Функции менеджера в организации. Структура профессиональных отношений менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще, "управление" - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Работа содержит 1 файл

Функции менеджера - Структура профессии.docx

— 92.87 Кб (Скачать)

Работа менеджера чрезвычайно  тяжела, и поэтому одним из его  важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно  переносить удары судьбы, успешно  справляться со стрессами. Для поддержания  хорошего физического здоровья нужны  постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов  деятельности - ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.

Однако одного физического  здоровья менеджеру не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его  голову перегрузок. Поэтому нужно  загодя формировать у себя положительные  эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее  активность; заинтересованность и любознательность, помогающую продвигаться вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидности.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и эмоциональной  зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться  с ними, не делать непереживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера. Между тем, многие в таких ситуациях страдают от чувства неспособности справиться с ними, создают себе дополнительное напряжение, имеющее свойство накапливаться и, в конце концов, приводить к стрессам.

Но стресс - это такая  реакция организма, которой в  определенной степени можно управлять. В какой-то мере она даже полезна, Поскольку стимулирует активность. Ведь недостаточная нагрузка и нехватка острых ощущений приводят к ухудшению  морального состояния, низкой эффективности  работы, потере самоуважения, появлению  личных проблем.

Для успешного управления стрессами нужно прежде всею уметь  должным образом относиться к  проблемам, не «пороть горячку», не волноваться и откладывать решение  до тех пор, пока для него не созреют  все предпосылки. Нужно регулярное расслабление и отдых от физических и психических нагрузок. В сложных  ситуациях нельзя теряться, давать стрессу поглотить себя, а наоборот, зная свои силы и возможности и  не перенапрягаясь, идти с «открытым  забралом» навстречу трудностям и неприятностям. А для этого  нужно стремится познать себя, обрести уверенность, избавившись  от «комплексов» и «выкорчевать»  их причины. Успеху сопутствует установление тесных личных отношений. Это позволяет  не держать в голове постоянно  мысль о том «А что обо мне  подумают люди?», а выработать реалистичное и оптимистичное отношение к  самому себе, а также к разным сферам своей деятельности.

Необходимо постоянно  стремиться к успеху, не ставить  перед собой невыполнимых задач  и спокойно относиться к поражениям.

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни  и работе, создавать «здоровое» окружение  путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов, при этом не нужно опасаться потерять авторитет - в большинстве случаев  сотрудники за такое отношение к  ним платят, наоборот, признанием и  благодарностью.

Наконец, современный руководитель должен нести ответственность за развитие собственной семьи, из которой  он черпает основные жизненные силы и ценности, а также находить время  для друзей, но только самых близких.

Другая группа качеств, необходимых  любому менеджеру - профессиональные. Это - компетентность, т.е. система специальных  знаний и практических навыков. Она  бывает специальной и управленческой. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов.

Прежде всего, современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так  и внешней, понимание целей фирмы  и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым  к новизне и изменениям. Это  невозможно без обладания умственными  способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать  различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и  творческой личностью. От него требуется  не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности  в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все  встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в  том числе и на собственных  ошибках.

Творчество немыслимо  без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим независимо от того, кто  они; держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратных связей; не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся  взглядам на мир, ставя при этом все  под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

Но наиболее важно для  менеджера схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые  знания со старыми, обладать умением  и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая  компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба  обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

Третья группа качеств  менеджера, определяющих его собственно говоря как менеджера, являются организаторские, а также деловые. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение им технологией  управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений  служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским качествам  нужно отнести прежде всего целеустремленность. Характер современной жизни требует  от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недоставок твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить  время на пустяки. Поскольку в  мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы  цели устанавливать, а упорно к ним  стремиться. Это и отличает менеджера  от остальных работников.

Другим организаторским  качеством, которое должно быть присуще  менеджеру, является деловитость. Она  заключается в умении четко и  своевременно ставить задачи, принимать  обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и  распорядительным в действиях и  поступках.

Важным организаторским  качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей  уверенностью, стремлением действовать  путем логического внушения, личного  примера, собственного оптимизма.

