникла в конце 19 века, а в начале 20 столетия сформировалась в самостоятельную науку, умеющую  свой предмет, специфические проблемы и способы их решения. 

Предметом изучения менеджмента является особая разновидность  организационных отношений между  людьми, имеющих форму информационного  обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами. Это, например, отношения, связанные с организацией основной, вспомогательной и самой управленческой деятельности; постановкой целей  и планированием; выдачей распоряжений; координацией работы; контролем над  ней и результатами; оценкой, вознаграждением  за успехи; преобразованием т т.п. 

Менеджмент как  наука описывает и анализирует  эти отношения, выявляет факторы  влияющие на них, направляет свои усилия на изучение природы управленческого  труда, выявление условий его  эффективности, установление причинноследственных связей в процессе принятия управленческих решений. 

Познание закономерностей  управления позволяет максимально  эффективно использовать их на практике, своевременно и качественно руководить деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществлять её объективную оценку, прогнозирование, оптимизацию и  комплексное совершенствование. 

В то же время менеджмент не дает готовых рецептов, пригодных  на все случаи жизни, ибо условия  хозяйственной деятельности, её цели, задачи постоянно меняются. Они учат думать, правильно ставить вопросы  и искать на них ответы, формулировать  основополагающие принципы управления и творчески применять к конкретным ситуациям. 

Как наука менеджмент имеет ярко выраженный междисциплинарный  характер, привлекая теоретические  положения и практические рекомендации экономики, социологии, права, психологии, теории организации и др. 

Менеджментом также  называется и учебная дисциплина, преподавание которой в одном  из колледжей США начал в 1881г. ДЖ. Вартон. Сегодня на Западе он существует и как одно из самых распространенных направлений профессионального  образования, и как важнейший  элемент подготовки любого специалиста. 

1.2 Научные подходы  и принципы менеджмента 
 

1.3 Научные подходы  менеджмента 

Эффективность менеджмента, определяется, прежде всего, обоснованностью  подходов и методов. Анализ теории практики управлениями различными объектами  позволяет установить применения к  менеджменту, по Р.А. Фатхутдинову, 13 научных  подходов: 

1) Административный - регламентируются функции, права,  обязанности, элементы систем  менеджмента в нормативных актах. 

2) Воспроизводственный  - ориентирован на постоянное  возобновление производства товара  для удовлетворения потребностей  рынка с меньшими затратами. 

3) Динамический - объект  управления рассматривается в  диалектическом развитии, в причинно - следственных связях и соподчиненности. 

4)Интеграционный - устанавливаются  взаимосвязи между отдельными  подсистемами и элементами системы  управления. 

5) Количественный - сущность  данного подхода заключается  в использовании количественных  оценок при помощи математических, инженерных расчетов и т.д. 

6) Комплексный - учитываются  технические, экономические, социальные  и другие аспекты менеджмента. 

7) Маркетинговый  - предусматривает управляющей подсистемы  на потребителя. 

8) Нормативный - устанавливаются  нормативы в управлении 

9) Поведенческий  - заключается в том, чтобы помочь  работнику осознать собственные  возможности. 

10) Процессный - управление  рассматривается как совокупность  взаимосвязанных функций. 

11) Системный - любая  система рассматривается как  совокупность взаимосвязанных элементов. 

Информация о работе Цели и принципы менеджмента