Формирование человеческого капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

Глобальные изменения в мире создают значительные возможности для людей, у которых ранее не было доступа к ресурсам и знаниям. Однако очень часто люди не способны воспринимать открывшиеся новые возможности. Создается парадокс: есть новые технические достижения, есть новые современнее более прогрессивные и эффективные формы социальной жизни, но население конкретного региона не способно воспользоваться всеми этими благами.

Работа содержит 1 файл

Вопрос № 20.docx

— 26.64 Кб (Скачать)

Вопрос № 20. Формирование человеческого капитала

 

Глобальные изменения  в мире создают значительные возможности  для людей, у которых ранее  не было доступа к ресурсам и знаниям. Однако очень часто люди не способны воспринимать открывшиеся новые  возможности. Создается парадокс: есть новые технические достижения, есть новые современнее более прогрессивные  и эффективные формы социальной жизни, но население конкретного  региона не способно воспользоваться  всеми этими благами. И это  становится проблемой не конкретного  человека, а региона, целой страны. Не секрет, что сейчас можно говорить о некой форме «человеческого дефолта» в регионах РФ. То есть регион не может развиваться, не могут строиться  и работать наукоемкие производства и причина этого не в отсутствии материальных ресурсов, а в отсутствии человеческих резервов. В буквальном смысле слова людей нет, а то население, которое есть, пока не готово работать в новых условиях глобального мира, когда сокращается время и пространства, а темп жизни увеличивается. Люди не выдерживают новых темпов жизни и вымирают. Причина такого бедственного положения дел в психологическом состоянии человеческого капитала в России.

Простыми механическими  действиями изменить ситуацию к лучшему  невозможно. То есть нельзя человека научить  работать на новом наукоемком предприятии, дать ему больший объем знаний, приучить к новым социальным формам жизни, если психологически он не готов  воспринять это. Конкурентоспособность  России на мировой арене напрямую зависит от психологического состояния  человеческого капитала. В эпоху  глобализации на первое место выходит  не умение власти управления природными ресурсами и территорией, а умение власти формировать и управлять  человеческим капиталом.

Формирование человеческого  капитала времен глобализации возможно только на основе единой концепции  требований к качествам человека. А.И. Юрьевым на кафедре политической психологии СПбГУ была разработана концепция человеческого капитала. В основе концепции лежит метод системного подхода проф. В.А.Ганзена. Человеческий капитал обладает четырьмя базовыми психологическими способностями:

1 Жизнеспособность – способность человека воспроизводить себя, т.е. способность жить в неких оптимальных условиях и давать потомство. Эта способность соответствует природным свойствам и естественному смыслу жизни индивида – сохранению себя и потомства.

2 Работоспособность – способность человека выполнять определенную работу в необходимом количестве и с необходимым качеством. Работоспособность является свойством человека как субъекта деятельности, характеризует некую меру жизненной энергии человека.

3 Способность к инновациям – способность человека адаптироваться к нововведениям в различных сферах жизни. Это способность изменять свое сознание и поведение вслед за изменением внешних условий. Способность к инновациям – характеристика человека как личности, субъекта общественных отношений. Современный мир так стремительно меняется, что для многих людей становится проблемой адаптация к этим переменам. Ценности играют роль той основы, которая помогает человеку выжить, сохранить себя. И только очень немногие люди могут не только приспосабливаться к переменам, но и сами принимать участие в создании будущего мира. Это мы и называем способностью к обучению. В отличие от способности к инновациям, которая характеризует меру адаптивности человека к меняющимся условиям, способность к обучению – это способность самому изменять внешнюю среду.

4 Способность к обучению – свойство человека как индивидуальности, неповторимой своеобразной сущности. Эта способность связана с целями жизни, т.к. именно цель как осознанный образ предвосхищаемого будущего определяет нашу жизнь в настоящем. В философии под целью понимается идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия. Определив некую цель и стремясь к ней, человек меняет себя и окружающий мир. Способность к обучению это и есть некий аналог способности ставить перед собой адекватные цели и достигать их.

По состоянию этих четырех  способностей можно судить о состоянии  человеческого капитала.

Санкт-Петербург стал одним  из регионов РФ, где в 2006 году был  проведено социально-психологическое  исследование – «аудит человеческого  капитала». Каждую способность человеческого  капитала (жизнеспособность, работоспособность, способность к инновациям, способность  к обучению) можно измерить с помощью  набора существующих валидных психологических  и психофизиологических методик.