Менеджеру должна быть присуща  дисциплина и контроль над собой. Без этою он не сможет ни призвать к  порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и  настроения, изучать эмоции других, чтобы найти «ключик» к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Отличительной чертой менеджера  должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в жертву и не становясь  «работоманом» (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом). Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их попусту, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок.

Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес  к окружающим. Он должен уметь располагать  к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

С точки зрения контактности можно выделить несколько типов  руководителей. Во-первых, те, кто большую  часть времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных и только 1/3 на осуществление внешних связей. Во-вторых, те, кто уделяет тому и  другому примерно поровну времени. В-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством  и подчиненными, но не желает знаться  с коллегами своего уровня. В-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов.

Первый и второй типы руководителей  хороши для оперативного управления, четвертый - для стратегического. Третий тип руководителя не отвечает вообще требованиям, предъявляемым к современным  управляющим. Его даже в армии  с ее жесткой дисциплиной и  подчиненностью с трудом поймут.

Важная черта менеджера - реализм. Он должен уметь правильно  оценить свои возможности и возможности  подчиненных, их поступки, не витать в  облаках, тогда не так больно будет  падать при неудаче.

Хороший менеджер характеризуется  здоровым оптимизмом и уверенностью. Руководить людьми без уверенности  в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды  на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы  все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

Однако уверенностью в  своих силах могут похвастаться далеко не многие. Причин ее отсутствия немало: это и недостаток практики, который порождает незнание, что  же будет в результате вроде бы правильных шагов; это и опасение вследствие робости, неблагоприятных  реакций со стороны окружающих; это  и собственная недооценка, неумение себя подать в выгодном свете, правильно  выразить свои мысли, Менеджеру неуверенность  в себе приносит много неудобств, так как подчиненные, видя такое  его свойство, могут устроить «праздник  непослушания»

Но, как считают психологи, отсутствие уверенности в себе - «болезнь» отнюдь не смертельная  и ее нужно «лечить», развивая в  себе недостающие навыки и наблюдая за тем, как поступают другие в  ситуациях, требующих уверенного поведения. Вот какие советы дают по этому  поводу известные специалисты в  области менеджмента Вудкок и Френсис.

Прежде всего следует  избегать чрезмерных эмоций, так как  окружающие будут реагировать на них, а не на суть дела. Нужно быть проще, поскольку зачастую суть теряется из-за сложности изложения своих  взглядов и попыток оперировать  сразу несколькими проблемами. Упорно стремиться к своей цели, добиваться своего, пока результаты не будут удовлетворять. Не ронять собственного достоинства  и не давать возможности себя сбивать, уводить в сторону. Не отчаиваться  в случае ошибок и настойчиво стремиться к цели, не исповедуя только при  этом принципа «мы за ценой не постоим».

Для успешного руководства  менеджер должен обладать доминантностью, то есть властностью, стремлением к личной независимости, к лидерству, хотя и не любой ценой, но в любых обстоятельствах. Он должен быть готов к упорной и бескомпромиссной борьбе за свои права, не боясь авторитетов, показывать высокий уровень личных притязаний, заставлять окружающих уважать себя, демонстрируя смелость и волевой характер.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого  необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая  нестандартные подходы и неизвестные  грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной  долей авантюризма для пущей  привлекательности. Он должен считаться  с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.

Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем  своих служебных полномочий, возможность  действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать  под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям  людей, не мешающим работать, и нетерпимостью  ко всему, что препятствует успешному  решению стоящих перед ним  и коллективом задач.

Нужно иметь в виду, что  не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

Существует определенный набор человеческих качеств, которые  мы перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного  опыта работника, поэтому руководителем  человек может становиться в  относительно раннем возрасте.

И наконец, в заключение необходимо остановиться на тех моментах, которые  определяют эффективность работы менеджера. Рад из них зависит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность  деятельности умение ее планировать, правильно  определять порядок важности и срочности  дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера  влияет умение использовать возможности  подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного  руководства.

Информация о работе Функции менеджера в организации. Структура профессиональных отношений менеджера