Функциональная стратегия управления персоналом компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка функциональной стратегии фирмы в области управления персоналом, направленной на достижение лидерства в издержках.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть стратегии управления персоналом в организации;
- провести анализ системы управления персоналом на примере деятельности организации;
- разработать эффективную стратегию управления персоналом, направленную на достижение лидерства в издержках;
-оценить социально-экономическую эффективность проектных мероприятий.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………..3
2. Обзор теоретических аспектов
2.1 Персонал как система, его состав…………………………………………………..5
2.2Управление персоналом в системе повышения эффективности труда…………..9
3. Методология исследования
3.1Методы анализа систем управления персоналом…………………………………15
3.2 Определение степени эффективности управления персоналом………………...16
3.3Стратегия управления персоналом ……………………………………………….19
4.Исследование системы управления персоналом организации
4.1Характеристика деятельности и анализ технико-экономических показателей …………………………………………………………………………………………………...26
4.2 Анализ внешней и внутренней среды…………………………….………………33
4.3Анализ численности, состава и движения работников…………………………..37
4.4 Эффективность использования человеческих ресурсов………………………....42
4.5 Анализ системы управления персоналом Торгового дома «ПиР»………………45
5.Выводы по результатам исследования
5.1Обоснование необходимости изменения системы управления персоналом на предприятии…………………………………………………………………………………….52
5.2Разработка функциональной стратегии управления персоналом Торгового дома «ПиР», направленной на достижение лидерства в издержках………………………………55
6. Рекомендации по результатам исследования.
6.1Мероприятия реализации стратегии………………………………………………..61
6.2. Предварительная оценка эффективности мероприятий стратегии……………..70
7.Заключение………………………………………………………………………….....73
Библиография

Работа содержит 1 файл

Разработка страт управ.(План диплом).doc

— 791.50 Кб (Скачать)

В зависимости  от выполняемой роли в процессе управления и возлагаемых на персонал должностных  обязанностей в составе управленческих кадров также принято выделять административный, специальный и вспомогательный  персонал. Административный персонал осуществляет важнейшие управленческие функции, решает основные вопросы развития производства, разработки стратегических планов и текущей деятельности аппарата управления. Специальный персонал участвует в подготовке решений, проведении экономических расчетов, а затем - в реализации принятой стратегии и тактики развития предприятия с учетом рыночных требований. Вспомогательный персонал выполняет различные технические функции по информационному обслуживанию управленческих органов: сбор, обработка, хранение и передача информации.

В составе руководителей  выделяются отдельные категории  по уровню управления: менеджеры высшего, среднего и низового звена.

Кроме того, по своим полномочиям руководителей  можно подразделить на линейных и  функциональных. Если орган или звено управления выполняет все обязанности по руководству людьми и производством на участке, в цехе, на предприятии, то руководители считаются линейными. Если возглавляемая отдельным руководителем служба или орган заняты выполнением только одной из функций управления, например планированием производства, организации труда и заработной платы, контроля качества продукции, то такие руководители считаются функциональными.

На промышленных предприятиях руководителей многих функциональных органов и служб называют обычно главными специалистами (например, главный инженер; главный экономист; главный конструктор; главный технолог; главный контролер; главный механик и др.). (21;стр.45)

Заместителей  руководителей производственных подразделений  и функциональных служб классифицируют так же, как и основные руководители.

Если менеджер возглавляет какой-то функциональный орган, то с точки зрения всей системы  управления персоналом он считается  функциональным руководителем, а для  данного отдела - линейным, поскольку в отношении своего управленческого органа он осуществляет весь комплексный набор функций управления.

В структуре управленческих кадров все руководители занимают главенствующее положение. Опираясь на информацию своих  специалистов, любой руководитель должен принимать необходимые решения по всем текущим вопросам и перспективным проблемам. Принятие оптимальных решений - главная задача и основная функция каждого руководителя, который направляет деятельность всего предприятия, всех производственных подразделений и функциональных служб на достижение поставленных рыночных целей. Руководитель несет персональную ответственность за своевременное и правильное решение любых социально-экономических проблем, поэтому каждый руководитель - ключевое звено в системе управления персоналом и в кадровой политике предприятия, лидер трудового коллектива, выразитель его рыночных интересов.