Специально для целей  данного исследования разработана  единая методика тестирования психологических  параметров и расчета интегральных показателей развития человека. Помимо традиционных бланковых опросников и методик на память и внимание используется устройство психофизиологического  тестирования «Психофизиолог» (УПФТ «Психофизиолог»). Оно предназначено для автономного проведения индивидуального психофизиологического тестирования работоспособности и личностных особенностей человека. Используются лицензированные, проверенные методы исследования, которые включают в себя: методика вариационной кардиоинтервалометрии (ВКМ), оценка функционального состояния центральной нервной системы на основе простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), оценка уровня работоспособности на основе сложной зрительно моторной реакции (СЗМР), сложная зрительно-моторная реакция с выбором из двух альтернатив в три этапа (СЗМР-3), оценка психической нормативности на основе психодиагностической анкеты (ПДА), многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО), опросник «Девиантное поведение» (ДАП), шкала тревожности Спилбергера-Ханина, опросник «Самочувствие-Активность-Настроение» (САН), красно-черная таблица (методика Горбова на изучение внимания), тест на кратковременную и долговременную память (запоминание цифр и слов) и т.д. Всего 7 аппаратных и 4 бланковые методики.

Процедура проведения исследования: тип построения выборки – стратифицированная квотная выборка. Основания для  квотирования выборки – пол, возраст, уровень дохода. Возрастной коридор  для респондентов – 18-65 лет. Объем  выборки – 300 респондентов. Предварительное  тестирование методики измерения человеческого  капитала показало, что выполнение методики одним респондентом занимает от 2,5 часов до 3 часов 50 минут. Поэтому  было принято решение, что по форме  проведения исследования это будет  hall-тест. По заданной выборке респонденты приглашались в специально арендуемые помещения. Ежедневно формировались три группы испытуемых. Наполняемость групп от 10 до 20 человек. В ходе исследования заполнялся «Протокол проведения исследования», где фиксировались временны??е параметры исследования и результата исследования. С каждой группой постоянно работали два специалиста-психолога (сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета) и три профессиональных интервьюера.

Для общей оценки развития человеческого капитала в г. Санкт-Петербурге был разработан интегральный показатель человеческого капитала, объединяющий четыре вторичных индекса (жизнеспособности, работоспособности, способности к  инновациям, способности к обучению), которые в свою очередь интегрируют  от 6 до 14 первичных показателей:

1) Жизнеспособность:

1 Индекс уровня функционального состояния организма (ВКМ);

2 Индекс уровня частоты сердечных сокращений;

3 Индекс уровня вариативности сердечного ритма;

4 Индекс напряженности регуляторных систем по стресс-индексу;

5 Индекс баланса симпатического и парасимпатического отдела ВНС;

6 Индекс уровня кризисных состояний и аффективных расстройств;

7 Индекс уровня асоциальных и антисоциальных тенденций;

8 Индекс уровня психического здоровья;

9 Индекс уровня психосоматических расстройств;

10 Индекс уровня физического здоровья;

11 Индекс уровня сексуального здоровья;

12 Индекс уровня аддиктивного поведения;

13 Индекс уровня делинквентного поведения;

14 Индекс уровня суицидального поведения.

2) Работоспособность:

1 Индекс уровня активации ЦНС на основе времени реакции;

2 Индекс уровня сенсомоторных реакций;

3 Индекс уровня работоспособности на основе сложной зрительно-моторной реакции;

4 Индекс уровня самооценки самочувствия;

5 Индекс уровня самооценки активности;

6 Индекс уровня самооценки настроения.

3) Способность к инновации:

1 Индекс уровня социально-психологической адаптации;

2 Индекс уровня жизненных ценностей;

3 Индекс уровня нравственных ценностей;

4 Индекс уровня религиозности;

5 Индекс уровня психологических зависимостей;

6 Индекс уровня ситуативной тревожности;

7 Индекс уровня личностной тревожности.

4) Способность к обучению:

1 Индекс уровня силы процессов возбуждения;

2 Индекс уровня стабильности реакций;

3 Индекс процессов внимания;

4 Индекс процессов памяти-1;

5 Индекс процессов памяти-2;

6 Индекс процессов памяти-3;

7 Индекс процессов памяти-4;

8 Индекс процессов памяти-5.  

