Чрезмерная налоговая нагрузка как причина появления теневой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение теневой экономики и причин ее возникновения.
Задачи исследования:
• определить понятие теневой экономики, ее структуру;
• охарактеризовать основные причины возникновения теневой экономики;

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика теневой экономики 5
1.1 Понятие теневой экономики………………………………………....5
1.2 Структура теневой экономики………………………………………8
1.3 Причины возникновения теневой экономики…………………….10
2. Чрезмерная налоговая нагрузка как основная причина возникновения теневой экономики 14
2.1 Налоговая нагрузка в РФ……………………………………………14
2.2 Цели налоговой политики……………………………………………21
2.3 Совершенствование налоговой системы РФ………………………24
Заключение 28
Библиографический список………………………………………………..30
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

чрезмерная налоговая нагрузка.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Наиболее уязвимыми для теневого оборота оказываются бюджетные расходы, имущественные и финансовые активы компаний, в том числе компаний с госучастием, сфера ЖКХ, ТЭК, оборонные и строительные комплексы.

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений,  которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе,  необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

1)  Отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.  При этом не снимается с повестки дня вопрос дальнейшего снижения налоговой нагрузки на экономику,  которое будет возможно в рамках обеспечения устойчивости бюджетной системы.

С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы, изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов предполагается как за счет сбалансированного снижения налоговых ставок,  так и путем проведения структурных преобразований налоговой системы –  повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных        налогов.

2)  Унификация налоговых ставок,  повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений,  интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Несмотря на отмеченные недостатки, в первые годы существования российская налоговая система в целом неплохо выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких изменений в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Однако по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований,  разработки и введения в действия соответствующих законов,  закладывающих правовую базу под эти процессы,  присущие налоговой системе недостатки становились все более заметными,  а ее несоответствие происходящим в обществе изменениям – все более явным.

Налоговая система стала явным тормозом экономического развития государства.  Как следствие –  массовое недовольство и справедливые нарекания существующей системой налогообложения со стороны отечественных предприятий,  предпринимателей и иностранных инвесторов.

Необходимо решать следующие проблемы:

1.  Повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет:

-  выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков  (прежде всего за счет отмены имеющихся необоснованных льгот и освобождений);

-  отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, налогов и сборов (прежде всего так называемых «оборотных» налогов);

-  исправления деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам,  искажающих экономическое содержание этих налогов;

-  улучшение налогового администрирования и повышение уровня собираемости налогов.

2.  Снижение общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков, что включает в себя:

-  более равномерное распределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками;

- снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

- снижение ставок налогообложения прибыли предприятий.

3. Упрощение налоговой системы за счет:

- установления закрытого перечня налогов и сборов;

- сокращения числа налогов и сборов;

- максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка их уплаты.

4. Обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.

В посткризисном мире идет формирование новой модели экономического роста. Стимулирующая функция налоговой системы занимает важнейшее место в этом глобальном тренде. В мировой экономической мысли налоговый дискурс уверенно сместился с нейтральности к стимулирующей роли налоговой системы.

2.2 Методы борьбы с теневой экономикой

 

Теневой бизнес, если отделить его от незаконной по своему характеру деятельности, прежде всего подразумевает умысел на сокрытие от уплаты налогов, таможенных и других платежей. Как показывает практика, наиболее латентны как раз налоговые преступления, поэтому для определения содержания теневой экономики, для выделения в ней более частных процессов логичнее всего обратиться именно к налоговым преступлениям.

Способы уклонения от уплаты других видов обязательных платежей, как правило, либо выявляются контрольными методами, либо по своему характеру идентичны способам уклонения от уплаты налогов.

Существуют восемь основных способов уклонения от уплаты налогов.

1. Способы уклонения, не зависящие от вида налога

Сокрытие объектов налогообложения (ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии, в том числе с использованием подложных документов и документов фальшивых фирм, Неотражение финансово-хозяйственных сделок в бухгалтерском учете, уничтожение бухгалтерских документов после совершения сделки, ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или структурных подразделений без проводки по своим бухгалтерским счетам и др.).

2. Занижение объектов налогообложения (внесение в бухгалтерские документы искаженных данных, отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские счета, создание неучтенных излишков продукции путем увеличения нормы убыли, необоснованного списания и др.).

