Функции управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:15, контрольная работа

Описание работы

Все виды управленческой деятельности можно сгруппировать в четыре основных функции управления:
1) планирование, состоящее в выборе целей и плана действий по их достижению;
2) функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними;
3) руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;
4) контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы.

Содержание

1. Понятие «функции управления». Классификация функций управления, их характеристика.
2. Содержание основных функций управления торговлей и сферой услуг

3. Теория потребностей Д. Мак Клелланда, ее особенности.
4. Организационно-распорядительные методы управления, их значение и характеристика.
5. Социально-психологические методы управления. Особенности их применения в современной организации.
6. Сфера кадровой политики организации: планирование персонала, подбор кадров, организация приема, обучение, управление персоналом.
7. Литература.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент1.docx

— 122.40 Кб (Скачать)

Вариант - 09

ПЛАН

1. Понятие «функции управления».  Классификация функций управления, их характеристика.

2. Содержание основных  функций управления торговлей  и сферой услуг

 

3. Теория потребностей  Д. Мак Клелланда, ее особенности.

4. Организационно-распорядительные  методы управления, их значение  и характеристика.

5. Социально-психологические  методы управления. Особенности  их применения в современной  организации.

6. Сфера кадровой политики  организации: планирование персонала,  подбор кадров, организация приема, обучение, управление персоналом.

7. Литература.

 

1. Понятие «функции управления». Классификация функций управления, их характеристика.

Все виды управленческой деятельности можно сгруппировать в четыре основных функции управления:

1) планирование, состоящее  в выборе целей и плана действий  по их достижению;

2) функция организации,  посредством которой происходит  распределение задач между отдельными  подразделениями или работниками  и установление взаимодействия  между ними;

3) руководство, состоящее  в мотивировании исполнителей  к осуществлению запланированных  действий и достижению поставленных  целей;

4) контроль, заключающийся  в соотнесении реально достигнутых  результатов с теми, которые были  запланированы.

Функция организации имеет  отношение к системе управления, характеризуя присущие ей свойства, структуру, состав, взаимосвязь и процесс  взаимодействия указанных элементов.

Функцию нормирования следует  рассматривать как процесс разработки научно-обоснованных расчетных величин, устанавливающих количественную и  качественную оценку различных элементов, используемых в процессе производства и управления.

Планирование занимает центральное  место, так как призвано строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей.

Функция координации осуществляется в целях обеспечения согласованной  и слаженной работы участвующих  в процессе выполнения плановых заданий  производственных и функциональных подразделений предприятия и  цехов.

Функция мотивации оказывает  влияние на коллектив цеха в форме  побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и личных поощрительных  мер.

Функция контроля проявляется  в форме воздействия на коллектив  людей посредством выявления, обобщения, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения  их до руководителей подразделений  и служб управления с целью  подготовки управленческих решений.

Регулирование непосредственно  смыкается с функциями координации  и контроля. В ходе производства разработанные программы подвергаются воздействию внутренней и внешней  среды, в результате чего возникает  нарушение их в процессе выполнения. При реализации функции регулирования  воздействие на коллектив людей, занятых в производстве, осуществляется посредством принятия оперативных  мер по предотвращению, а если это  не удается, то по устранению выявленных отклонений и сбоев в ходе производства.

Функции, которые должен выполнять руководитель, независимо от уровня, включают в себя:

• определение целей и задач;

• распределение заданий между  членами группы;

• определение обязанностей и обсуждение их с каждым сотрудником;

• контроль и обсуждение хода выполнения индивидуальных и групповых заданий;

• мотивация сотрудников;

• поощрение кооперации и сотрудничества внутри и вне группы;

• создание благоприятной морально-психологической  обстановки в группе;

• решение проблем и принятие решений;

• поощрение инициативы сотрудников, учет их взглядов, мнений, идей;

• создание условий для работы с полной самоотдачей;

• дисциплинирование, в случае необходимости.

