Функции государственного управления, их система и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:08, реферат

Описание работы

Приведены разные классификации функций государственного управления, рассматриваются такие виды функций как прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, учет (статистика) и контроль. Определены роль и место каждой отдельной функции в процессе совершения государственного управления.

Работа содержит 1 файл

Реферат Функции государственного управления, их система и классификация рус.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: Функции государственного управления,

их система и классификация.

 

Аннотация

Приведены разные классификации функций  государственного управления, рассматриваются  такие виды функций как прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, учет (статистика) и контроль. Определены роль и место каждой отдельной функции в процессе совершения государственного управления.

 

 

Введение

С развитием государства  у нее появляются новые задания, в которых отображается ее сущность и назначение. Сегодня, согласно Конституции, Украина является демократическим, социальным и правовым государством. В соответствии со ст. 3 Конституции Украины, права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Выполнение этого главного задания и является основной целью государственного управления, которая достигается в процессе осуществления ее деятельности и воплощается в функциях государственного управления. Исследованию видов функций государственного управления посвятили свои труды такие ученые, как: О.Ф. Андрийко, И.Л. Видело, В.М. Битяк, Л.В. Борец, М.В. Борец, И. Дробуш, С. Зайцев, Т.Е. Кагановска, Г.И. Ляхович, В.В. Марченко, Т.О. Мацелик, Н.М. Мельтюхова, В.П. Рубцов, Л.А. Швайка и др. В этих исследованиях отсутствует единство мыслей относительно видов функций государственного управления. Однако, для того чтобы эффективно осуществлять государственное управление, нужно на теоретическом уровне всесторонне рассмотреть, какие именно функции могут осуществлять органы управления; с одной стороны, отмежевать одну функцию от другой, а с другой стороны, соединить их в единственную целостную систему. Поэтому целью контрольной работы является классификация разных видов функций государственного управления, выделение особенностей каждой из них и исследование их значения в процессе государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции государственного управления, их система и классификация

Понятие «функция» в системе  государственного управления является многозначным. Различают функции исполнительной власти в целом, функции органов исполнительной власти, их структурных подразделений и функции должностных лиц, отдельных государственных служащих. Это предопределяет необходимость определенной систематизации (классификации) управленческих функций [2]. Причиной существования разнообразных подходов к делению функций на виды обусловлены разнообразием и многогранностью процесса государственного управления. Существование многопланового процесса государственного управления, в свою очередь, объясняется тем, что его формирование происходит в процессе становления и развития государства и государственного управления. Функции государственного управления – это самостоятельные, однородные части процесса деятельности государственного управления с целевой направленностью, которые реализуются соответствующими органами государственной власти в порядке, определенном законодательством, с целью выполнения функций государства.

Существует множество  функций государственного управления, которые с целью упорядочивания и систематизации разделяют на определенные виды. Подобная систематизация позволяет в полной мере понять сущность функции государственного управления, рассмотреть разные аспекты деятельности органов государственного управления и выяснить механизм реализации таких функций. В отечественной литературе существуют разные классификации функций государственного управления. По содержанию и объему управления: общие – носят общий характер, присущие органам управления на всех уровнях, осуществляются во всех сферах государственного управления; специальные – осуществляются отдельными субъектами управления в определенной сфере государственного управления; вспомогательные – непосредственно не влияют на объект управления, но обеспечивают эффективное выполнение общих и специальных функций. По значимости поставленных целей: стратегические – направлены на выполнение стратегических, долгосрочных задач и целей; операционные – направлены на выполнение текущих, повседневных задач и целей. По сферам влияния: в экономической сфере, в социальной, в сфере права, в сфере обороны. По направлению влияния: непосредственно направленные на процессы управления обществом; опосредствовано влияют на процессы управления обществом. По сущности: политические, технические.

