Человеческий фактор в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:40, курсовая работа

Описание работы

Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующие банкротство организаций.

Содержание

Введение …….3

Глава 1 Антикризисное регулирование и управление. Этапы антикризисного управления

1.1 Возникновение кризисов в организации …….6

1.2 Виды кризисов …….10

1.3 Банкротство организации: его виды, цель и последствия …….14 1.4 Роль и функции антикризисного регулирования и управления …….18

1.5 Государственное регулирование кризисных ситуаций …….22

1.6 Российские особенности антикризисного регулирования

предприятий …….24

1.7 Этапы антикризисного управления …….25

Глава 2 Финансовый анализ состояния предприятия

2.1 Оценка и анализ угрозы неплатежеспособности предприятия

по методике ФСФО …….26

2.2 Построение и анализ сравнительного аналитического баланса …….31

2.3 Анализ данных сравнительного баланса и других форм

бухгалтерской отчетности …….34

2.4 Анализ ликвидности баланса .......41

2.5 Анализ финансовой устойчивости …….49
Заключение …….55

Список использованных источников …….56

Работа содержит 1 файл

Человеческий фактор.doc

— 224.00 Кб (Скачать)


Оглавление
Введение                                                                                                          …….3

Глава 1 Антикризисное регулирование и   управление. Этапы антикризисного управления

1.1 Возникновение кризисов в организации                                                 …….6

1.2 Виды кризисов                                                                                        …….10

1.3 Банкротство организации: его виды, цель и последствия                  …….14                     1.4  Роль и функции антикризисного регулирования   и управления      …….18

1.5  Государственное регулирование кризисных ситуаций                     …….22

1.6  Российские особенности антикризисного регулирования 

предприятий                                                                                                  …….24

1.7 Этапы антикризисного управления                                                      …….25

Глава 2 Финансовый анализ состояния предприятия

2.1 Оценка и анализ угрозы неплатежеспособности предприятия

 по методике ФСФО                                                                                     …….26

2.2 Построение и анализ сравнительного аналитического баланса        …….31

2.3 Анализ данных сравнительного баланса и других форм 

бухгалтерской отчетности                                                                         …….34

2.4 Анализ ликвидности баланса                                                                  .......41 

2.5  Анализ финансовой устойчивости                                                              …….49
             Заключение                                                                                       …….55

             Список использованных источников                                             …….56

             Приложения                                                                        

Приложение А Бухгалтерский баланс                                                         ……58

Приложение Б Отчет о прибылях и убытках                                               .......60
Введение
         Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующие банкротство организаций.

         Следует отметить что в мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно- хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. Особая острота проявилась и проявляется в России в силу определенных особенностей перехода ее экономики на рыночные отношения. В связи с этим перед руководством организаций, органами государственной и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение организаций, ибо банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение финансового состояния (платежеспособности) многих других, порождая так называемый эффект домино.

         Решение задач по предотвращению кризисных явлений или смягчения их влияния на результаты деятельности организаций возможно с помощью системы мер, именуемой за рубежом «кризис- менеджмент», а в России – «антикризисное управление». Кризисным явлениям подвержены организации любых форм собственности (государственные (муниципальные), акционерные, частные и т. д.), вида деятельности и крупности. В связи с этим проблема управления организации в таких условиях для России весьма актуальна.

         Основной целью антикризисного управления организацией должно быть обеспечение в течение длительного периода ее конкурентного преимущества (или равновесия на рынке), которое позволит за счет реализации продукции получать достаточно денежных средств для оплаты всех обязательств, сохранения надежной финансовой устойчивости и дальнейшего развития производства.

         Некоторые экономисты считают, что антикризисное управление следует применять тогда, когда перспективы банкротства организации становятся реальными и ее надо выводить из кризисного состояния. При этом они игнорируют диагностику финансового состояния организации для предупреждения банкротства.

         С моей точки зрения, в основе антикризисного управления должно лежать управление на базе постоянного мониторинга деятельности организации с целью своевременного диагностирования причин ухудшения финансового состояния и определения путей его восстановления, обеспечения существующей рентабельности деятельности, а также экономического роста и развития организации. Для этого в любой организации нужен менеджер, основная функция которого – обеспечить жизнедеятельность организации, устранять влияние и внутренние «помехи», принимать нетрадиционные решения, т. е. осуществлять антикризисное управление.

         Антикризисное управление не ограничивается рамками судебных процедур, поэтому можно говорить о мероприятиях по выходу из кризиса или по избежание кризиса на предприятиях с виду нормально функционирующих, и никак не ассоциирующихся со словом банкрот.

         Данная тема особенно актуальна на современном этапе развития экономики России, в связи с большим числом неплатежеспособных предприятий, на которых уже проводится та или иная судебная процедура банкротства, и с еще большим числом предприятий, которым угрожает такая опасность. Именно для избежание подобных неблагоприятных ситуаций и своевременного распознания признаков надвигающегося банкротства, финансовыми службами предприятия должна проводиться постоянная диагностика его состояния. И в случае обнаружения опасных симптомов руководством предприятия на основе данных финансового анализа разрабатывается антикризисная программа.

         Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий, повышающих эффективность управления затратами на предприятии.

         Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

- рассмотреть концептуальные основы антикризисного регулирования и управления;

- изучить основные приемы и методы антикризисного регулирования и управления на предприятии.

Объектом данного исследования являются затраты предприятия на производство продукции. 

Предметом исследования является процесс управления антикризисными мерами и  затратами.
Глава 1 Антикризисное регулирование и  управление. Этапы антикризисного управления

1.1 Возникновение кризисов в организации

         Организация – это некоторое относительно обособленное структурное звено в общей экономической системе. Критериями такого обособления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур, возможность выделения для организации общего результата работы.

         В качестве организации может рассматриваться отдельная фирма, предприятие, акционерное общество, банк, компания (страховая, туристическая и др.), а также структурные единицы системы государственного управления.

         Очень важными в решении проблем управления являются следующие вопросы: в какие периоды развития организации может возникнуть в ней и получить развитие кризис; насколько опасность возникновения кризиса определяется рискованным изменением самой организации и как это может быть связано с развитием экономической среды, в которой функционирует рассматриваемая организация.

         Кризисы отображают не только противоречие функционирования и развития, но могут возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями ее использования.

         Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, которое угрожает ее жизнеспособности в окружающей среде. Причины кризисов, которые возникают на предприятиях, могут быть разными. Они делятся на объективные, связанные с цикличными потребностями модернизации и реструктуризации предприятий, а также с неблагоприятными влияниями внешней среды организаций, и субъективные, которые отображают ошибки и волюнтаризм в управлении. Причины кризисов могут носить также естественный характер, которые отображают явления климата, землетрясения, наводнения и другие катаклизмы свойственные природе.[2; с. 5,6]

         Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране. Вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недочетами в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

         Если кризис понимать именно таким образом, то можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и ее необходимо предусматривать и прогнозировать. 

 В понятии кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, быть может, еще более глубокого и длительного. Кризисы могут возникать как цепочная реакция. Существует возможность консервации кризисных ситуаций на достаточно долгий срок. Это может объясняться определенными политическими причинами. В общем, последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития. Кризис может абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития предприятия и носить характер непреодолимой катастрофы или возникнуть в соответствии с предположениями и расчетами. Но в редких случаях кризис появляется неожиданно, т.е. без какого-либо предупреждения для специалистов предприятия. При кризисе господствует нехватка времени и решений. Оценка ограниченного времени для принятия решений зависит от состояния кризиса и определяет этим нехватку времени или срочность решения проблем. При кризисе важным является проблема управления. Высокая комплексность управления в условиях кризиса позволяет с одной стороны оказывать влияние на развитие автономных процессов и охватывает с другой стороны специфическую проблематику руководства: необходимость его высокого качества и наличие только двух вариантов конечного результата действий менеджмента, т.е. возможно либо банкротство, либо успешное преодоление кризиса. Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому длительному и последовательному выходу. И посткризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, оборотными и необоротными. Причем они могут носить как позитивный, так и негативный характер, как для самой организации, так и для окружающих. Поэтому руководству необходимо крайне ответственно подходить к принятию решений антикризисного характера.

Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может либо смягчить кризисную ситуацию, либо обострить ее. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.

         Масштабы кризисного состояния предприятия определяются на основе проведенной дифференцированной или интегральной оценки угрозы банкротства с целью выбора соответствующего финансового механизма защиты от нее.

          Практика финансового менеджмента использует при оценке масштабов кризисного состояния предприятия три принципиальных характеристики: 

1) легкий; 

2) тяжелый; 

3) катастрофа.

         При необходимости каждая из этих характеристик может получить более углубленную дифференциацию. В таблице 1 приведены критерии формирования таких характеристик, а также наиболее адекватный им способ реагирования (включения защитных финансовых механизмов).

