Формирование целей системы управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в раскрытии теоретического формирования системы управления персоналом, анализе системы управления персоналом на предприятии и совершенствование системы управления персоналом на предприятии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое формирование системы управления персоналом
1.1. Управление персоналом: понятие и цели 6
1.2. Система управления персоналом: основные элементы 9
1.3. Структура целей системы управления персоналом 13
Глава 2. Анализ системы управления персоналом на предприятии
ОАО «Бурятхлебпром»
2.1. Характеристика ОАО «БХП» и его хозяйственная деятельность 17
2.2. Анализ состава и структуры персонала 21
2.3. Функциональные блоки системы управления персоналом 24
Глава 3. Совершенствование системы управления персоналом на
ОАО «Бурятхлебпром»
3.1. Основные направления развития системы управления
персоналом на ОАО «Бурятхлебпром» 27
3.2. Программа оптимизации использования персонала 34
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

КУР Управление персоналом.doc

— 633.00 Кб (Скачать)
 

    Система целей является основой определения  функций управления. Первоначальным этапом формирования функций служит выявление их объектов и носителей.

    В управлении персоналом ведущий германский экономист-управленец  И. Хентце выдвинул несколько  функциональных блоков.(см.таблицу 1.1)

        Главная задача службы управления – обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.

    Под качественными характеристиками персонала  следует понимать:

-способности (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере и т.п.);

-мотивации  (круг профессиональных  и личных интересов, стремление сделать карьеру и т.п.);

-свойства (личностные качества, влияющие на выполнение определенной профессиональной роли)[13] 

    1.2. Система управления  персоналом: основные элементы

     Без управления людьми не может существовать ни одна организация. Без квалифицированных  кадров организация не сможет достичь  своих целей. Вряд ли оспорим тот  факт, что доходы любой фирмы в  первую очередь зависят от того , насколько профессионально работают в ней специалисты. Управление персоналом направлено на достижение эффективной деятельности организации и справедливости взаимоотношений между работниками. Гибкая организация труда, самоорганизация работника и групп трудящихся, их сознательное участие не только в производственном процессе, но и в управлении производством становится отправной точкой создания систем управления человеческими ресурсами.

     Каждая  система состоит из определённых элементов. Система УП не является исключением. Структура элементов системы управления представлена в таблице 1.1. В ней также представлена сравнительная характеристика различных подходов к управлению персоналом.[2] 
 

Таблица 1.2 

      Структура основных элементов, формирующих систему  управления персоналом

 Содержание элементов 

Элементы

системы УП

Содержание  элементов при классическом подходе  к управлению Содержание  элементов при акценте в управлении на персонал
Ресурсы фирмы Физический  и денежный капитал Физический  и денежный капитал

Человеческие  ресурсы 

Расходы на персонал Прямые затраты Долгосрочные  инвестиции
Привлечение персонала на фирму Денежный стимул Активный поиск

Реклама

Социальные льготы

Расходы на обучение Минимальные Определяются  по принципу «затраты - выгода» 
Формы обучения На рабочем  месте Вне фирмы, включая  общее образование
Социальная  инфраструктура Отсутствует Формируются отдельные  компоненты по принципу «затраты - выгода»
Стиль руководства Авторитарный Определяется  ситуацией
Организация труда Индивидуальная  Индивидуальная

Групповая

Регламентация исполнителя Жёсткая Разная степень  свободы в организации труда
Мотивация к труду Индивидуальная Сочетание морально-экономических  стимулов, использование различных  мотивов деятельности
Горизонты (сроки) планирования Краткосрочный Период жизненного цикла человеческих ресурсов
Функции кадровых служб Преимущественно учетные  Преимущественно аналитические и организационные
 
 

     Система управления кадрами проходит в своём  развитии 3 стадии:

  1. Анализ ситуации - определение потребности в рабочей силе, исходя из планов развития производства, анализа рабочей силы, поиск альтернатив и прочее.
  2. Постановка целей - кадровые цели должны совпадать с целями организации. Цели включают меры по повышению производительности и усилению оборота рабочей силы.
  3. Контроль - сопоставление достигнутых результатов с планом, устранение отклонений, которые могут включать наём, обучение работников.

     Этот  подход рассматривает рабочую силу как определённый ресурс, но имеющий  существенные отличия от других видов  ресурсов, которые состоят в следующем:

     - наёмный работник может отказаться  от условий, на которых руководство  собирается его использовать;

     - он может уволиться по собственному желанию;

     - он может бастовать;

     - он может переобучаться другим профессиям;

     - уровень оплаты его труда является объектом длительных переговоров;

              Управление кадрами как система представлена на рис. 1.1.

Управляющий кадрами действует на рынке труда   Управление  рабочей силой   Выход системы - рост производительности труда

 

         
Блок 1 – Запуск

Наем

Выбор

Переговоры

Заключение контракта

Блок 2 - Процессы

Обучение

Тренировка

Условия работы

Медицинское обслуживание

Профилактика  и разрешение конфликтов

Прекращение найма

Блок 3 – Выпуск

Выполнение работы

                 Рисунок 1.1 Управление кадрами как система

     Концепция управления персоналом базируется на постулатах «школы научного управления», в которых один из главных принципов - минимизация вложений в наёмную  силу. В 70-х годах появилась концепция  «человеческих ресурсов управления», возникшая в результате синтеза школ «человеческих отношений» и «поведенческих наук», что позволило признать экономическую целесообразность капиталовложений в рабочую силу. При таком подходе прослеживается прямая зависимость величины дохода от индивидуальной производительности работника, его творческого подхода и самореализации.

