"Государь" в учении Николло Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 11:00, реферат

Описание работы

Реалистический подход к познанию прошлой и современной политической жизни, принцип единения теории и практики отстаивал выдающийся историк и реформатор науки о государстве Никколо Макиавелли (1469—1527). Уроженец Флоренции, широко образованный в классической литературе и вопросах права, он более десяти лет служил в канцелярии республики в период реставрации ее демократических порядков.

Работа содержит 1 файл

наука Государь.doc

— 35.50 Кб (Скачать)

«Государь» в учении Николо Макиавелли.

Ильина  Л., Казакова М. А.

Доблесть  ополчится на неистовство,

     И краток будет  бой,

     Ибо не умерла  еще доблесть

     В итальянском  сердце. 
 

   Реалистический  подход к познанию прошлой и современной  политической жизни, принцип единения теории и практики отстаивал выдающийся историк и реформатор науки о государстве Никколо Макиавелли (1469—1527). Уроженец Флоренции, широко образованный в классической литературе и вопросах права, он более десяти лет служил в канцелярии республики в период реставрации ее демократических порядков. После восстановления власти Медичи в 1512 г. Макиавелли оказался в изгнании. Годы ссылки (1513—1520), которую он отбывал в своем небольшом имении под Флоренцией, стали временем его наиболее интенсивной творческой активности, порой создания самых значительных трудов: «Рассуждении о первой декаде Тита Ливия», «Государя», трактата «О военном искусстве», комедии“Мандрагора”.  
          Самым известным произведением Никколо Макиавелли стал трактат "Государь", первоначально издававшийся в России под названиями "Князь" и "Правитель". Макиавелли создал учение о последовательно светском государстве, свободном от церковной морали. Он полагал, что в борьбе за упрочение государства допустимы любые средства: насилие, обман, предательство. Появившийся впоследствии термин "макиавеллизм" стал обозначать политику, пренебрегающую законами морали. Макиавелли писал: "Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия". В 1559 г. католическая церковь внесла сочинение Макиавелли в список запрещенных книг.    
 

 Вот  уже более четырех веков небольшой трактат флорентийского мыслителя, как магнит, притягивает властителей и политиков всех мастей. Книга одинаково интересна сторонникам монархии и республики, демократам, патриотам, космополитам и вообще — всем кому угодно. Нетрудно предсказать и будущее удивительной книги: ее будут читать всегда, пока люди не устанут заниматься политикой. А так как человек — «животное политическое» как говорил Аристотель, ничего подобного никогда не случится.

   Здесь рассматривается множество различных  вопросов, начиная от разбора качеств, которыми должен обладать государь, и заканчивая рассуждениями Макиавелли о дальнейшей судьбе родной его сердцу Италии. Каждая глава трактата – это и есть ответ на определенный вопрос, который ставит перед собой автор.

   Всего в книге 26 глав, которые можно разделить на 4 основных блока:

   1-11 главы повествуют о видах государства  и власти;

   в 12-14 главах говорится о войске и  военных делах;

   в 15-23 – о качествах людей и  государей, а также о способах удержать власть;

   и, наконец, в заключительных 24-26 главах показана взаимосвязь человеческой судьбы и истории Италии.   

 Будучи  не только известным общественным  деятелем и политическим мыслителем, но также признанным поэтом  и драматургом, — Макиавелли развертывает перед читателем подлинное театральное действо. Он понимает, что людскую психологию не изменишь. Самые неприглядные и отвратительные черты (такие, как лживость, жестокость, бессердечность, необязательность в соблюдении данного обещания и т.п.), по Макиавелли, — совершенно естественные, более того — необходимые, атрибуты политического деятеля, без вторых он вообще таковым не может считаться. Это прекрасно показано в главе XVII, названной «О жестокости и милосердии и о том, что лучше внушать — любовь или страх». 
По этому поводу может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. «Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.» 
     Макиавелли просвечивает подноготную власти точно на рентгене.     «Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность. Отсюда следует, что государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла.» 
      Достаточно спроецировать вышеприведенные размышления на нынешних «государей», и сразу станет ясно, насколько современна книга Макиавелли. Разве что-нибудь изменилось с тех пор, как были написаны эти слова?   

      В заключение хотелось бы ещё раз сказать, что творчество Николо Макиавелли органически связано с его эпохой, он является полностью человеком своего времени, и его политическая наука представляет собой философию времени. Именно с этой точки зрения и надо рассматривать все его книги, и в частности "Государя". Но это не значит, что вне временных пределов Возрождения его труды не имеют никакой ценности. И много лет спустя после его смерти политики, дипломаты, философы спорили о его книгах, разбирались в его идеях, не всегда соглашались с ним, но всё равно следовали его рекомендациям.

Информация о работе "Государь" в учении Николло Макиавелли