Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать формы взаимодействия малого предпринимательства с крупными предприятиями в России на современном этапе, выявить специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы данного процесса.

Содержание

Введение

Исторические аспекты развития бизнеса в России

Крупные, средние и малые предприятия

Современное состояние малого бизнеса

Современное состояние крупного бизнеса

Взаимодействие малых и крупных предприятий

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая формы бизнеса.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РФ

 

Пензенский педагогический государственный университет им. В.Г. Белинского

 

Факультет экономики  и менеджмента

 

Специальность менеджмент

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: «формы взаимодействия малого и крупного бизнеса»

 

Выполнила:

ст. гр. МО-22

 

Сергеева О.В.

 

Проверила:

 

Груздева Т.В.

 

Пенза 2002

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение

 

  1. Исторические аспекты развития бизнеса в России

 

  1. Крупные, средние и малые предприятия

 

  1. Современное состояние малого бизнеса

 

  1. Современное состояние крупного бизнеса

 

  1. Взаимодействие малых и крупных предприятий

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный  кризис, который проявляется в  политике, экономике, идеологии и  других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических  новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Крупные предприятия, или крупный бизнес составляют основную базу экономики страны. Однако существование только больших предприятий не может обеспечить экономическую стабильность и эффективное развитие рыночной экономики. Закономерно, что одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе. Именно мобильность и гибкость малых предприятий по сравнению  с крупными составляет основу взаимодействия этих двух сфер деловых структур.

Разработке проблем  становления и функционирования малых предпринимательских структур во взаимодействии с крупными предприятиями  посвящены исследования отечественных  и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики, выявлены некоторые особенности и тенденции данного взаимодействия и т.д.

Но в то же время  недостаточно внимания уделено изучению влияния предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе сотрудничества малого и крупного бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого Россией.

 Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать формы взаимодействия малого предпринимательства с крупными предприятиями в России на современном этапе, выявить специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы данного процесса.

 

 

 

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В  РОССИИ

 

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении  цивилизации, но его история никогда  не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

В течение 1980-х годов  престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени  благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые  рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В российской истории  малого бизнеса можно выделить ряд  этапов.

Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго  этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных  актов, направленных на активизацию  малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг[1].

Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

 

 

 

2. КРУПНЫЕ,  СРЕДНИЕ И МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

В хозяйственной практике широко применяются традиционные схемы  деления экономики на составные  элементы, позволяющие всесторонне  изучить закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению. Это –деление экономики по отраслевому признаку, по территориальному, по формам собственности и т.д.

Существовало и деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей. Такое деление использовалось для определения категории предприятий, что является базой для формирования оплаты труда. Реформа оплаты труда, казалось бы, сделала ненужными определения “категорийности” предприятия. Однако жизнь дает другой вывод: необходимо резко повысить роль деления предприятий на крупные, средние и малые и положить его в основу специальной системы организации дифференцированного внимания со стороны государства к финансовому, материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий.

Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике  в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения  предприятий на группы в зависимости  от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

Например, во Франции  очень малыми предприятиями считаются  производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия  составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.

В Японии к категории  малых и средних предприятий  относятся юридически самостоятельные  компании с числом занятых до 300 человек  или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых.

В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
  • в оптовой торговле – 50;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;
  • в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек[2].

Таким образом, определен  критерий выделения малых предприятий  – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.

Видимо универсальных  критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

 

 

 

3. СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 

 

Как показало время, малое  предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место  в хозяйстве страны.

Незначительный спад числа малых предприятий на территории РФ, наблюдаемый в 1996-1997 гг., в 1998 г. практически  прекратился. По состоянию на 1 января 1999 г. в России действовало 868 тыс. малых  предприятий (по сравнению с их количеством  на 1 января 1998 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).

Вместе с тем следует  отметить стабильный рост числа предприятий  в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% - в 1997 г., на 12,1% - в 1998 г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%)[3].

Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.

 О динамике изменения количества малых предприятий и их отраслевой структуры за последние годы свидетельствуют данные Госкомстата России, приведенные в таблице 1.

Таблица 1. (тыс.ед. на конец года в % к общему числу МП)

Распределение числа малых предприятий РФ по отраслям экономики в 1996 - 1999гг.

Предприятия

1.01.96 г.

1.01.97 г.

1.01.98 г.

1.01.99 г.

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Всего

877,3

100,0

828,0

100,0

861,1

100,0

868,0

100,0

В том числе:

               

Промышленные

128,5

14,65

129,3

15,62

135,2

15,7

136,1

15,7

Строительные

145,5

16,58

137,0

16,54

136,1

15,8

137,5

15,8

Торговли и общепита

374,6

42,70

353,1

42,65

386,3

44,5

386,1

44,5

Коммерческие

42,4

4,83

35,0

4,23

34,4

4,0

35,2

4,0

Науки и научного обслуживания

48,8

5,56

46,0

5,55

38,74

4,5

38,8

4,5

 

Информация о работе Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса