Что, по Канту, означает «критика чистого разума»?

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:29, контрольная работа

Описание работы

Здесь 1 вариант контрольной работы по философии НГУЭУ

Содержание

1. Что, по Канту, означает «критика чистого разума»?
2. Как Кант предлагает решить проблему соотношения предметов знания с самим познанием? Почему это решение он сравнивает с открытием Коперника?
3. Что Кант считает «скандалом для философии и общественного разума»?
4. Что такое «априорные знания»? Каким знаниям, по Канту, они противопоставлены?
5. Какие основные признаки априорного знания Кант выделяет?
6. Каковы основные различия аналитических и синтетических суждений, их роль в познании?
7. Почему Кант считает «все математические суждения синтетическими»? Примеры Канта.
8. Что составляет, по Канту, истинную задачу чистого знания? Что является следствиями решения этой задачи?
9. Что такое «трансцендентальное познание»?
10. Чем, по Канту, занимается «трансцендентальная эстетка» и чем - «трансцендентальная логика»?
11. Что есть пространство и время, по Канту?
12. Почему вещи сами по себе не доступны для познания?
13. В чем отличие человеческого рассудка от чувственности?
14. Основные категории человеческого рассудка (таблица категорий).
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ответ философия.docx

— 34.20 Кб (Скачать)

14. Основные категории  человеческого рассудка (таблица  категорий).

Тот же самый рассудок, и  притом теми же самыми действиями, которыми он посредством аналитического единства создает логическую форму суждения в понятиях, вносит также трансцендентальное содержание в свои представления посредством синтетического единства многообразного в созерцании вообще, благодаря чему они называются чистыми рассудочными понятиями и a priori относятся к объектам, чего не может дать общая логика.

Этим путем возникает  ровно столько чистых рассудочных  понятий, a priori относящихся к предметам созерцания вообще, сколько было перечислено логических функций во всех возможных суждениях: рассудок совершенно исчерпывается этими функциями, и его способность вполне измеряется ими. Мы назовем эти понятия по примеру Аристотеля категориями, так как наша задача в своей основе вполне совпадает с его задачей, хотя в решении ее мы далеко расходимся с ним.

 

Практическое задание 2.

Задача 1

Виднейший представитель логического позитивизма XX в. Л. Витгенштейн писал: «Философия не является одной из наук. (Слово «философия» должно обозначать нечто, стоящее над или под, но не рядом с науками).

Цель  философии – логическое прояснение мыслей.

Философия – не учение, а деятельность.

Философская работа, по существу, состоит из разъяснений.

Результат философии – не “философские предложения”, а достигнутая ясность предложений.

Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и  отчетливыми…».

 

Проанализируйте данное высказывание:

  1. Как автор определяет предмет философии?

Автор определяет предмет  философии как учение о знании, деятельности мысли, основанной на фактах.

 

  1. Можно ли говорить о философии как деятельности?

Рассматривая школу  логического позитивизма (неопозитивизма), к которой принадлежит Витгенштейн, можно сделать вывод, что для этого течения, философия была деятельностью. Поскольку для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающиеся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в этистемологии (гносеологии). Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого.

 

  1. В чем отличие взглядов Витгенштейна на философию от ее классической трактовки?

«Предметом философии  науки, - как отмечают исследователи, - являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте».

Философия науки  имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. (Следует отметить, что философия науки хотя и интересуется разумным развитием наук, но все же не призвана непосредственно обеспечивать их разумное развитие, как это призвана делать многоотраслевая метанаука.) Если основная цель науки – получение истины, то философия науки является одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса, как возможно достижение истины.

Для позитивистов предметом  философии будет язык науки как  способ выражения знания, а также  деятельность по анализу этого знания и возможностей выражения его в языке.

Предмет классической философии – мысль.

 

  1. Исчерпывает ли данное понимание предмет философии?

Данное понимание  не исчерпывает предмет философии, на мой взгляд, автор раскрывает понятие предмета философии только для философии науки, но не для философии в целом.

Свести всю функцию  философии к логическому анализу  языка – значит упразднить значительную часть ее реального содержания, которое  складывалось на протяжении двух с  половиной тысячелетий. Это равносильно запрету заниматься анализом содержания коренных мировоззренческих проблем. Критики неопозитивизма считают, что, с точки зрения его сторонников, главное занятие философа состоит в том, чтобы разрушить философию. Правда, эта тенденция, высказанная неопозитивистами первоначально в категорической форме, впоследствии была значительно смягчена. Тем не менее все логические позитивисты все-таки полагали, что философия имеет право на существование лишь как анализ языка, прежде всего языка науки.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1.  Кант И. Критика  чистого разума. / Перевод с нем. Н. Лосского.      

     Мн.: Литература, 1998. - 960 с. - (Классическая философская мысль).

 

2. Философия: Хрестоматия / Сост. Т.Ф. Пыхтина. - Новосибирск: НГУЭУ,

    2008. - 100 с.

3. Пыхтина Т.Ф. Философия: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2008.

4. Философия: Хрестоматия / Сост. Т.Ф. Пыхтина. – Новосибирск: НГУЭУ, 2007.

5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000.

6. Философия / Под ред. В.В. Миронова. – М., 2005


Информация о работе Что, по Канту, означает «критика чистого разума»?