Формирование стратегии развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:08, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка стратегии развития предприятия на основе ООО «Феникс».
Исходя из цели исследования, были выделены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие стратегии, используемое в экономической литературе;
2. Описать виды стратегии;
3. Дать характеристику особенностям процесса разработки стратегии, методов и этапов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия
1.1. Понятие стратегии, ее сущность
1.2. Классификации стратегий
1.3. Процесс разработки стратегии, методы и этапы
ГЛАВА 2. Необходимость и предпосылки формирования стратегии развития ООО «Феникс»
2.1. Анализ хозяйственной деятельности ООО «Феникс»
2.2. Анализ внешней среды ООО «Феникс»
2.3. Анализ внутренней среды ООО «Феникс»
ГЛАВА 3. Формирование стратегии развития предприятия для ООО «Феникс»
3.1. Определение основных направлений разработки стратегии развития ООО «Феникс»
3.2. Составление плана мероприятий по формированию стратегии развития ООО «Феникс»
3.3. Расчет эффективности основных мероприятий стратегии развития ООО «Феникс»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Диплом Формирование стратегии развития предприятия.docx

— 220.10 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ –  «НИНХ»

 

Институт заочного обучения

Кафедра Управления

 

К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой

______________ ( В.В.Радионов )

«_____» ________________ 2009г.

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

по специальности высшего  профессионального образования

 

080507.65 Менеджмент  организации

(шифр) (наименование специальности)

 

на тему:

Формирование стратегии развития предприятия

 

 

Исполнитель,

студент гр.МОП-61

Л.В.Канунникова

Руководитель

С.В.Петухова

 

 

2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия

1.1. Понятие  стратегии, ее сущность

1.2. Классификации  стратегий

1.3. Процесс разработки стратегии, методы и этапы

ГЛАВА 2. Необходимость и предпосылки формирования стратегии развития ООО «Феникс»

2.1. Анализ хозяйственной деятельности ООО «Феникс»

2.2. Анализ внешней среды ООО «Феникс»

2.3. Анализ внутренней среды ООО «Феникс»

ГЛАВА 3. Формирование стратегии развития предприятия для ООО «Феникс»

3.1. Определение основных направлений разработки стратегии развития ООО «Феникс»

3.2. Составление плана мероприятий по формированию стратегии развития ООО «Феникс»

3.3. Расчет эффективности основных мероприятий стратегии развития ООО «Феникс»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время общее  внимание со стороны бизнеса к  стратегии стремительно возрастает.

В самом общем виде стратегия  может быть определена как эффективная  деловая концепция, дополненная  набором реальных действий, который  способен привести эту деловую концепцию  к достижению реального конкурентного  преимущества, способного сохраняться  длительное время. Разработка стратегии  должна основываться на глубоком понимании  рынка, оценке позиции предприятия  на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

В условиях ужесточающейся конкуренции развитие предприятия  зависит от трех групп факторов: внутренней среды, внешней среды, динамических способностей.

Единой стратегии для  всех предприятий не существует. Каждое предприятие даже одной отрасли  уникально, поэтому индивидуально  и определение его стратегии, которая зависит от его потенциала, а также от многих внешних факторов.

В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления  хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в  капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным  направлениям?

Все вышесказанное определило актуальность данной темы и позволило  выделить для теоретического и практического  исследования проблему формирования стратегии  развития предприятия.

Целью исследования является разработка стратегии развития предприятия на основе ООО «Феникс».

Объект исследования – ООО «Феникс».

Исходя из цели исследования, были выделены следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие стратегии, используемое в экономической литературе;
  2. Описать виды стратегии;
  3. Дать характеристику особенностям процесса разработки стратегии, методов и этапов;
  4. Проанализировать хозяйственную деятельность, внешнюю и внутреннюю среду ООО «Феникс»;
  5. Определить основные направления разработки стратегии развития ООО «Феникс»;
  6. Составить план мероприятий по формированию стратегии развития ООО «Феникс» и оценить их эффективность.

Структура дипломного проекта  представлена введением, тремя главами, в каждой из которых по три параграфа, заключением, списком литературы и  приложением.

В первой главе рассмотрены  теоретические основы формирования стратегии развития предприятия, дано понятие «стратегия», рассмотрены  классификации стратегий, процесс разработки стратегии, его методы и этапы.

Во  второй главе определены необходимость и предпосылки формирования стратегии развития ООО «Феникс».

В третьей главе описано  формирование стратегии развития предприятия  на примере ООО «Феникс».

Большой вклад в изучение проблемы стратегического развития предприятия внесли такие зарубежные и отечественные ученые, как А. Чандлер, И. Ансофф, Г. Клейнер, Д. Хасси, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова, С.А. Попов, Л. И. Евенко и другие.

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия

1.1 Понятие стратегии, ее сущность

 

Исследователи и практики хозяйственной деятельности предприятия  часто используют понятие «стратегия»  по-разному, полагая, что это общий  термин, не нуждающийся в специальном  определении, хотя его содержательная составляющая, как правило, предполагает некие различия. Такое отношение  ведет к путанице, подмене смысловых  содержаний. Каждый исследователь считает, что его вариант дефиниции  наиболее верный.