         Таким образом, идентификация масштабов кризисного состояния предприятия позволяет определить принципиальное направление используемых форм и методов его финансового оздоровления. [3; с. 8-10]
Таблица 1

  Масштабы кризисного состояния предприятия и возможные пути выхода из него


Вероятность банкротства по результатам оценки


Масштаб кризисного состояния предприятия


Способ реагирования


Возможная


Легкий кризис


Нормализация текущей финансовой деятельности


Высокая


Тяжелый кризис


Полное использование внутренних механизмов финансовой стабилизации


Очень высокая


Катастрофа


Поиск эффективных форм санации (при неудаче -ликвидация)




1.2  Виды кризисов

         Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только со своих причин и последствий, но и по самой своей сути. Необходимость в классификации кризисов связана с дифференциацией средств и способов управление ими. Если есть типология и понимание характера кризиса появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания.

         Существуют общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают социально-экономическую систему, локальные – только часть ее. Это разделение кризисов по масштабам проявления. Обычно, он носит условный характер. В конкретном анализе кризисных ситуаций необходимо учитывать границы социально- экономической системы, ее структуру и среду функционирования.

         По проблематике можно выделить макро - и микро-кризисы. Макро-кризису свойственны достаточно большие объемы и масштабы проблематики. Макро-кризис охватывает только отдельную проблему или группу проблем.

         Особенностью кризиса является то, что он, будучи даже локальным или микро- кризисом, как цепочная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органичное взаимодействие всех элементов, и проблемы не появляются отдельно. Однако это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, нет средств локализации кризиса и снижения его остроты или наоборот, когда осуществляется обдуманная мотивация развития кризиса, возможно и такое.

         По структуре отношений в социально-экономической системе и дифференциации проблематики его развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, психологических, технологических кризисов.

         Экономические кризисы отображают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и др.

         В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностей фирмы. Эти кризисы денежного выражения экономических процессов.[12; с. 36,37]

         Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов разных социальных групп или образований, работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей работников разных профессий, персонала и менеджеров и др. Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, например, по поводу стиля управления, недовольства условиями труда, отношения экологических проблем, из патриотических чувств.

         Особое положение в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов разных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, касаются всех сторон развития общества и переходят в кризисы экономические. Организационные кризисы выявляются как кризисы разделения и интеграции подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм. В организационном строе любой социально-экономической системы могут обостряться организационные отношения. Это проявляется в деловых конфликтах, в возникновении путаницы, безответственности, сложности контроля и др., что бывает при слишком быстром росте социально-экономической системы, изменении условий ее функционирования и развития, ошибках при частичной реконструкции организации или организационной перестраховке, что порождает бюрократические тенденции. Психологические кризисы также нередки в современных условиях социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, который приобретает массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, недовольством работой, правовой защищенностью и социальным положением. Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости продукции или кризис отторжения новых технологических решений. В наиболее обобщенном плане такие кризисы могут выглядеть кризисами научно-технического прогресса- обострения противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями. По непосредственным причинам возникновения кризисы делятся на природные, общественные и экологические. Первые вызваны природными условиями жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения. Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. При определенных масштабах такие явления природы порождают кризисы. Причиной кризиса могут быть общественные отношения во всех видах их проявления. В современных условиях большое значение имеет понимание и распознавание кризисов взаимоотношений человека с природой – экологических. Кризисы также могут быть предсказуемыми и внезапными. Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами нагромождения факторов, связанные с возникновением кризиса могут возникнуть потребности в реструктуризации производства, изменение структуры интересов под влиянием научно-технического прогресса.

         Внезапные кризисы часто бывают либо результатом грубых ошибок в управлении, либо каких-нибудь природных явлений, или экономической зависимости, что способствует расширению и распространению локальных кризисов. Существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и легко выявляются. Вторые являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны. Вся совокупность возможных кризисов делится также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они являются последствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сути и характера кризиса, его причин и возможных последствий. [10; с. 46-48]

         Рассмотрим классификацию по целям предприятия находящимся под угрозой в связи с кризисом:

         Стратегический кризис – угроза потенциалу развития предприятия или его потеря;

         Кризис результатов – угроза целям, результатам деятельности предприятия или потеря их;

         Кризис ликвидности – опасность потери ликвидности и/или возникновение дефицита бюджета;

         Банкротство – не ликвидность и/или дефицит бюджета предприятия.