Среди зарубежных ученых, которые занимались проблематикой функций управления в целом и функций государственного управления в частности, можно выделить таких: А. Файоль, Ф. Тейлор, Г. Черч, Л. Гулик, Л. Урвик, Л. Джильберт, П. Керженцев, А. Гастев, Б. Гурне. Именно Файоль считается одним из первых научных работников, который выделил следующие функции управления: предвидение, организация, распоряжение, координация и контроль. Ученый отмечает, что эти функции имеют универсальный характер и могут быть примененными в разных сферах управления [3]. Другой ученый – Ф. Тейлор предложил разделять функции управления на диспечеризацию, нормирование, инструктаж, контроль, работу с кадрами и тому подобное, а также настаивал на выделении планирования в отдельную функцию [4]. Французский ученый Б. Гурне классифицирует функции государственного управления на такие группы: 1) главные, 2) вспомогательные, 3) командные. В основе такой классификации лежит критерий задания, поставленного перед субъектом государственного управления. Так, главные функции направлены на выполнение заданий, «заказанных» обществом субъекту государственного управления; вспомогательные – выплывают из потребностей системы управления; командные связанные с применением власти [5].

Исходя из определения функций государственного управления как процесса осуществления влияния на общественные отношения, можно выделить следующие виды функций государственного управления, которые в свою очередь являются отдельными стадиями осуществления государственного управления:

– прогнозирование;

– планирование;

– организация;

– регуляция;

– координация;

– учет (статистика);

– контроль.

Прогнозирование – это функция, которая предусматривает применение как накопленного в прошлом опыта, так и текущих предположений для предвидения управленческих процессов и явлений в будущем, а также решение заданий, которые могут встать перед субъектом государственного управления. Отмеченная функция имеет очень важное значение как для управления в целом и для государственного управления в частности и составляет ее фундаментальную основу. Государственное управление тесно связано с принятием определенных управленческих решений. Для того, чтобы эти решения не принималось в условиях полной неопределенности, функция прогнозирования должна быть в достаточной степени разработанной. Функции государственного управления являются законодательно закрепленными в отдельных законах и подзаконных актах, так функция прогнозирования регулируется Законом Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины». В Законе приведено определение государственного прогнозирования: государственное прогнозирование экономического и социального развития – научно обоснованное предвидение направлений развития страны, отдельных отраслей экономики или отдельных административно-территориальных единиц, возможного состояния экономики и социальной сферы в будущем, а также альтернативных путей и сроков достижения параметров экономического и социального развития. Прогноз экономического и социального развития является средством обоснования выбора той или другой стратегии и принятия конкретных решений органами законодательной и исполнительной власти, органами местного самоуправления относительно регуляции социально-экономических процессов. Государственное прогнозирование осуществляется на закрепленных принципах, основными из которых являются: принцип целостности, принцип объективности, принцип научности, принцип гласности, принцип самостоятельности, принцип равенства и принцип соблюдения общегосударственных интересов.

Следующей функцией государственного управления является планирование. В его основе лежит, во-первых, определения основных целей  и заданий, которые ставятся перед государственным управлением, а, во-вторых, составление плана действий, разработки программ для выполнения поставленных заданий и целей. Планирование может быть стратегическим – определение долгосрочных, стратегических целей и средств их реализации и текущим – определением текущих, повседневных заданий и разработки плана действий для их выполнения. Планирование можно разделить на такие этапы: 1) определения и установления целей и заданий государственного управления; 2) разработка стратегии реализации поставленных заданий и целей. Цель этой функции заключается в создании системы текущих и стратегических заданий и целей, которые определяют содержание и определенный порядок действий субъектов государственного управления.

Наиболее ярко функция планирования проявляется  в бюджетном процессе. Одной из стадий бюджетного процесса является бюджетное планирование, которая предшествует всем другим стадиям бюджетного процесса. Процесс бюджетного планирования завершается составлением плана, в котором закрепляются конечные цели в виде доходов и расходов, а также система и последовательность действий для их реализации. В соответствии со ст. 1 Бюджетного кодекса Украины, бюджет – это план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения заданий и функций, которые осуществляются соответственно органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления в течении бюджетного периода.