     Применение  концепции «человеческих ресурсов»  требует осуществления кадрово-образовательной  политике на уровне корпорации и государства. Корпорация представляет собой социотехническую систему. Этот подход позволяет представить корпорацию как совокупность двух систем: технической и социальной, которые осуществляют принципиально отличные функциональные действия.[6]

     Действия  технической системы предсказуемы и контролируемы, так как представляют собой реакцию объекта управления на полученную от органа управления команду.

     Социальная (личностная, человеческая) подсистема связана с поступками и реакциями  людей на команды управления, которые  не могут быть однозначными и предсказуемыми. Эффективность действия данной подсистемы изначально связана с подбором кадров, т.е. кадровой политикой.

     Управление  человеческими ресурсами - главная  функция любой фирмы и рассматривается  как система организации и  управления процессами отбора, обучения и оценка кадров, являясь подсистемой в обще корпорационной структуре.

     По  своему содержанию организационная  и социально-экономическая основа системы управления персоналом включает в себя:

     - установление четкого порядка  и регламента определения целей  и постоянное уточнение перспективных и текущих задач, стоящих перед подразделением в целом, а также перед каждым функциональным органом управления и структурным звеном;

     - формирование и постоянное совершенствование  организационной структуры управления, связанное с уточнением количества подразделений и функциональных органов управления, положений, регулирующих деятельность, формальных, регламентированных правовыми актами связей между ними, профессиограмм для каждого должностного лица, включая должностные инструкции и модели должностей;

     - непрерывное улучшение условий,  определяющих уровень организации  труда работников (повышение степени  ответственности, обогащение труда,  совершенствование организации  труда и обслуживания рабочих  мест и др.);

     - постоянное совершенствование экономической деятельности подразделения, создание наиболее благоприятных условий для оптимального сочетания коллективных, индивидуальных интересов с интересами организации, путём постоянного обновления систем и норм стимулирования;

     - прогнозирование и планирование  потребности в кадрах, квалификация и деловые качества которых отвечали бы предъявляемым требованиям, и пути обеспечения ими организации.

     Каждое  из перечисленных направлений входит в функциональные обязанности конкретных органов управления, но координирует и направляет их работу, обеспечивает служба по управлению персоналом.[7]

     1.3. Структура целей  системы управления  персоналом

    Первоначальным  этапом проектирования и формирования системы управления персоналом организации  является формулировка целей данной системы. Для различных организаций цели системы управления персоналом варьируются в зависимости от характера деятельности организации, объемов производства, стратегических задач и т.д. Обобщение опыта зарубежных и отечественных организаций позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом организации как обеспечение организации персоналом, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие. На рисунке 1.2 показана структура целей системы управления персоналом организации.

    Рассматривая совокупность организационных целей, выделим также следующие категории целей организации: экономические, научно-технические, коммерческо-производственные и социальные.

    Экономические цели направлены на достижение расчетной  величины прибыли.[20]

    Научно-технические цели связаны с обеспечением заданного научно-технического уровня продукции, а также с повышением производительности труда за счет совершенствования технологий.

    Производственно-коммерческая цель связана с производством  и реализацией продукции в объемах, необходимых для получения планового уровня прибыли.

    Социальные  цели — организации заключаются  в достижении заданного уровня удовлетворенности  работников.

Рисунок 1.2. Цели системы управления персоналом организации

    Социальные  цели организации можно рассматривать с двух точек зрения, а именно: с позиций персонала и с позиций администрации. С одной стороны, цели системы управления персоналом определяют конкретные потребности работников, которые должны быть удовлетворены администрацией. С другой стороны, эти цели определяют характер и условия трудовой деятельности, которые обеспечивает администрация. Важным условием эффективности системы управления персоналом является отсутствие противоречий между этими двумя ветвями целей. Рассмотрим их более подробно.

    С точки зрения персонала социальные цели организации обусловлены тем, в какой степени выполнение трудовых функций способствует удовлетворению потребностей человека. Структура таких  целей представлена на рисунке 1.3.

    

Рисунок 1.3. Цели системы управления персоналом организации с точки зрения персонала

    С точки зрения администрации социальные цели организации связаны с экономическими целями. В этом аспекте система  управления персоналом должна служить  основной цели — получению прибыли.[15]

    Структура социальных целей с точки зрения администрации представлена на рисунке 1.4.

    

Рисунок 1.4 Цели системы управления персоналом организации с точки зрения администрации

    Обе ветви социальных целей (персонала  и администрации) не противоречат друг другу, что создает эффективную основу для взаимодействия этих двух субъектов для достижения общих целей. Наличие противоречивых целей системы управления персоналом приводит к конфликту интересов персонала и администрации, что негативным образом сказывается на функционировании организации в целом. Следует также подчеркнуть, что, несмотря на то, что с точки зрения администрации, главной целью является получение прибыли, отправным моментом в современной теории и практике управления персоналом является осознание необходимости удовлетворения не только материальных, но и социальных потребностей сотрудников. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ системы  управления персоналом на предприятии

    ОАО «Бурятхлебпром»

Информация о работе Формирование целей системы управления персоналом