Все значения первичных показателей  переводились в индексы от 0 до 1, которые рассчитывались для каждого  показателя отдельно. Вторичные индексы  и интегральный показатель человеческого  капитала рассчитывались как среднее  арифметическое индексов более низкого  порядка. Интегральные показатели жизнеспособности человеческого капитала в Санкт-Петербурге: 0,46. Работоспособности – 0,36.

Способности к инновациям – 0,6. Способности к обучению – 0,39. Интегральный показатель человеческого  капитала в Санкт-Петербурге , как среднеарифметическое четырех способностей равен 0,46. То есть ниже средних значений. Несмотря на общепринятые стереотипы в целом с Санкт-Петербурге наименьшие показатели человеческий капитал имеет по работоспособности и способности к обучению (то есть проблемы с целеполаганием). Ниже среднего показатели по жизнеспособности и высокие показатели, на основе которых можно в дальнейшем развивать человеческий капитал – это способность к адаптации.

Некоторые психологические  особенности человеческого капитала, полученные в ходе исследования:

1 Слабые стороны, которые негативно влияют на качество человеческого капитала:

- Низкий уровень активации  центральной нервной системы  (ЦНС). Если говорить о человеке, то низкий уровень активации  ЦНС – это свидетельство о  сниженном функциональном состоянии  человека, сниженной готовности  к действиям. Другими словами,  состояние населения г. Санкт-Петербурга  имеет признаки переутомления.  Еще одно подтверждение - ориентация  на быстродействие выполнения  любых тестовых заданий в ущерб  качеству выполнения. Нестабильность  и хаотичность реакций

- Вызывает беспокойство  неадекватно завышенная самооценка  физического состояния, активности  и настроения. Элементы эйфории.  Последствия неадекватного восприятия  своего состояния – недооценка  угроз, связанных с физическим  состоянием организма, несоблюдение  правил безопасности жизнедеятельности,  режима труда и отдыха, питания  и т.п.

- Потенциальные и реальные  проблемы, связанные с физическим  состоянием организма, в частности  с сердечно-сосудистыми заболеваниями

- Сниженный уровень психического  здоровья и присутствие суицидальных  тенденций. Причем исследование  показало, что население не находится  в ситуации ярко переживаемого  кризиса или психологического  аффекта. То есть объективно кризиса нет. Низкий уровень психического здоровья - это пролонгированное состояние населения г. Санкт-Петербурга. Создается впечатление, что население находится в ситуации непрекращающегося психологического стресса, переходящего в дистресс

- Удовлетворительный уровень  социально-психологической адаптации.  То есть психологически население  с трудом адаптируется к современным  условиям изменений в мире  и в стране. Средний и высокий  уровень личностной тревожности

2 Сильные стороны, отталкиваясь от которых, можно восстановить жизнеспособность, работоспособность, способность к обучению человеческого капитала в Санкт-Петербурге:

- Высокий уровень жизненных  и нравственных ценностей. Высокий  уровень религиозности жителей  г. Санкт-Петербурга. Низкий уровень  асоциальных тенденций и делинквентного поведения (стоит напомнить, что это общие характеристики населения г. Санкт-Петербурга; в общем показателе нет дробления на подгруппы по возрасту, полу, социальному положению). Фактически население демонстрирует свой изначально позитивный настрой, хорошую основу для развития. С таким нравственным населением при наличии политической воли и четко сформулированных целей можно строить сильное современное государство

- Высокий уровень силы  процессов возбуждения. Можно  считать, что у населения потенциально  есть достаточно высокая выносливость. При наличии поставленных целей  - высокая целеустремленность.

Полученная в данном исследовании информации о психологическом состоянии человеческого капитала может быть основой для разработки программ по сохранению, воспроизводству и развитию человеческого капитала, как в Санкт-Петербурге, так и в стране в целом. Сейчас психологическое состояние человеческого капитала в Санкт-Петербурге далеко от идеала, это значит, что в ближайшем будущем Санкт-Петербург может стать неконкурентоспособным другим Европейским городам именно с точки зрения способности населения эффективно действовать в условиях глобализации. Необходимо проводить работу с населением по повышению психологической адаптации к окружающему миру, методами массовой психологической коррекции. Одна из задач такой работы – научить населения ставить перед собой цели, то есть обучить процессу целеполагание, или дать населению готовые цели. Достигать поставленные цели жители Санкт-Петербурга способны. Эти задачи могут быть решены только политическим путем.

Информация о работе Формирование человеческого капитала