Не следует путать функцию планирования и функцию прогнозирования. Функция  прогнозирования является более  абстрактной и является по своей сути предвидением основных направлений деятельности субъектов государственного управления на основании имеющихся данных, научных фактов и тому подобное. В то же время планирование предусматривает определение конкретных направлений деятельности органов управления, что проявляется в постановке конкретно определенных заданий и разработке способов и путей их выполнения с целью стимулирования одних и уменьшение влияния других прогнозируемых явлений. Для эффективного выполнения заданий, положенных на государственное управление, необходима система субъектов такого управления. Организация связана с созданием эффективной организационной системы в виде органов управления, основной целью которых является выполнение функций и заданий, положенных на них. Содержанием организационной функции является построение системы органов управления, которая в кратчайшее время и с самыми эффективными затратами усилий, способна выполнять положенные на нее задания. Это проявляется в создании, ликвидации и реорганизации органов управления, предприятий, учреждений и организаций, а также в разработке положений относительно указанных структур и установления связей между ними. Система, принципы построения, полномочия, взаимосвязь между отдельными органами управления определяются в отдельных законах и подзаконных актах, которые регулируют правовой статус таких органов, например Закон Украины «О Кабинете Министров Украины» определяет основные задания, принципы и основы деятельности, полномочия высшего органа в системе исполнительной власти. Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» определяет структуру органов местного самоуправления, полномочие отдельных органов, организационно-правовую основу деятельности и др.

Основным заданием функции регуляции  является достижение стабильности и  усовершенствования системы государственного управления. Она проявляется в  принятии мероприятий по недопущению  отклонений при выполнении заданий  и целей, поставленных перед государственным управлением в ходе планирования. Функция регуляции имеет значение для предоставления процессам управления определенных направлений и достижения поставленных заданий [6]. Орган управления, имея информацию о желаемых результатах (план) и отклонениях, должен произвести такие управленческие решения, которые позволяют в пределах планового периода ликвидировать эти отклонения [7]. Функция регуляции закреплена в Законе Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». Согласно ст. 1 этого Закона, государственная регуляторная политика в сфере хозяйственной деятельности (дальше – государственная регуляторная политика) – направление государственной политики, направленное на совершенствование правовой регуляции хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами ведения хозяйства, недопущение принятия экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов ведения хозяйства и устранения препятствий для развития хозяйственной деятельности, что осуществляется в границах, порядках и способами, которые установлены Конституцией и законами Украины. Принципами государственной регуляторной политики является целесообразность, адекватность, эффективность, сбалансированность, предсказуемость, прозрачность и учет общественного мнения. На основании проведенной регуляторной политики орган управления выдает регуляторный акт, который имеет свои особенности.

Координация – обеспечение согласованности действий в работе субъектов управления всех звеньев, установления новых, сохранения и совершенствования существующих связей между ними. Координация обеспечивает согласованность действий между субъектами государственного управления как одной так и разных звеньев, для эффективного решения, поставленных перед ними заданий. Функция координации призвана, с одной стороны, синхронизировать и согласовать действия разных субъектов государственного управления, а с другой стороны, правильно распределить функции между субъектами одной или разных звеньев. Законодательно функция координации закрепляется в законах, которые регламентируют деятельность органов государственной власти, например в Законе Украины «О Кабинете Министров Украины». В соответствии со ст. 21 упомянутого Закона, Кабинет Министров Украины направляет и координирует работу министерств и других центральных органов исполнительной власти, которые обеспечивают проведение государственной политики в соответствующих сферах общественной и государственной жизни, выполнения Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, сдерживания прав и свобод человека и гражданина. Также согласно со статьями 22 и 23, Кабинет министров Украины направляет и координирует деятельность Совета министров Автономной Республики Крым и государственных местных администрации относительно выполнения Конституции Украины, законов Украины, актов Кабинета Министров Украины и актов Президента Украины, органов исполнительной власти высшего уровня.

Еще одна функция государственного управления – учет или статистика. Для того, чтобы эффективно осуществлять свою деятельность, органы государственного управления должны владеть полной, всесторонней и объективной информацией относительно экономической, социальной, демографической, экологической и другой ситуации в государстве. Суть учета заключается в сборе, хранении, обработке, регистрации, систематизации данных, которые в свою очередь поступают в органы государственного управления. Законодательно эта функция закреплена в Законе Украины «О государственной статистике», в ст. 1 которого предлагается определение государственной статистики и государственной статистической деятельности:

– государственная статистика – централизованная система сбора, обработки, анализа, распространения, сохранения, защиты и использования статистической информации;

– государственная статистическая деятельность – совокупность действий, связанных с проведением государственных статистических наблюдений и предоставлением информационных услуг, направленная на сбор, проработку, анализ, распространение, сохранение, защиту и использование статистической информации, обеспечение ее достоверности, а также усовершенствование статистической методологии.

Информация о работе Функции государственного управления, их система и классификация