Характеристика организации как объект менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей менеджмента организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить основные характеристики организации;
• Изучить функции менеджера на предприятии;

Работа содержит 1 файл

Менеджмент контрольная.doc

— 112.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Радикальная перестройка системы управления экономикой в современной России, связанная с переходом народного хозяйства на рыночные механизмы, затрагивает все уровни руководства. Происходят серьезные изменения в системе экономических, организационных и социальных отношений в стране. Предоставление юридической и хозяйственной самостоятельности товаропроизводителям, полностью отвечающим за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности, предполагает, что каждое предприятие должно создать систему управления, обеспечивающую высокую эффективность его работы. Во многом это зависит от профессиональных знаний и навыков руководителей и специалистов предприятия.

Современный руководитель должен обладать достаточными знаниями в теории управления, владеть методами, техникой и технологией управления, передовыми приемами выработки, принятия и организации исполнения управленческих решений, уметь работать с кадрами и создавать условия для высокопроизводительного труда подчиненных.

Сейчас, когда возрастает значение интенсивных факторов развития и производство продуктов питания все больше зависит не только от сельского хозяйства, но и от других отраслей, все заметнее становится необходимость в улучшении координации действий различных предприятий и организаций АПК, повышении их заинтересованности в конечных результатах. В условиях рыночных отношений меняется и роль государственных органов управления; государственное регулирование в АПК приобретает новые формы и становится все более значимым.

Основная задача агропромышленного комплекса – достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства, надежное обеспечение внутреннего рынка продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем, объединение усилий всех его отраслей для получения высоких конечных результатов.

Управление, как производство, - непрерывный процесс. Начинается он с постановки целей и задач и заканчивается их выполнением, достижением определенного результата. Управленческий процесс делится на несколько стадий: постановка цели, сбор необходимой информации и ее преобразование, выработка и принятие управленческого решения, доведение его до подчиненных, организация и контроль его выполнения.

Цель представляет собой желаемый результат, ради которого осуществляется производственный процесс и который должен быть достигнут с помощью конкретных действий. Определение целей с учетом имеющихся ресурсов и общественных потребностей играет исключительно важную роль для функционирования системы управления и организации управленческих процессов. Четкое формирование целей имеет и психологический аспект – у коллектива возникает уверенность в работе, появляется возможность сопоставить свои достижения с конкретными критериями и получать удовлетворение от реализации определенных подцелей.   

Эффективная работа предприятия зависит от многих обстоятельств, и среди них особое место принадлежит человеческому фактору. Деловая активность людей, их отношение к труду во многом определяются степенью удовлетворения их потребностей социального и духовного порядка, которые весьма разнообразны. Сюда входят повышение образовательного уровня работников, улучшение условий труда и быта, создание крепких трудовых коллективов с хорошим психологическим климатом. Каждый человек имеет потребность в уважении окружающих. Доброжелательные отношения между руководителями и подчиненными – исключительно важный фактор стабильности в любом деле.

Управленческий труд, то есть труд по прогнозированию, планированию, принятию решений, контролю, координации и регулированию производства,- весьма специфический вид человеческой деятельности. Основная его задача заключается в координации совместных усилий коллектива, его подразделений и отдельных работников с целью достижения запланированных результатов.

Совершенствование управления производством – важный резерв роста его эффективности. Процесс рационализации управления включает разработку комплекса организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих более эффективное использование земли, рабочей силы, техники и других ресурсов, создание благоприятных условий труда и быта работников, внедрение новых технологий и качественное совершенствование производства.

Тема данного исследования актуальная, так как ее целью является изучение и применение на практике  теоретических знаний, современных методов экономических исследований предприятия и анализа структуры управления предприятием. А также, использование данных анализа для рекомендации принятия практических мероприятий, с целью повышения эффективности деятельности  предприятия.

Целью данной работы является изучение особенностей менеджмента организации.

              Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

      Изучить основные характеристики организации;

      Изучить функции менеджера на предприятии;

      Предложить пути совершенствования управления предприятием;

Объектом изучения является Государственное унитарное предприятие Опытно – производственное хозяйство «Северное» Научно- исследовательского и проектно-технологического института агропромышленного комплекса Республики Коми .

Предприятие создано в научно-технических целях обслуживания исследований по специализации научного учреждения, в научно-методическом подчинении которого оно находится, внедрения полученных достижений науки в сельскохозяйственное производство и получения прибыли.

Для написания данной работы большую помощь оказали такие авторы как Пиличев Н. А., Королев Ю. Б. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика организации как объект менеджмента

1.1. Организационно-экономическая деятельность предприятия

 

ГУП ОПХ «Северное» НИПТИ АПК РК является единственным предприятием РК, занимающимся опытно-хозяйственной деятельностью в растениеводстве и животноводстве. По своему статусу предприятие должно выступать проводником новых технологий в сельскохозяйственном производстве.

Государственное унитарное предприятие Опытно-производственное хозяйство «Северное» Научно-исследовательского и производственно-технологического института агропромышленного комплекса Республики Коми Российской академии Сельскохозяйственных наук (ГУП ОПХ «Северное» НИПТИ АПК РК) расположен в г. Сыктывкаре, Октябрьский пр-т, 400/1.

Устав предприятия зарегистрирован Администрацией МО «Город Сыктывкар» от 5 декабря 2001 года № 522/2001, согласно приказа Российской Академии Сельскохозяйственных наук от 23.11.2001г. №34.

