Функция контроля в управлении: содержание, контролирующая роль менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:18, контрольная работа

Описание работы

Процесс управления - своего рода бесконечный процесс. Планы не всегда выполняются, люди не принимают делегированные им полномочия, права и обязанности, руководство не всегда может и умеет мотивировать должным образом сотрудников на выполнение целей организации, меняются условия окружающей среды и т.д. Но каким образом руководство может определить, достигла ли своих целей организация, как оно может обнаружить ошибки и успех. Все это достигается с помощью контроля.
Контроль - процесс обеспечения достижения организацией своих целей, постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть.

Содержание

1. Функция контроля в управлении: содержание, контролирующая роль менеджера…………………………………………………………………………3
2. Черты характера и формы их проявления………………………………..9
3. Практическое задание……………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………15

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 101.00 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

Заочное отделение

Кафедра торгово-экономическая

Регистрационный номер__________ 
 
 
 
 
 

                                   Контрольная работа

                                        Менеджмент 

                                       Вариант № 9 
 
 
 
 
 
 

                        Выполнила студентка 4 курса, 891Б группы

                        Специальность       Бух. учет анализ и аудит          

                        ФИО студента   Коневина (Калмыкова) Яна

                  Дата сдачи контрольной работы ______

Рецензент (ФИО, должность)

________________________ 
 
 
 
 

                                   

                                         Новосибирск 2011 
 
 
 

1. Функция контроля  в управлении: содержание, контролирующая  роль менеджера…………………………………………………………………………3

2. Черты характера и формы их проявления………………………………..9

3. Практическое задание……………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Функция контроля  в управлении: содержание, контролирующая роль  менеджера.

Процесс управления - своего рода бесконечный процесс. Планы не всегда выполняются, люди не принимают делегированные им полномочия, права и обязанности, руководство не всегда может и умеет мотивировать должным образом сотрудников на выполнение целей организации, меняются условия окружающей среды и т.д. Но каким образом руководство может определить, достигла ли своих целей организация, как оно может обнаружить ошибки и успех. Все это достигается с помощью контроля.

Контроль - процесс обеспечения достижения организацией своих целей, постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть.

Функция контроль – состоит в наблюдении за происходящими процессами в управляемом объекте, сопоставлении реально достигаемых результатов с запланированными и выявлении отклоненийЭта функция наиболее тесно связана с функцией планирования, поскольку контролирует движение организации к поставленным целям. Контроль как функция менеджмент представляет собой взаимосвязь целей, задач, видов и характеристик данного процесса.

Содержание контроля как функции управления заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.

Почему необходим контроль? Функции контроля осуществляются с момента формулировки целей и задач организации. Без контроля - хаос и объединить деятельности каких-либо групп в учреждении невозможно.

1. Неопределенность. Стратегические,   комплексные планы учреждений здравоохранения - это картины функционирования организации с позиции   руководителя. В ряде случаев они соответствуют надеждам менеджеров, в другом месте их не оправдывают. При их формировании всегда     присутствует    неопределенность.     Еще     одним     фактором неопределенности являются люди, их поведение нельзя запрограммировать на изменение и введение новых инструкций,

дополнительных  прав и обязанностей.

2. Предупреждение возникающих кризисных ситуаций. Функция контроля - это такая функция управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать деятельность учреждения до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Руководитель учреждения здравоохранения  обязан  обладать  способностью  вовремя  фиксировать ошибки и угрожающие     ситуации    и    исправлять   их  до   того, как они нанесут

непоправимый  вред организации.

3. Поддержание успеха. Важной стороной контроля является поддержание всего успешного в деятельности учреждения. Руководитель, сопоставляя достигнутые результаты с запланированным, определяет, где достигнут успех, где - неудача. Одним из важнейших аспектов контроля является определение наиболее эффективного направления деятельности учреждения здравоохранения по достижению его целей.

4. Широта контроля. Одна из важнейших характеристик контроля - всеобъемлемость. Каждый руководитель, независимо от ранга, должен осуществлять контроль, даже если ему это никто не поручал. Контроль - фундаментальнейший элемент управления.

Виды контроля.

1. Предварительный контроль осуществляется до фактического начала  работ.   Основными     средствами  его  осуществления  является реализация   правил,   процедур,   линий   поведения.   В   учреждениях здравоохранения предварительный контроль необходимо использовать в трех областях:

      • по отношению к человеческим ресурсам: контроль осуществляется за счет тщательного анализа деловых и профессиональных знаний и навыков, отбора наиболее подготовленных специалистов, проверяются документы и рекомендации, устанавливается минимально допустимый стаж. Контроль человеческих ресурсов осуществляется после найма, в ходе обучения и т.д.;

      • материальных   ресурсов:   выбор   поставщика   материалов   и оборудования, обеспечение их запасов и др.;

      • финансовых ресурсов: составление бюджета. Он позволяет также осуществить функцию планирования. Бюджеты устанавливают предельные размеры затрат и не позволяют исчерпать наличные средства.

2. Текущий контроль. Он  осуществляется непосредственно в ходе  работ. Объектом его являются подчиненные, осуществляет его традиционно начальник. Регулярная проверка работ, обсуждение возникающих проблем и предложений позволяет исключить отклонения от планов и инструкций. Текущий контроль базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для его осуществления необходима обратная связь. Все системы обратной связи работают на одних и тех же

принципах: имеют  цели, используют внешние ресурсы, преобразуют  внешние ресурсы для внутреннего использования; следят за значительными отклонениями от намеченных целей, корректируют эти отклонения для того, чтобы обеспечить достижение целей. Системы обратной связи влияют на "входы", чтобы достичь требуемых характеристик на "выходе". Входом в систему здравоохранения являются материальные, финансовые, человеческие ресурсы, выходом - медицинские услуги разного рода, предоставляемые населению (здоровым и больным). Руководитель как внешний элемент системы вносит изменения в ее цели и деятельность. Без активной позиции руководителя любая организационная система не будет иметь возможности адаптироваться к изменяющейся внешней и своей внутренней среде, останется малоэффективной.

