Функции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой рассматриваются основные функции менеджмента как области управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии с задачами социально-экономического развития.
В работе рассмотрены следующие основные функции менеджмента: планирование и прогнозирование, организация, мотивация, контроль и координация. Реализация рассмотренных функций менеджмента проанализирована на примере организации управления Открытого акционерного общества агрофирмы «Южная», далее именуемой ОАО АФ «Южная».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
I ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА 3
II ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 7

1. Планирование
2. Создание организационных структур
3. Мотивация
4. Контроль
5. Координация

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая Функции менеджмента 2 курсовая.doc

— 671.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

                                                                  Стр.

  ВВЕДЕНИЕ 2
I ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА 3
II ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 7
 
  1. Планирование
  2. Создание организационных структур
  3. Мотивация
  4. Контроль
  5. Координация
7

10

11

14

17

III
    РЕАЛИЗАЦИЯ  ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА  НА ПРЕДПРИЯТИИ (на примере ОАО АФ «Южная»)
 
 
21
 
  1. Краткие сведения о предприятии
  2. Основные показатели деятельности
  3. Организационная структура управления фирмой
  4. Осуществление функций менеджмента органами управления фирмы
21

23 

25 

27

IV
    ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
 
 
33
 
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
37
 
    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
39
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Управление возникло вместе с людьми. Там, где хотя бы два человека объединялись в желании достичь какую-либо общую цель, возникала задача координации их общих действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем или управляющим, а другой - его подчиненным или исполнителем.  Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечиваются механизмом управления. Механизм управления предприятием – это, прежде всего, иерархическая система административных органов и управленческих структур, при помощи которой согласованно решаются основные задачи и достигаются цели, стоящие перед предприятием (фирмой), устанавливаются внутренние связи, осуществляется контроль исполнения, используются рычаги воздействия, охватывающие деятельность всех звеньев и работников предприятия – от рабочего до директора.

     В данной курсовой рассматриваются основные функции менеджмента как области управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии с задачами социально-экономического развития.

     В работе рассмотрены следующие основные функции менеджмента: планирование и прогнозирование, организация, мотивация, контроль и координация. Реализация рассмотренных функций менеджмента  проанализирована на примере организации управления Открытого акционерного общества агрофирмы «Южная», далее именуемой ОАО АФ «Южная». 
 
 

    1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА.

     Первоначально слово "менеджмент" означало "умение объезжать лошадей". Оно произошло от глагола "to manage" (управлять), а тот в свою очередь - от латинского "manus" (рука). Таким образом менеджмент буквально означает - "руководство людьми".

     В настоящее время трудно назвать  более важную и многогранную сферу  деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

     Управление - это процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности.

     Менеджмент - область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социально-экономического развития.

     Менеджмент  от обычного управления отличается тем, что предполагает высокую степень  свободы руководителей и подчиненных  в условиях неопределенности ситуации. Управление же, сформировавшееся в  рамках административной системы, основывается, наоборот, на всемерном ограничении такой свободы и идее предопределенности основных событий и процессов на много лет вперед с помощью всеохватывающего централизованного планирования.

     Отличительные особенности менеджмента заключаются  в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

     Однако  при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно  достаточно четко определить границы  деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить отдельные  виды менеджмента: финансовый, инвестиционный, стратегический, инновационный, международный, производственный, информационный, кадровый, тайм-менеджмент, антикризисный, социальный, банковский, налоговый, экологический, риск-менеджмент.

     Задачами  менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.

     Конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы. Следовательно, важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов.

На сегодняшний  день в литературе по вопросам управления отсутствует единое определение  понятия "менеджмент".

Основная  проблема здесь заключается в  том, что менеджмент можно рассматривать  с различных точек зрения: как  явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как  искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или  орган управления

     Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

     Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.

     Менеджмент  как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п.

     С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления.

     Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.

     Нередко менеджмент рассматривают как искусство, которое опирается на лежащие  в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы.

     Часто понятие менеджмент ассоциируется  с людьми, чья работа состоит в  координации усилий всего персонала  предприятия для достижения целей  функционирования. Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат  управления современных организаций, не зависимо от их формы собственности и целей деятельности.

     Но, так или иначе, понятие "менеджмент" всегда тесно связано с понятием "рыночная экономика". Теория управления достаточно активно развивалась  в нашей стране и в советский  период, однако эти исследования никоим образом нельзя относить к области менеджмента. Ведь в основе современного менеджмента лежит положение о целесообразности. Иными словами, все управленческие процессы, происходящие в организации, должны быть направлены на достижение четко определенной цели при минимальных затратах. В условиях командно-административной системы во главу угла ставилась не целесообразность, а цель, для достижения которой часто допускались любые затраты.

     Поскольку в настоящей работе в основном будут рассматриваться управленческие процессы, происходящие на микроэкономическом уровне (т.е. на уровне отдельной организации), мы будем использовать определение менеджмента следующего содержания:

     Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА.

     В кабинетах многих менеджеров висят  плакаты со словами Анри Файоля: "Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать". В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления.

     Функции менеджмента являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Процесс управления (менеджмента) имеет пять взаимосвязанных функций, а именно:

  • планирование;
  • создание организационных структур;
  • мотивация;
  • контроль;
  • координация.
 

1. ПЛАНИРОВАНИЕ. 

   Функцией  менеджмента "номер один" общепризнано считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.

   Планирование  как часть работы менеджера имеет  много общего с планированием  в личной жизни. Применяется оно не к рутинным ежедневным делам, а к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы.

Согласно  концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. В его книге описано планирование в концернах "Даймлер-Бенц" и "Сименс". Таким образом, решения в области планирования - частный вид управленческих решений

     Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование - это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

     Выделяют стратегическое планирование, ориентированное на продолжительное существование предприятия, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности), и оперативное планирование - формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических целей.

     Технология планирования хорошо разработана и постоянно используется. Исходя из миссии и основных принципов фирмы, отвечающих на вопрос "Зачем?", формулируются стратегические цели, указывающие, что делать в целом. Затем они конкретизируются до задач, а те - до конкретных заданий. Далее подсчитываются необходимые ресурсы - материальные, финансовые, кадровые, временные - и при необходимости пересматриваются задания, задачи и цели. В результате получают реально осуществимый план. Очень важно, что необходимы резервы на случай непредвиденных обстоятельств.

Информация о работе Функции менеджмента