Предприятие создано в целях обслуживания научно-технических исследований по специализации научного учреждения, в научно-методическом и организационном подчинении которого оно находится, внедрения полученных достижений науки в сельскохозяйственное производство и получения прибыли.

              Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:

—                 Обеспечение успешного проведения научно-исследовательских работ, предусмотренных тематическим планом Института;

—                 Производственная проверка результатов научно-исследовательских и опытно-конструктивных разработок современных энерго-ресурсосберегающих и природоохранных технологий производства;

—                 Производство сортовых семян сельскохозяйственных культур и выращивание племенных животных;

—                 Активное внедрение в собственное производство и предприятий АПК региона достижений науки и передового опыта, обеспечение высокой культуры земледелия и животноводства, региональной организации труда;

—                 Пропаганда и реклама достижений сельскохозяйственной науки, техники и передового опыта путем научно-информационного распространения знаний, показа и продажи своей продукции на аукционах, торговых биржах, сельскохозяйственных выставках;

—                 Участие в подготовке и повышении квалификации научных кадров и специалистов АПК;

—                 Обеспечение непрерывного роста урожайности всех сельскохозяйственных культур, продуктивности животных, увеличение производства сельскохозяйственной и промышленной продукции, снижение ее себестоимости, повышение рентабельности производства;

—                 Обеспечение переработки сельскохозяйственной продукции.

ГУП ОПХ «Северное» НИПТИ АПК РК является одним из наиболее крупных предприятий РК, занимающихся опытно-хозяйственной деятельностью в растениеводстве и животноводстве. Предприятие производит элитные семена картофеля, занимается семеноводством многолетних трав, выращиванием, районированием и внедрением в Республике Коми ягодных культур. Предприятие является племенным по выращиванию айрширской породы скота с потенциальной продуктивностью коров 5000 кг молока в год.   

              ГУП ОПХ «Северное» расположено в южной агроклиматической зоне и имеет высокие предпосылки для успешного ведения производственно-экономической деятельности. Основной отраслью в производстве и получении доходов является молочное скотоводство и производство молока.

1.2. SWOT-анализ деятельности предприятия

 

Во всем многообразии факторов внешней и внутренней среды, можно заметить их разделение на две группы: те, которые поддаются управлению со стороны руководства фирмы, и те, которые такому управлению не поддаются. Это разделение важно с точки зрения прогнозирования, конъюнктурных исследований, стратегического и иного планирования, выдвижения целей.

В стратегическом управлении наиболее часто используется метод анализа среды организации, получивший название SWOT-анализ. Применяя этот метод, удается установить линии связи между силой и слабостью и внешними угрозами и возможностями. Такие связи в дальнейшем используются для разработки стратегии.

В процессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Для успешного применения SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

Для такой оценки чаще всего применяют метод позиционирования на матрицах возможностей и угроз, что отражено в табл. 1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Матрица SWOT-анализа ГУП ОПХ «Северное».

 

Возможности:

Угрозы:

 

1.       Улучшение уровня жизни насе­ления

2.       Появление новых поставщиков

3.       Снижение цен на сырье и гото­вую продукцию

4.       Снижение налогов и пошлин

5.       Совершенствование менедж­мента

6.       Снижение безработицы

7.       Совершенствование технологии производства

 

1.       Изменение покупательских предпоч­те­ний

2.       Появление товаров-субститу­тов

3.       Сбои в поставках продукции

4.       Снижение уровня жизни населения

5.       Рост темпов инфляции

6.       Ужесточение законодатель­ства

7.       Изменение уровня цен

8.       Увеличение конкурентных преиму­ществ со стороны конку­рентов

9.       Рост налогов и пошлин

10.   Усиление конкуренции

11.   Рост безработицы

12.  Ухудшение политической обста­новки

Сильные стороны:

«Сила и возможности»

«Сила и угрозы»

1.       Отлаженная сбытовая сеть

2.       Высокий контроль качества

3.       Рост оборотных средств

4.       Высокая квалификация персонала

5.       Хорошая мотивация персонала

 

-          выход на новые рынки, увеличение производства;

-          достаточная известность будет спо­собствовать выходу на новые рынки;

-          квалификация персонала, контроль качества да­дут воз­можность успеть за ростом рынка;

-          четкая стратегия позволит использо­вать все возможности.

-          усиление конкуренции, политика госу­дарства, инфляция и рост налогов, из­менение вкусов потребителей по­влияют на проведение стратегии;

-          появление конкурентов вызовет допол­нительные расходы финансовых ресурсов;

- известность защитит от товаров-суб­ститутов и добавит преиму­ществ в конкуренции;

Слабые стороны:

«Слабость и возможность»

«Слабость и угрозы»

1.       Сбои в снабжении

2.       Средний уровень цен

3.       Низкий уровень сервиса (дополни­тельные услуги)

4.       Не полная загруженность произ­водственных мощностей

5.       Неучастие персонала в принятии управленческих решений

6.       Недостаточный контроль исполне­ния приказов и распоряжений

-          неучастие персонала в принятии решений и недостаточный контроль исполнения распоряжений при снижении безработицы может привести к саботажу;

-          снижение уровня цен, размеров налогов и пошлин при сохранении среднего уровня цен позволит получать сверхдоходы.

-          появление новых конкурентов, низкий уровень сервиса и средний уровень цен ухудшит конкурентную позицию;

-          неблагоприятная политика государ­ства может привести к выходу из от­расли;

-          неполная загруженность производст­венных мощностей при росте темпов инфляции и скачков в курсах валют может привести к банкротству предприятия.

Информация о работе Характеристика организации как объект менеджмента