         О кризисе стратегий/стратегическом кризисе речь идет тогда, когда потенциал развития предприятия (инновационной потенциал), который мог бы быть использован в течение продолжительного времени, существенно поврежден, исчерпан и/или нет возможности создать новый. Причины стратегического кризиса различны, к примеру, это упущенное технологическое развитие, или отставание от него, не адекватная изменяющимся требованиям рынка стратегия маркетинга.

         Кризис результатов/результативный кризис, или еще возможно его назвать оперативный кризис, описывает состояние, при котором предприятие имеет убытки и из-за постоянного уменьшения собственного капитала движется к ситуации дефицита баланса/превышения пассивов над активами. Примером причин вызывающих кризис результатов могут являться: потери, как последствие отсутствия потенциала развития предприятия (инновационного потенциала), недостаточная эффективность оперативных мероприятий или менеджмента, который не в состоянии в достаточной мере использовать, для повышения доходов потенциал развития предприятия.

         При кризисе ликвидности из-за увеличивающихся убытков предприятию грозит потеря платежеспособности или платежеспособность уже отсутствует. В дополнении к этому предприятию грозит опасность дефицита баланса/превышения пассивов над активами.

         Кризис – это объективное явление в социально-экономической системе. Желание эффективно управлять экономической системой может выражаться в стремлении расширять сферу управления, то есть снижать часть неуправляемых процессов. Можно допустить, что в будущем человек вообще исключит кризисы из развития социально-экономических систем, а внешние кризисы характеризуют лишь уровень развития человека, нехватку знаний, несовершенство управления.

         Такое допущение выглядит логичным. Но вся практика развития общества и экономики во все периоды истории свидетельствует о том, что, несмотря на «человеческую природу» кризисов, их пока избегать не удается, поэтому очень важным и актуальным является выявление симптомов и распознавание кризисов, которые начинаются.[14; с. 7-15]
1.3  Банкротство организации: его виды, цель и последствия

         В понятии банкротства в практике выделяют следующие его виды:

1) Реальное банкротство организации – характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала. Высокий уровень потерь капитала, наличие большого объема долгов не позволяют такой организации нормально вести производственно – хозяйственную деятельность, вследствие чего она объявляется банкротом юридически. В этом случае может проводиться конкурсное производство (ликвидация организации) или реорганизация юридического лица исходя из анализа конкретного состояния активов и пассивов организации.

2)  Временное, условное банкротство – характеризуется таким состоянием неплатежеспособности организации, которое вызвано существенной просрочкой ее кредиторской задолженности, а также большим размером дебиторской задолженности, затовариванием готовой продукции, при этом сумма активов организации превосходит объем ее долгов. Такой вид банкротства организации при антикризисном управлении путем использования санации и эффективных мер финансового оздоровления не приводит к ликвидации организации. В условиях проведения арбитражных процедур финансового оздоровления и внешнего управления появляется реальная возможность восстановить платежеспособность организации, переориентировать производство с учетом требований рынка и обеспечить в последующем ее нормальное функционирование на рынке.

3)  Преднамеренное (умышленное) банкротство – характеризуется преднамеренным созданием руководителя и собственника организации состояния ее неплатежеспособности, нанесением ей экономического вреда (хищение средств в организации разными способами) в личных интересах и в интересах иных лиц. Выявленные арбитражными управляющими факты преднамеренного банкротства передаются в суд для привлечения виновных к уголовному преследованию. 

4) Фиктивное банкротство – ложное объявление организации о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждения кредиторов для получения от них отсрочки платежей по свои финансовым обязательствам либо получения скидки с долгов, либо для передачи готовой продукции, не пользующейся спросом на рынке для погашения долгов. Виновные в ложном объявлении организации неплатежеспособной, в утаивании активов для погашения кредиторской задолженности преследуется в уголовном порядке по представлению арбитражных управляющих. 

         Организация (предприятие), получившая статус юридического лица с момента государственной ее регистрации, приобретает обязанности, ответственность и права перед внешними субъектами права. Обязанность и ответственность с точки зрения процедуры банкротства – это своевременное исполнение своих обязательств, полное погашение долгов, а также ответственность за несвоевременное выполнение обязательных платежей и обязательств перед кредиторами. 

         Права с точки зрения процедуры банкротства – это возможность требовать от должника возврата своих средств, погашение долгов и компенсации за несвоевременную их оплату вплоть до обращения в судебные органы. 