              3. Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов (создание искусственной дебиторской задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с намерением не возвращать выручку на счета предприятия, перечисление выручки на счета зависимых структур, не уполномочивая их уплачивать соответствующие налоги, невозврат валютных средств от нерезидентов в срок свыше 180 дней, если это все же нашло отражение в бухгалтерской отчетности, и др.).

              4. Неправомерное использование льгот (ведение основного вида деятельности под видом льготированного, включение в штат неработающих пенсионеров-инвалидов и др.).

5. Занижение налога на прибыль (неправомерное отнесение расходов на финансовые результаты предприятия, искусственное увеличение фонда заработной платы за счет завышения численности работников, завышение внереализационных расходов и др.).

6. Уклонение от уплаты и занижение НДС (неначисление НДС по взаимозачетам и бартеру, завышение в налоговых декларациях сумм НДС, подлежащих возмещению из бюджета, и др.).

7. Уклонение от уплаты акцизов (внесение в технологию производства подакцизной продукции незначительного изменения с целью вывода ее из-под обложения акцизом, но фактического использования в прежнем порядке).

8. Уклонение от уплаты подоходного налога (получение крупной материальной помощи, персонального вознаграждения или безвозвратной ссуды, безвозвратное получение денежных средств в подотчет, непредставление или искажение данных в декларации о совокупном годовом доходе и др.).[9]

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Одной из главных причин сложности этой задачи является положительная обратная связь, упомянутая выше. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты.

В настоящее время применяются такие меры как:

      реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;

      ужесточение борьбы с коррупцией;

      меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;

      выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;

      усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег;

      разработка проекта детенизации экономики.

Также необходимо законодательно добиться ослабления всевозможного пресса со стороны государства на бизнес, в частности, необходимо сократить число надзорных органов и инспекций, в то же время повысив эффективность самой системы контроля и надзора в стране.

Сохранение такой ситуации толкает многих граждан в теневую экономику, формируется криминальное сознание общества, становящееся обыденным.

Важно децентрализовать, укрепить судебные и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов, ужесточить законодательство.

Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

Минимизация налогообложения сама по себе не является мошеннической операцией и не всегда относится к сфере теневого бизнеса. Все зависит от применяемых методов.

В любой системе налогообложения имеется множество специфических для данной системы лазеек законного уменьшения налогов. Причем эти специфические методы снижения налогов часто не могут быть реализованы в других системах налогообложения.

 

2.3 Совершенствование налоговой системы

 

Налоговая система в Российской Федерации на сегодняшний день находится в стадии реформирования. Это обстоятельство во многом определяет неустойчивость, некоторую противоречивость и запутанность законодательства о налогах и сборах. Любая недоработка в этой области ведет к потерям федерального бюджета, а значит и к ослаблению экономической безопасности страны. Существует достаточное количество граждан и организаций, стремящихся избежать уплаты законно установленных налогов и сборов, что приводит к устойчивому росту экономической и налоговой преступности, поддержанию теневого сектора экономики.

В среднесрочной перспективе будет продолжено совершенствование системы администрирования налогов в России. В частности, предполагается принятие следующих мер:

а) совершенствование подходов к проведению налоговых проверок;

б)  повышение уровня информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов;

в)  обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами;

г)  совершенствование системы государственной регистрации юридических лиц.

Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.

Проблема легализации теневого капитала должна базироваться на следующих принципах:

- благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

- четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.

- формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к “новым русским”, проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России

- укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;

- Установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.

С целью повышения эффективности государственного управления в сфере бюджетно-налогового регулирования рекомендуются следующие мероприятия:

1.      упрощение процедур оформления налоговых документов и внесения налоговых платежей, в том числе при помощи электронных каналов связи;

2.      обеспечение неотвратимости наказания за нарушение налоговых законов;

3.      устранение недостатков в организации налогового контроля;

4.      укрепление международного и межведомственного сотрудничества в деле борьбы с теневыми экономическими процессами, экономической и налоговой преступностью путем создания единого органа контроля и координации.

Снижение налоговых ставок автоматически не ведет к повышению собираемости налогов. При чрезмерно высокой налоговой нагрузке предприятия вынуждены в целях выживания изыскивать новые способы минимизации налоговых платежей. Обычно такие изыскания требуют значительных интеллектуальных усилий и финансовых вложений (например, инвестиций в создание оффшорной фирмы).

Информация о работе Чрезмерная налоговая нагрузка как причина появления теневой экономики