Приведенный выше список не исчерпывает функции руководителя, но демонстрирует их широту. Все  эти функции базируются на общих  деловых навыках: умение убеждать, общаться, учитывать черты характера других, обучать, демонстрировать свою компетентность и т. д. Вместе с этим есть и специфические  навыки, которыми обязательно должен владеть руководитель. К ним относятся  навыки:

  • планирования;
  • распределения работ;
  • управления;
  • поддержки и мотивации;
  • информирования;
  • оценивания результатов.

 

Рассмотрим эти навыки более подробно.

Планирование. Эта функция  состоит в определении целевых  установок и задач группы, а  также в определении эффективной  стратегии достижения целей. Результатом  этого этапа должен быть детальный  план действий, необходимых для достижения цели.

Цели, стратегия и планы  создают чувство перспективы  для группы и являются базисом  для оценки степени продвижения  к цели. Это одна из важнейших  функций руководителя. Он должен уметь  отстраниться от оперативных задач («текучки») и смотреть в будущее. Руководитель должен в каждый момент знать, где группа находится, что  она должна делать в текущий момент, в ближайшем и отдаленном будущем.

Распределение заданий между  членами группы. Когда план разработан, его нужно детально обсудить с  группой. Главная задача этого этапа  сделать каждого члена группы «соучастником», соавтором плана. Наибольший эффект будет в том случае, если сотрудники будут воспринимать план как «свой», а не руководителя. Внимательно выслушайте и оцените все идеи, учтите в плане все разумные предложения, используйте ваше искусство убеждать несогласных. Затем согласуйте с каждым сотрудником его индивидуальное задание и утвердите план в окончательном виде с фиксацией временных и функциональных ориентиров.

Управление. После начала работы над индивидуальными заданиями  руководитель должен контролировать этот процесс и управлять им, в том  числе и дисциплинировать тех, кто  нуждается в этом. Кроме того, он является координатором при выполнении взаимосвязанных, комплексных работ, выполняет роль посредника при конфликтах между членами группы, решает спорные вопросы. Очень важны в этот период функции мотивации и поощрения сотрудников, создания атмосферы уверенности в успехе, культивирования хороших деловых отношений и благоприятного психологического климата.

Поддержка и мотивация. Руководитель должен поддерживать членов своей группы. Люди работают лучше, когда чувствуют, что их индивидуальный вклад в  общее дело замечен и оценен руководителем  и группой в целом. Если кто-либо из сотрудников имеет персональные проблемы, руководитель должен знать  их и помочь справиться с ними. Для  этого необходимо знать персональные особенности каждого сотрудника, его устремления, мотивацию, способности, чувства, интересы. Руководитель может  достичь этого, проводя регулярные индивидуальные собеседования с  сотрудниками, с другой стороны, такие  беседы, как правило, повышают лояльность группы в целом к своему руководителю.

Информирование. При изменении  обстоятельств, появлении новой  информации, касающейся деятельности группы, руководитель должен сообщить это всем ее членам. Утаивание любой  информации приводит к распространению  сплетен, что неизбежно повлияет на сплоченность группы. Вообще важна  информационная открытость в группе. Руководитель должен не только сообщать внешнюю информацию, но и получать ее от членов группы. Руководитель должен приветствовать предложения и критические  замечания членов группы, при этом демонстрировать, что эта информация важна и полезна для него.

Оценивание результатов. Руководитель должен непрерывно оценивать  результаты работы, как каждого сотрудника, так и группы в целом, с точки  зрения выполнения принятого плана. Если, похоже, что план не будет выполнен, необходимо представить группе предложения  по его изменению или даже полностью  изменить стратегию достижения целей.

После того, как группа достигла поставленных целей, необходимо оценить, какие элементы плана были успешными, а какие нет. Такие оценки будут  полезны в будущем при выполнении новых задач.

Функциональный подход основан  на предположении, что лидер является многосторонне развитым индивидуумом, который владеет широким кругом деловых навыков и имеет определенные личные качества: решительность, уверенность, развитое чувство юмора и т. д., и на основании этого пользуется уважением группы. При этом важно  отметить, что просто назначение на должность руководителя не делает человека лидером. С другой стороны, недостаточно просто обладать необходимыми навыками и человеческими качествами.