         Осуществление процедуры банкротства организации имеет целью, во – первых, отдать долги юридическим и физическим лицам и, во- вторых, восстановить предпринимательскую деятельность организации в будущем. При этом первичным должно быть восстановление платежеспособности организации, а вторичным – погашение кредиторской задолженности. Банкротство организации имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные стороны проведения процедур банкротства являются возможности:

1) Закрытие организации должника (больной организации) и возвращения долгов кредиторам, цивилизованным способом через суд;

2) начала нового бизнеса;

3) замены некомпетентных руководителей, временных собственников организации на профессиональных руководителей, передачи бизнеса в более надежные руки собственников;

4) очищения активов организации, восстановление ее финансовой устойчивости и реструктуризации с целью выхода на эффективный бизнес;

5) передачи бизнеса организации от государства в частные руки, и наоборот. [2; с.16-18]

         В то же время банкротство организации (его ликвидация) имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает права и интересы большого круга юридических и физических лиц (работников организации, кредиторов и т.д.) и несет в себе другие социальные издержки. По этому в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, предусматривается комплекс мер по восстановлению платежеспособности фирмы – должника, а ее банкротство (ликвидация) или сокращение бизнеса рассматривается как крайне не желательная мера. К негативным сторонам банкротства относятся:

1) потеря кредиторами части своего капитала;

2) возможность возникновения цепочки последующих банкротств – так называемый эффект домино;

3) ухудшение материального положения работников предприятия из- за длительной задержки причитающихся им выплат заработной платы, пособий и т.д.;

4) сокращение рабочих мест, возникновение социальной напряженности, и как результат – снижение платежеспособности, а следовательно, и покупательной способности населения;

5) возможность криминального предела собственности организации и разворовывания имущества, в том числе организаций со значительной долей государственной и муниципальной собственности.

         Особенно широкий размах в Росси приобрел криминальный и полукриминальный, коррупционный характер банкротства. Если за рубежом с переходом на рыночную экономику накопление капитала происходило путем постепенного, длительного накопления его средств «снизу» отдельными группами населения используя благоприятную конъюнктуру, то в России – в результате деления бесплатного громадного объема имущества, так называемой общенародной собственности, путем быстрой, часто обманной приватизации (использование без именных приватизационных чеков). В результате такой стремительной приватизации громадным состоянием практически бесплатно завладела небольшая группа населения (менее 0,3 %), однако на сегодня пересмотр итогов приватизации может привести к глобально экономической катастрофе.

         Процедуру банкротства организаций следует рассматривать с экономической и юридической точек зрения.

         Банкротство с экономической точки зрения – это следствие плохого учета хозяйственных и предпринимательских рисков в деятельности организации, обусловленных, прежде всего неквалифицированными решениями и действиями руководства организации, т.е. рисками руководителей и собственников (ибо собственники выбирают руководителей) организации.

         Банкротство с юридической точки зрения – это возможность правового решения острых конфликтов при не возврате организацией – должником денежных средств кредитору. Законодательство защищает интересы кредиторов, давая им, шанс вернуть вложенные средства (полностью или частично) либо за счет продажи имущества должника, либо в результате смены руководства и собственников организации, путем внедрения разнообразных реорганизационных мер. 

         В тоже время следует заметить, что недополучение части средств кредиторами является для них тоже следствием их рисков при поставки своей продукции и предоставлением услуг организациям без анализа и учета их платеже – и кредитоспособности.[15; с. 20,21]
1.4  Роль и функции антикризисного регулирования и управления

         Антикризисное регулирование – это воздействие на должника на макро и микроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

         Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

1)            совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

2)            осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;

3)            принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;

4)            приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников

5)            создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

         Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН).

         ФСДН выполняет следующие функции:

1)                 анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;

2)                 проводит работу по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;

3)                 выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.

         В антикризисном управлении предприятием решающее значение имеет построение тщательно продуманной стратегии управления. Поэтому, не­обходимый начальный этап в разработке стратегии антикризисного управления предприятием - комплексная и своевременная диагностикаего состояния. Ди­агностику кризиса на микроуровне можно разбить на два этапа - качественной и количественной идентификации объекта. Для выявления кризиса в процессе диагностики используются следующие методы - аналитические, экспертные, методы линейного и динамического программирования, построение экономико-математических моделей исследуемого предприятия. В работе диагностика кризиса на предприятии анализируется с учётом всех рассмотренных выше подходов.