Здесь следует  сказать о том, что в системе  управления персоналом, в кадровой работе выделяются субъект и объект. Под субъектом понимается совокупность управленческих органов и руководящего персонала, реализующих на предприятии основные кадровые функции, а под объектом - основные работники организации, в соответствии с выработанной кадровой политикой осуществляющие различные производственные функции. Взаимодействие субъекта и объекта на производстве осуществляется с помощью таких основных компонентов системы работы с кадрами, как подбор, расстановка, оценка и продвижение работников всех категорий с учетом их профессиональных способностей и производственной необходимости.

Кадровая политика на современном  предприятии строится на основе тесного  взаимодействия общих принципов  управления персоналом с конкретными  задачами рыночного хозяйствования. Преодоление отставания в развитии отечественного производства, завоевание достойного положения в мировой рыночной экономике требуют коренного улучшения работы с кадрами всех категорий и, в первую очередь, совершенствования работы самих управленческих кадров.

 

2.2Управление персоналом в системе повышения эффективности труда

Когда мы ведем  речь об эффективности управления персоналом (менеджменте персонала), а значит и о методах измерения эффективности управленческих действий по формированию кадрового состава, его наиболее оптимального использования в жизнедеятельности организации, развития человеческого капитала и т.п., мы неизбежно сталкиваемся с тем, что основа основ тут – эффективность трудовой деятельности этого персонала. (14;стр.44) И нам надо учиться измерять, отслеживать и оптимизировать трудовую деятельность каждого работника предприятия и каждой группы работников. Если это происходит продуктивно, то можно утверждать и о высокой эффективности управления персоналом.

Эффективность трудовой деятельности правомерно рассматривать  как часть эффективности общественного производства, поскольку труд является одним из важнейших факторов производства. В экономической теории эффективность определяется исходя из поставленных целей как функция достигнутых результатов и затраченных на это ресурсов. То есть, в другой интерпретации, эффективность всегда связана с отношением ценности результата и ценности затрат.

Вместе с  тем, в настоящее время нет  единого подхода к определению  критериев эффективности управления персоналом и к проблеме измерения  эффективности трудовой деятельности. Сложность заключается в том, что, что процесс трудовой деятельности персонала тесно связан с производственным процессом и его конечными результатами, социальной деятельностью общества, экономическим развитием предприятия и др. Это обусловлено, прежде всего, тем, что невозможно применять количественные методы к системе управления, которая принципиально рассматривается с качественной точки зрения. Анализ же существующих подходов позволяет выделить три самых общих подхода.

Первый  подход. Его сторонники считают, что конечные результаты производства должны служить критериальными показателями эффективности управления персоналом. В качестве таких показателей принимаются следующие:

1) прибыль предприятия; 

2) затраты на 1 рубль продукции; 

3) уровень рентабельности;

4) дивиденды на 1 акцию  и т.д.

Второй подход. Сторонники этого подхода к оценке эффективности управления персоналом считают, что критериальные показатели должны отражать результативность и сложность живого труда. В качестве таких показателей выделяются:

1) производительность труда  (выработка на 1 рабочего;

2) общий фонд оплаты  труда; 

3) темпы роста производительности  труда и заработной платы;

4) удельный вес заработной  платы в себестоимости продукции  и др.

Третий  подход. Его сторонники считают, что эффективность управления персоналом определяется организацией и мотивацией труда, социально-психологическим климатом в коллективе. В качестве критериальных показателей предлагаются следующие:

1) текучесть персонала; 

2) уровень квалификации;

3) затраты на обучение  работников;

4) расходы на социальные  программы и т.д.

Для эффективного функционирования любой организации  необходимо, чтобы было выполнено  одно важное условие – обеспечено использование каждого работника  во всем многообразии проявления психофизиологического и мотивационного потенциалов.

Для управления активизацией персонала необходимо постоянно  контролировать процесс использования  методов стимулирования.

Автор работы считает, что  использование различных форм и методов стимулирования позволит сформировать руководству действенную мотивацию кадров к эффективной деятельности.

Cтимулирование  труда – это способ вознаграждения  работника за участие в производстве, основанное на сопоставлении  эффективности труда и требований  технологии. (20;стр.56)

Система морального и материального стимулирования труда в различных компаниях  предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности людей  и как следствие повышение  эффективности труда и его  качества.