Термин «стратегия» (от греч. stratis – войско + ago – веду [9] или strategos – искусство генерала [15]) взят из военного лексикона, где он обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического  союза государств с использованием всех доступных средств [11].

В общем смысле это понятие  употребляется для обозначения  широких долгосрочных мер или  подходов, как правило, применительно  к предприятию: стратегия предприятия. Помимо использования понятия стратегии  в военной практике, его употребление можно услышать и в политике. Так, Л. М. Куликов – как «общий план достижения каких-либо (обычно крупных, общественно значимых) целей» [9]. В  лексиконе делового управления оно  стало употребляться для обозначения  того, что раньше называлось политикой, или деловой политикой [11].

Примеры использования  стратегического подхода к управлению деловыми организациями начали прослеживаться еще в 20-30-х годах нынешнего  столетия. Начиная с 1926 г., под стратегией подразумевалось управление ресурсами, когда было установлено, что при  каждом удвоении производства затраты  на единицу продукции падают на 20% [11]. Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Следуя военному словоупотреблению, словари все еще определяли стратегию как «науку о ведении войны, искусство ведения боя» [20], «науку и искусство развертывания войск для боя» [2], «высшую область военного искусства» [23].

Понятие стратегии вошло  и в лексикон делового управления: появились термины: «стратегическое  планирование», «стратегическое управление», «стратегический менеджмент», «стратегическое  мышление».

В результате исследования и анализа экономической литературы выявлены (табл. 1.1) [17, 26] следующие определения  понятия «стратегии».

 

Таблица 1.1

Определения понятия «стратегия»

Автор

Определение

1 . И. Ансофф, К. А. Волкова, И.  П. Дежкина , Ф. К. Казакова , А. Н. Люкшинов

Стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется  в своей деятельности.

2. В. А. Винокуров

Стратегия представляет собой систему управленческих решений, определяющих перспективные  направления развития организации, сферы, форм и способов ее деятельности в условиях окружающей среды и  порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей.

3. М. К. Старовойтов

Стратегия компании – это идеология развития, качественного конкретизирования  в виде ориентиров и состояний  компании, последовательности действий по их достижению в рамках сформированных целей.

4. Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский,  Б. Б. Стародубцева

Стратегия – это долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации  регионов, руководства предприятий  в отношении производства, доходов  и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты.

5. М. Д. Крук

Стратегия – это правила принятия решений, которые формируются в момент начала их реализации.

6. П. Дойль

Стратегия – это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия  и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках.

7. Дж. Глин, В. Маркова, Д. Перкинс

Стратегия – это основное связующее звено  между тем, что организация хочет  достичь, ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.

8. В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова

Стратегия – это генеральная программа  действий, выявляющая приоритеты проблем  и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные  цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие  получает единое направление движения. Это своего рода «нить времени», связывающая прошлое и будущее  и одновременно указывающая путь к развитию.

9. В. С. Ефремов

Стратегия – это образ действий, обусловливающий  вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения производственно-коммерческой организации на достаточно продолжительном  историческом интервале.

10. Э. А. Уткин

Стратегия – это совокупность главных целей  предприятия и основных способов достижения данных целей.

И.О. С. Виханский

Стратегия – это долгосрочное качественно  определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств  и формы ее деятельности, системы  взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации  в окружающей среде, приводящее организацию  к ее целям.

12. М . X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный  для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

13. Р. А. Фатхутдинов

Стратегия – это программа, план, генеральный  курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой  области деятельности.

14. Е. Е. Вершигора

Стратегия – это общий всесторонний план достижения цели.

15. Б. В. Прыкин, Л. В. Прыкина,  Н. Д. Эриашвили

Стратегия – это исследование сценариев  развития будущего организации; обоснованная идея, дающая преимущество в конкурентной борьбе; стратегическая альтернатива с установлением целей; общий  всесторонний план их достижения; комплексный  план, предназначенный для осуществления  миссии организации как совокупность ориентиров ее деятельности. Стратегия  – это система всеобъемлющего контроля, действие в инновационной  политике, гибкая политика кадров, исследование будущего, сценарий ситуаций, идея и  преимущества в конкурентной борьбе, система способов управления системами  и совокупность ориентиров для их развития, комплексный системный  план достижения целей, совместная «оркестровая»  работа групп, организации, профсоюзов и правительства.

16. К. А. Волкова, И. П. Дежкина,  Ф. К. Казакова

Стратегия – это весь взаимосвязанный комплекс деятельности во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия по отношению к его конкурентам. Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для  достижения поставленных целей путем  координации и распределения  ресурсов предприятия.

17. А. А. Томпсон, А. Дж. Ш. Стрикленд

Стратегия – это управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности. Стратегия – это обязательство осуществлять одну совокупность действий, а не другую.

18. М. Д. Соколов

Стратегия – это совокупность правил для  принятия решений в целях обеспечения  устойчивого роста и развития фирмы.