         В финансовом подходе последовательно анализируются: макросреда предприятия(политическое, экономическое, социальное и технологическое окружение); конкурентная среда предприятия (покупатели, поставщики, конку­ренты внутри отрасли, новые потенциальные конкуренты, товары-заменители); внутренняя среда предприятия (оценка эффективности текущей стратегии, SWOT-анализ, оценка конкурентоспособности цен и издержек предприятия ме­тодом «цепочки ценностей», угроз и возможностей для предприятия). [11; с. 46-48]

         С точки зрения финансового подхода, сущность антикризисной стратегии заключается в маневре денежными потоками для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Антикризисное управление допускает любые потери (в том числе и будущие), ценой которых можно добиться восстановления платежеспособно­сти предприятия сегодня. Финансовая стабилизация на предприятии в условиях кризисной ситуации осуществляется последовательно в три этапа: 

         Устранение   неплатежеспособности: продажа   краткосрочных   фи­нансовых вложений, дебиторской задолженности, запасов готовой продукции, избыточных производственных запасов. Продажа нерентабельных производств и объектов непроизводст­венной сферы.

         Восстановление финансовой устойчивости: остановка нерентабель­ных производств, выведение из состава предприятия затратных объ­ектов, совершенствование организации труда и оптимизация числен­ности занятых на предприятии, уменьшение текущей финансовой потребности, выкуп долговых обязательств с дисконтом, конвертация долгов в уставный капитал, форвардные контракты на поставку продукции предприятия;

         Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде: повы­шение конкурентных преимуществ продукции, увеличение денежно­го компонента в расчётах, увеличение оборачиваемости активов. В работе последовательно проанализированы сильные и слабые сторо­ны каждой из этих методик и установлена наиболее оптимальная очередность их применения.

         К функциям антикризисного регулирования – относится вид деятельности, который отражает предмет управления, и определяют его результат. Он отвечают на простой вопрос: что нужно, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса. В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

         Каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное управление.

1) Нет управления без ограничений, которые могут быть внутренними и внешними. Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления. Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы “Паблик рилейшнз”.

2) Одной из важных характеристик антикризисного регулирования и управления является сочетание формального и неформального управления. В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации антикризисного управления. Она может сужаться или расширяться. Ее сужение отражает повышение опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления.

3) Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития. 

         Существуют разные стратегии,  наиболее важными из которых являются следующие:

1) предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;

2) выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;

3) противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;

4) стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;

5) рассчитанного риска;

6) последовательного вывода из кризиса;

7) предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.

         Антикризисное регулирование и управление так же, как и любое другое, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.[7; с. 30,31]
1.5  Государственное регулирование кризисных ситуаций

         Государственная политика в регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие. 

         Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях: 

1) поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства; 

2) предупреждение и недопущение кризисов в экономически - и социально- значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта; 

3) уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов. 

         В сферах, имеющих особое значение для экономической и социальной жизни, государство применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций. 

         Такие меры можно разделить на две группы: 

1) финансовая поддержка;

2) особое администрирование.

         Подобные превентивные меры позволяют минимизировать риски банкротства общественно-значимых предприятий, а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии. 

         Основные формы финансовой поддержки: 

1) целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе; 

2) субсидирование процентной ставки по кредиту; 

3) предоставление гарантий по кредиту; 

4) налоговые льготы; 

5) налоговый кредит. 

         Особое администрирование деятельности предприятий выражается в следующих формах: 

1) введение дополнительных форм отчетности; 

2) установление обязательных нормативов; 

3) лицензирование; 

4) обязательное страхование ответственности; 

5) законодательное ограничение тарифов; 

6) другие законодательные ограничения.[3; с. 50,51]
1.6  Российские особенности антикризисного регулирования предприятий

         К середине 90-х годов большинство российских предприятий характери­зовались полной или частичной неплатежеспособностью. Поэтому, усилия го­сударства по антикризисному регулированию были направлены, прежде всего, на разработку и корректировкуфедерального законодательства о несостоя­тельности (банкротстве).

         Исследование взаимосвязи антикризисных мероприятий, проводимых на макро- и микроуровнях, позволяет сделать следующие рекомендации по со­вершенствованию механизма антикризисного управления предприятием. На уровне государства:

1) совершенствование налоговой системы;

2)  устранение неравенства конкуренции между предприятиями;

3) создание и государственная поддержка реально действующей сети на­дежных кредитных учреждений;

4) совершенствование нормативно-правовой базы, особенно в разделах о несостоятельности предприятий и регулировании деятельности акцио­нерных обществ;

5)  разработка, внедрение и поддержка новых программ по подготовке кри­зис-менеджеров, включающих отбор и обучение антикризисных управ­ляющих; определение миссии их деятельности и её целей; обогащение теории организаций на основе обобщения имеющегося практического опыта работы антикризисных управляющих; построение (на основе дос­тижении теории организаций) обучающих программ для конкретных си­туаций санации или ликвидации предприятия.