Лидерство является более  чем просто суммой названных факторов. Для руководителя очень важно  завоевать доверие группы и получить признание своего лидерства всеми  членами группы.

 

2. Содержание основных  функций управления торговлей  и сферой услуг

 

Управление торговлей  и сферой услуг основывается на общих  принципах системы управления производством. Функции управления относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие. В функциях управления раскрывается содержание управления как  процесса, отражается вид управленческой деятельности, должностные обязанности, закрепленные за определенным структурным подразделением или работником, назначение конкретного органа управления.

Анализ процесса управления по его функциям является основой  для установления объема работы по каждой функции, определение численности  управленческих работников, проектирование структуры аппарата управления.

Различают основные (общие), конкретные и специальные функции  управления.

Основные функции управления являются общими для всех производственно-экономических  систем, относятся к любому объекту  управления. Они необходимы для решения  общих задач управления и типичны  для всего управленческого процесса. Исходя из содержания выполняемых работ, общие функции управления классифицируются следующим образом:

  • прогнозирование и планирование
  • организация работы
  • координация и регулирование
  • активизация и стимулирование
  • контроль, учет и анализ.

Реализация каждой из функций  управления предприятием, организацией включает в себя вышеуказанные типовые  элементы управленческого цикла.

Функция планирования включает разработку планов работы организации, предприятия и каждого его  структурного подразделения и доведение  этих планов до всех членов коллектива. Планы разрабатываются на основе прогнозирования, моделирования и  программирования. Функция планирования является основной в управлении, поскольку  реализация всех остальных функций  подчинена задачам достижения результатов, определяемых планом.

Функция организации работы обеспечивает взаимосвязь и эффективность  всех функций управления. Содержание ее следующее: организация работ  по перспективному и текущему экономическому и социальному планированию; организация  подбора, расстановки кадров по функциональному  признаку.

Координация предполагает установление очередности выполнения отдельных  заданий, обеспечивающей непрерывность  процессов выполнения плана, согласование сроков изготовления и поставок продукции; исключение дублирования проводимых работ. Разделение и специализация управленческого  труда требует координации деятельности специалистов, руководителей. Координируют не только деятельность людей, процессы производства, реализации и организации  потребления продукции или услуг, но и информационные процессы: сбор, обработка и передача данных, необходимых  для управления. Источниками информации для выполнения функции координации  являются рабочие планы, графики  работы руководителей структурных  подразделений, утвержденные структуры, схемы управления и другие нормативные  документы. Цель координации – обеспечение  слаженной работы всего производственного  коллектива.

Примером организации  в рамках организации является деятельность директора, который помимо выполнения прочих функций управления координирует и направляет деятельность своих  заместителей, начальников отдела, руководителей предприятий общественного  питания.

Функция регулирования обеспечивает устойчивость, стабильность системы  торговли или сферы услуг. Посредством  выполнения функции регулирования  достигается равномерность, согласованность, в производстве, обслуживании, снабжении, сохраняется заданный ритм производственно-торгового  процесса, средств материально-технического оснащения, организационно-технический  уровень предприятий, заданные технологические  нормы. Регулирование обеспечивает устойчивые взаимоотношения между  членами производственного коллектива.

Активизация и стимулирование – функции управления, регулирующие отношения распределения материальных и духовных ценностей в зависимости  от количества и качества затрачиваемого труда. Посредством использования  материальных и моральных стимулов направляется поведение людей, активизируются и поощряются их действия, развивается  социалистическое соревнование.

Стимулирование предполагает использование не только положительных, но и отрицательных стимулов: лишение  премий, вынесение административного  взыскания, применение мер общественного  воздействия.

Важными функциями управления являются контроль, учет и анализ. Действенный  оперативный контроль исполнения и  достоверный учет в работе всех звеньев  производства и управления – необходимое  условие успешной работы производственного  коллектива, правильного воспитания кадров в духе высокой ответственности  за порученное дело и строжайшего  соблюдения государственной дисциплины.

Информация о работе Функции управления