19. Н. Туленков

Стратегия – это установленная на достаточно длительный период совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность  предприятия, укрепляющих позиции  на рынке, повышающих способность предприятия  к выживанию в конкретной ситуации.

20. И. Склярова

Стратегия – это путь к достижению целей, продекларированных в миссии.

21 . А. Д. Гительман

Стратегия – это общее направление, генеральная  линия развития предприятия.

22. А. Чандлер

Стратегия – это определение  основных долгосрочных целей и задач  предприятия и утверждение курса  действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей.


 

Таким образом, на основании  вышеизложенного авторы предлагают следующую формулировку: стратегия  представляет собой совокупность действий, необходимых для достижения поставленных целей путем рационального использования  ресурсов экономической системы. Цель стратегии – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые  обеспечат производственной системе  высокую рентабельность и жизнеспособность [22].

1.2 Классификации стратегий

 

Выделяются три уровня стратегии. Первый уровень «военная стратегия», как наиболее зримая, ощутимая, грубая стратегия. Второй уровень корпорации — это более тонкая стратегия. И третий уровень – уровень  проектов – это еще более тонкая стратегия.

Современная теория менеджмента  различает несколько типов стратегий (рис. 1.1) [18].

 


 

 

 

 

Рис. 1.1. Виды стратегий экономического развития

 

Базовая стратегия –  это стратегия, которая описывает  общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности (таблица 1.2). Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг [12]. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия  в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая  стратегия предприятия.

В дополнение к базовой  стратегии, которая определяет комбинации различных стратегических областей деятельности организации, конкурентные стратегии определяют подходы, с  помощью которых организация  должна действовать в каждой такой  области. В литературе конкурентную стратегию иногда называют деловой  стратегией [М. М. Алексеева, В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова], бизнес-стратегией [В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова, Е. А. Вигдорчик].

 

Таблица 1.2

Базовая стратегия предприятия [19]

Виды

Развитие

Выживание

Революционное развитие

Эволюционное развитие

Доминирующий признак

Внутренний рост — расширение ассортимента товаров, услуг; внешний рост — слияние  компаний

Долгосрочное функционирование на рынке предприятий, прочно стоящих  на ногах

Поддержание стабильного положения  на рынке и адекватная реакция  на изменения

Диверсификация продукта

Присутствует

Обязательна

Может быть

Диверсификация производства

Присутствует

Обязательна

Может быть, но чаще всего происходит обратный процесс –

дедиверсификация

Изменение организационной структуры

Обязательно (в сторону увеличения подразделений)

Может быть

Обязательно (в сторону уменьшения подразделений)

Востребованность в инвестициях

Да

Может быть

Нет (нечем будет отдавать)


 

Деловая стратегия нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом  бизнеса, деловая стратегия является частью общей стратегии фирмы. Если организация включает несколько  деловых единиц, каждая из них разрабатывает  собственную целевую стратегию (рис. 1.2 [20]).

 





 

 

 

 

Рис. 1.2. Виды конкурентной стратегии

 

Третьим типом стратегий  являются функциональные стратегии, которые  разрабатываются специально для  каждого функционального пространства организации. В. Д. Маркова и С. А. Кузнецова понимают под функциональными  стратегиями стратегии, которые  разрабатываются на основе корпоративной  и деловой стратегии [13]. Целью  функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии. К основным типам функциональных стратегий относятся:

- стратегия НИОКР, обобщающая  основные идеи о новом продукте  – от его первоначальной разработки  до внедрения на рынке, имеет  две разновидности: инновационную  стратегию и имитационную стратегию;

- производственная стратегия  сосредоточена на решениях о  необходимых мощностях, размещении  промышленного оборудования, основных  элементах производственного процесса, регулировании заказов;

- маркетинговая стратегия  заключается в определении подходящих  продуктов, услуг и рынков, которым  они могут быть предложены. Определяет  наиболее эффективный состав  комплекса маркетинга (исследований  рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования  сбыта). Эта стратегия особенно  успешна в производстве, ориентированном  на массового покупателя с  падающими реальными доходами [6];

- финансовая стратегия  ответственна за прогнозирование  финансовых показателей стратегического  плана, оценку инвестиционных  проектов, планирование будущих  продаж, распределение и контроль  финансовых ресурсов;

Многие организации разрабатывают  стратегию управления персоналом (человеческими  ресурсами), с помощью которой  решаются проблемы повышения привлекательности  труда, мотивации, аттестации персонала, поддержания такого количества занятых  на предприятиях и типов рабочих  мест, которые соответствуют эффективному ведению бизнеса.

Также можно выделить такие  виды стратегий как:

- стратегии роста;

- диверсифицированные;

- моностратегии;

- мультиатрибутивные.

Исходя из этой классификации, стратегия, разрабатываемая предприятием, должна представлять собой совокупность нескольких стратегий. Эти стратегии  должны быть согласованы и тесно  взаимодействовать друг с другом. Стратегический выбор предприятия  должен быть определенным и однозначным. Только в этом случае предприятие  достигнет успеха.

Информация о работе Формирование стратегии развития предприятия