         На уровне предприятия:

6)  определение предприятия как сложного, многофакторного механизма, функционирование которого осуществляется с учётом всех его сторон -финансовой, организационно-структурной, технологической, социально-политической и психологической;

7)  учёт российской специфики при применении наиболее популярных ме­роприятий из мирового опыта антикризисного управления на микро­уровне (реорганизации управленческих структур, диверсификации, вве­дении новых методов работы с кадрами, создании и выделении дочерних фирм, финансировании реструктуризации за счёт собственных средств);

8)  устранение сложившейся негативной тенденции к объединению интере­сов собственников и менеджмента предприятий, направленных на со­кращение и ликвидацию предприятий;

9) разрешение повсеместно возникающих серьезных противоречий между субъектами функционально-управленческой конфигурации предприятия (гендиректором, администрацией, акционерами и трудовым коллекти­вом), путём использования экономических и административных рычагов; создание и финансирование собственных антикризисных подразделений, укомплектованных квалифицированными кризис-менеджерами.[8; с. 39,40]

1.7 Этапы антикризисного управления

1.     Диагностика финансового состояния

2.     Разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия

3.     Регулирование процесса финансового оздоровления

4.     Оценка глубины финансового и экономического кризиса предприятия и эффективности мер по финансовому оздоровлению

5.     Выбор и реализация антикризисных процедур.[14; с. 15]

 

 

 

 

 

 

Введение

1.                 Конфликты в организации

2.                 Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении

3.                 Процессуальные характеристики конфликта

4.                 Антикризисное управление конфликтами

Заключение
 


Введение

Кризис — объективное явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что в основе функционирования и развития социально-экономической системы лежит управляемая деятельность человека. Желание эффективно управлять ею может выражаться в стремлении расширять сферу управления, т. е. снижать долю неуправляемых процессов. И в определенной мере это удается. Можно предположить, что в будущем человек вообще исключит кризисы из развития социально-экономических систем, а нынешние кризисы характеризуют лишь уровень развития человека, недостаток знаний, несовершенство управления.

Такое предположение выглядит логичным. Но вся практика развития общества и экономики во все периоды истории свидетельствует об обратном. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно человеческая природа кризиса является его причиной и источником.

Вся деятельность человека построена на удовлетворении его интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии даже у отдельного человека, а тем более у социальных групп или классов общества. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность кризисов, так и их необходимость. Именно это лежит в основе всех кризисов в социально-экономической системе, даже кризисов, связанных в природными условиями. Нередки случаи использования природных катаклизмов в политических целях, перерастания их в кризисы политические и социально-экономические.

Абсолютное управление динамикой и взаимодействием интересов человека невозможно, потому что в системе его интересов есть и интерес свободы, демократичности управления, самостоятельности и самодеятельности. Именно к этим интересам «привязаны» и многие другие, именно на этих интересах строится эффективное управление.

По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.

Антикризисное развитие — это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.

Таким образом, данная работа посвящена проблеме антикризисного управления персоналом. В связи с процессами, описанными выше, данная проблема на сегодняшний день является актуальной.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач: рассмотреть основные понятия антикризисного управления; проанализировать человеческий фактор антикризисного управления, в частности, механизмы конфликтологии в антикризисном управлении; рассмотреть антикризисные характеристики, принципы управления персоналом, а также систему антикризисного управления персоналом.

Реализация поставленных задач по возможности будет достигнута в результате изучения источников, указанных в списке используемой литературы.
 



 

1. Конфликты в развитии организации


Известно, что организация — это сложная система с множеством взаимосвязей и социальных взаимодействий. Это своего рода организм, который живет и развивается по определенным законам. Взаимоотношения между частями организации характеризуются сочетанием сотрудничества и конкуренции, т.е. люди (или группы людей) в процессе своей трудовой деятельности испытывают зависимость друг от друга и в то же время преследуют собственную выгоду.

Существование и развитие всякой организации связано с постоянным возникновением и разрешением противоречий в борьбе различных сил как внутри, так и вне ее. Иногда противоречия принимают настолько острый характер, что переходят в конфликт.

Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.

Современный менеджмент признает, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Считается, что во многих ситуациях конфликт помогает увидеть разнообразие точек зрения, большее число проблем, альтернатив их решения и т. д. Здесь речь идет о сотрудничестве, при котором руководители и подчиненные имеют возможность высказать свое мнение. В итоге дискуссия приводит к выработке взаимовыгодного и наиболее правильного решения. Подобное столкновение мнений тоже является конфликтом, но не разрушительным (деструктивным), а созидательным (конструктивным).

Конфликт не всегда можно с уверенностью определить как конструктивный или деструктивный. Он может выполнять и позитивную и негативную функцию, иметь и отрицательные, и положительные последствия в зависимости от того, насколько внимательно относятся к конфликтам руководители и насколько умело им управляют. На схеме (рис. 1.1.) слева приведены отрицательные последствия конфликтов, которые в дальнейшем могут серьезно осложнить ситуацию в организации, справа — потенциальные положительные по следствия конфликта, которые могут способствовать успешной работе организации и улучшить ее социально-психологический климат. Более того, можно утверждать, что существует необходимый минимум конфликтности в рабочих группах, который способствует поддержанию определенного тонуса социальной активности.

 


Негативные функции деструктивного конфликта


Позитивные функции конструктивного конфликта


Появление дополнительных материальных затрат и потерь вследствие:

·              отвлечения сотрудников от основной     работы;

·              снижение производительности труда;

·              увольнения «обиженных»

Формирование противоборствующих группировок

Ухудшение социально психологического климата в коллективе

Уменьшение степени сотрудничества между работниками

Большие эмоциональные затраты и стрессы, ведущие к уменьшению работоспособности


Стимулирование к изменению и развитию организации и отдельных сотрудников

Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами:

·                    разнообразие мнений при принятии решений;

·                    удовлетворенность работников от того, что их мнение принято во внимание;

·                    уменьшение трудностей при реализации совместно принятых решений;

·                    предрасположенность к дальнейшему сотрудничеству;

·                    улучшение морального состояния работников и усиление их трудовой мотивации;

·                    сплоченность коллектива организации при противоборстве с внешним врагом



Рис.1.1. Функции конфликтов  организациях
Конфликт также способен оказать положительное воздействие развитие отдельной личности, потому что он активизирует самосознание, стимулирует раскрытие способностей работника. Следует также отметить положительную функцию конфликта, которая заключается в том, что он сигнализирует о неблагополучии в организации. При этом наблюдается следующая зависимость: чем больше имеется объективных оснований и причин для развития конфликта, тем непосредственнее он указывает на то или иное отклонение социально-производственной ситуации от оптимальной.

Наиболее опасным негативным последствием конфликта является его затягивание и нагнетание в организации таких взаимоотношений, которые в сочетании с другими факторами (экономическими, политическими и др.) могут привести к созданию кризисной ситуации.

Вместе с тем кризис сам неизбежно порождает конфликты, так как он нарушает динамическое равновесие организации. Внутренние силы, пытаясь восстановить его, приходят в движение и начинают сталкиваться. Обостряются деловые и социоэмоциональные отношения между работниками, в результате чего возникают конфликты.

Таким образом, конфликт в некоторых ситуациях может спровоцировать в организации кризис, а тот, в свою очередь, неизбежно создает почву для конфликтов.

Наличие конфликта в организации еще не свидетельствует о ее кризисном состоянии, так как конфликты вообще неизбежны и даже могут принести пользу. Конфликт не есть нечто исключительное, не синоним конфронтации, а способ преодоления противоречий, способ взаимодействия сложных систем, вид общения через состязание. Но если конфликты возникают слишком часто, а решение их затягивается, это свидетельствует о наличии в организации серьезных проблем, которые следует диагностировать и найти их решение. В противном случае организация не будет успешно развиваться и может войти в состояние кризиса. Для того чтобы конфликты не имели разрушительных для организации последствий, руководители должны уделять им особое внимание.

Управление конфликтами является важной составной частью процесса регулирования социально-производственных отношений в организации. Это одно из условий антикризисного управления. Для того чтобы реализовать его на практике, необходимо:

Ø     осознание менеджерами вероятных предпосылок и причин возникновения конфликтных ситуаций;

Ø     понимание механизма развития конфликта как процесса;

Ø     учение применять в практике управления методы разрешения конфликтов.

 

2. Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении

Информация о работе Человеческий фактор в антикризисном управлении