3. Заключительный контроль. По истечению определенного периода в системе здравоохранения учреждения, органы управления сравнивают полученные результаты с требуемыми (годовой отчет). Хотя заключительный контроль осуществляется поздно, он имеет две важные функции:

•    дает информацию, необходимую для планирования;

• способствует  мотивации,  руководство  учреждения  связывает мотивационные вознаграждения с достижением определенных результатов.

 Комплексность контроля реализуются по следующим направлениям:

- сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (учет);

- оценка состояния  и значимости полученных результатов  деятельности, выявление отклонений от стандартов - плановых заданий, нормативов (оценка);

- анализ причин  отклонений и дестабилизирующих  факторов, влияющих на результаты  деятельности (анализ).

Значение контроля в системе управления заключается в том, что он:

- завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными функциями менеджмента;

- производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле

Управленческий контроль направлен как вовнутрь, так и вовне организации. Непрерывность ее деятельности требует, чтобы контроль был бы в целом непрерывным процессом, хотя в ряде случаев допустим эпизодический контроль. Контроль классифицируется по объектам приложениястадии их жизненного цикла, по субъектам, которые его осуществляют; по интенсивности (нормальный или усиленный), степени охвата  (сплошной или выборочный), необходимости разрушения этих объектов (требуется или нет)  В системе управления контроль выполняет следующие основные функции:

  • диагностическую, помогающую изучить реальное положение дел в организации и выявить резервы;
  • коммуникативную (установление и поддержание обратной связи);
  • ориентирующую, на что нужно обращать особое внимание;
  • стимулирующую к более эффективной и качественной работе, так как по его итогам могут иметь место поощрение или наказание;
  • корректирующую на основе полученных результатов дальнейшую работу.

Основными объектами внутриорганизационного контроля являются: важнейшие характеристики производственного, технического, кадрового потенциала, финансового состояния, промежуточные и конечные результаты выполнения плановых заданий, показатели расходования ресурсов, экономической эффективности, качество, величина запасов, потери, имидж, сохранение коммерческой тайны и пр. Контроль, без которого в настоящее время не может успешно функционировать ни одна организация, решает в системе управления несколько задач. Во-первых, позволяет заранее обнаружить во внутренней или внешней среде организации факторы, которые могут оказать существенное влияние на ее деятельность, необходимым образом подготовиться и своевременно на них отреагировать. Он помогает также отследить недостаточно четко выраженные тенденции в развитии организации, их направление и глубину и создавать более обоснованные и надежные планы. Во-вторых, контроль помогает своевременно выявить неизбежные в работе любой организации нарушения и изъяны, ошибки, промахи и оперативно принять необходимые меры для их устранения. В-третьих, итоги контроля служат основой оценки результатов деятельности организации, работы персонала за определенный период, эффективности и надежности системы управления. В-четвертых, контроль позволяет скорректировать текущее положение дел, создать необходимые предпосылки для стимулирования. Контроль осуществляется в соответствии с определенными принципами. Прежде всего, он должен быть всеохватывающим, то есть держать в поле зрения основные сферы деятельности организации и процессы, протекающие в ней. Речь, разумеется, идет не о тотальности, мелочности, требовании фиксировать любые события - это дорого и практически невозможно. Здесь нужен разумный, научно обоснованный подход, позволяющий вместе с тем получить достаточно полную и объективную картину ситуации.                                                                                                                                                                  Такой контроль не под силу одному человеку, или небольшой группе людей. К нему нужно привлекать весь персонал организации или его значительную часть, ибо  лучший контроль - это самоконтроль заинтересованных в результатах своего труда исполнителей. Поэтому нужно «отпустить поводья», максимально расширить полномочия людей в процессе выполнения ими своих обязанностей. Система контроля должна иметь четкую стратегическую направленность, задаваемую основными приоритетами развития организации. Современный контроль направлен не на исправление, а на предотвращения ошибок, что значительно дешевле. Поэтому он представляет собой неотъемный элемент процесса планирования на всех его стадиях.  Эффективный контроль индивидуализирован,  нацелен на конкретные процессы, результаты, требует учета личных качеств людей, их положения, связей в коллективе. В целом на систему управленческого контроля влияют характер деятельности организации, степень ее самостоятельности, факторы внешней среды, позиции менеджеров. Менеджеры постоянно следят за тем, что происходит внутри организационных единиц и во внешней среде, и делятся собранной информацией с остальными членами команды. Менеджер своеобразный "нервный центр" подразделения, который использует своей статус в организации для того, чтобы получить доступ к разнообразным информационным источникам. Каждый из специалистов внутри организационной единицы, как правило, понимает в своем деле куда больше, чем менеджер, но только последний, в силу того что он связан со всеми остальными сотрудниками, владеет ситуацией в целом. Контролирующая роль менеджера связана уже не столько со сбором и распространением информации, сколько с ее использованием, когда управленец использует ее для того, чтобы подтолкнуть или спровоцировать подчиненных к определенным действиям. Существует три основных способа решения этой задачи: менеджер создает системы, выстраивает структуры и дает указания. И каждый из них направлен на установление контроля над трудом других людей, особенно если он связан с размещением ресурсов.

Информация о работе Функция контроля в управлении: содержание, контролирующая роль менеджера