Все стимулы  условно можно разделить на материальные и нематериальные. Соотношение их в различных компаниях значительно отличается. К материальному вознаграждению относят:

– заработную плату;

– участие в  распределении прибыли;

– премии;

– участие в  капитале.

К нематериальным способам мотивации относятся организационные и морально-психологические.

Необходимо  упомянуть еще одну форму мотивации, которая, по существу, объединяет в  себе все рассмотренные выше. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более высокую  заработную плату (экономический мотив), и интересную и содержательную работу (организационный мотив), а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (моральный мотив).

В то же время  этот способ является внутренне ограниченным: в организации не так много  должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди способны руководить и не все к этому стремятся, а кроме всего прочего, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.

Нужно иметь  в виду, что перечисленные организационные  и морально-психологические факторы мотивируют неодинаково в зависимости от времени пребывания в должности, и после 5 лет ни один из них не обеспечивает мотивацию в должной мере, поэтому удовлетворенность работой падает.

Основными слагаемыми эффективного стимулирования труда  является стимулирование трудящегося человека. На предприятиях, где люди тесно взаимодействуют друг с другом, при использовании стимулов должны учитываться потребности и их удовлетворение, предприимчивость и интересы личности, и даже характер и образ жизни. Тогда стимулирование будет по-настоящему действенным и личностно значимым.

Одной из основных форм стимулирования является заработная плата. Определяя сущность заработной платы как цену рабочей силы на предприятии, материально-вещественным воплощением которой является стоимость предметов потребления (продовольственных и непродовольственных товаров), услуг, налогов и других платежей, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы, удовлетворение физических и духовных потребностей как самого работника, так и членов его семьи, тем самым обозначаем и основу организации оплаты труда – потребительский бюджет работника. Немаловажное значение имеют и возможности социальной поддержки со стороны государства (пособия на детей, субсидии на оплату коммунальных услуг и т. д.).

На основе районных коэффициентов осуществляется государственное районное регулирование заработной платы и доходов населения.

Предприятия должны внимательнее следить за своим имиджем  на внешнем и внутрифирменном  рынках рабочей силы. Именно имидж  становится решающим фактором привлекательности компании, определяющим ее шансы приобретения новых кадровых ресурсов.

Они повышаются у предприятий с хорошо налаженной системой стимулирования. В настоящее  время активизируются разработки новых  усовершенствованных систем оплаты труда.

Это связано  с необходимостью усиления стимулирующей  функции ЗП:

– повышения  ее гибкости, объективности оценки достижений работников и соотношений  в оплате труда разных групп. По этим причинам все большее распространение  приобретают бестарифные, гибкие, долепаевые системы и т. п.

Нематериальные  льготы и привилегии персоналу:

–      предоставление права на скользящий, гибкий график работы;

– предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе;

–      более ранний выход на пенсию и др.

Изучение практической деятельности предприятия позволяет  выделить общие характеристики эффективной  системы стимулирования труда и  участия в прибылях:

– непосредственная и тесная связь с достигнутыми успехами в работе в виде дохода от роста прибыли, выраженного в процентах для каждого работника;

– заранее согласованные  принципы вознаграждения за перевыполнение плана, внесенные в систему бухгалтерского учета;

– отсутствие «потолка»  для премий, основанных на участии в прибылях;

– соответствие заработной платы реальному вкладу сотрудника в успехе предприятия  и разумным жизненным расходам;

– ограничение  базовых окладов для руководителей  высшего уровня;

– принцип материального  стимулирования распространяется на всех работников фирмы с численностью персонала не более 200 человек и носит постоянный характер;

– жесткая схема  начисления премий, включающая только три категории оценок (хорошо, удовлетворительно, плохо);

– каждая премия вручается непосредственно начальником и сопровождается беседой и поздравлениями; с работниками, не получившими премии, беседа по поводу основания для лишения премии проводится обязательно наедине;

– не должно быть выплат, не зависящих от результатов  работы, лучше не премировать вообще никого;

– плохие работники  не могут быть премированы ни в  каком случае и никаким образом; никогда нельзя наказывать работника  материально, если он совершил ошибку по вине руководства, даже в дни кризисов. Если работник на своем участке выполняет  работу отлично, он должен быть поощрен;

– в фирме  не должно быть никаких секретных  или излишних накладных расходов, отрицательно влияющих на премиальную  систему;

Информация о работе Функциональная стратегия управления персоналом компании