Характеристика основных функций управления и их взаимосвязь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Основными функциями управления являются планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

Работа содержит 1 файл

контрольная по менеджменту.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Введение. 

В рыночной экономике  управление организациями получило название менеджмента. Объектом управления здесь является экономически самостоятельная  организация, осуществляющая свою деятельность в любых отраслях, различных сферах экономики. Одной из задач менеджмента является формирование структуры организации, наиболее оптимально соответствующей миссии организации, ее целям и задачам, которая также позволяла нормально обеспечивать все виды взаимодействий внутри организации (трудовые, финансовые, материальные и пр.).

Современный менеджмент есть классическая теория управления. С одной стороны, есть все основания  считать, что менеджмент является наукой, так как для менеджмента характерна объяснительная функция, системность  и упорядоченность знаний, предсказательность, чёткая логическая организованность. С другой стороны, есть все основания считать, что менеджмент является искусством, так как мы живём в очень сложном, быстро меняющемся мире, в котором изменениям подвержены сами закономерности, по которым мир существует и развивается. Попытки же изложить наши зрения в виде жёстких схем и правил неизменно приводят к искажению и упрощению, а значит, к иллюзиям и заблуждениям, а затем к ошибкам. Человек осваивает мир не только с помощью знаний, но и помощью эмоций, чувств, образов, интуиций и всего того, что не может быть формализовано в терминах и рекомендациях.

Термин «менеджмент» является синонимом термина «управление». Менеджмент - это управление и наука  об управлении. Однако здесь подразумевается  не просто управление, а наиболее рациональная система управления на высочайшем профессиональном уровне, с использованием достижений современных наук - инженерной и социальной психологии, социологии, финансового и банковского дела, экономики и права, инженерных и технических наук, компьютерной грамотности.

Таким образом, менеджмент одновременно является и  наукой и искусством. 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 

  1.   Характеристика основных функций управления и их взаимосвязь. 

Основными функциями  управления являются планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

 Сложившиеся  четыре пары функций (классические  плюс современные) можно назвать  основными функциями менеджмента.  Представим теперь последние  на векторе процесса управления (см. схему № 1).

Схема № 1. Основные функции менеджмента

                                                                                                                                                                                           

 

Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих целей).

Функция организации  представляет вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение нормального функционирования организации в соответствии с определенным планом достижения желаемого результата. Она обеспечивает координацию деятельности всех подразделений и сотрудников организации для достижения доставленных целей.

Функция контроля в управлении реализуется как  процесс, посредством которого руководство  организации удерживает ее на запланированной  траектории достижения целей, получая  информацию о текущих результатах  деятельности и устраняя выявленные отклонения от установленных показателей.

Функция мотивации  предусматривает действия, направленные на то, чтобы побудить всех сотрудников  организации к результативной деятельности для достижения ее целей.

Приведенные функции  управления находятся в тесной взаимосвязи: функция планирования взаимодействует с функциями организации и контроля, функция организации, в свою очередь, тесно связана с функциями планирования и контроля, а последняя (то есть функция контроля) взаимосвязана с функцией организации и функцией планирования. Функции планирования, организации и контроля тесно взаимосвязаны с функцией мотивации.

На схеме № 2.показана последовательность реализации основных функций процесса управления в организации и взаимосвязь этих функций друг с другом[3] .

Схема № 2. Взаимосвязь функций управления

Приведенную взаимосвязь  функций управления принято называть внешней. Вместе с тем существует и тесная внутренняя взаимосвязь  рассматриваемых функций, проявляющаяся  в том, что элементы всех этих функций являются составной частью каждой из них. Действительно: функция планирования содержит элементы функций организации, контроля и мотивации; функция организации — элементы функций планирования, контроля и мотивации; функция контроля — элементы функций планирования, организаций и мотивации; функция мотивации — элементы функций планирования, организации и контроля.

Рассмотрим подробнее  приведенные выше универсальные  функции управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика функции планирования на предприятии

     Планирование - это первая, важнейшая функция  процесса управления, представляющая собой процесс разработки плана, определяющего то, что нужно сделать (достичь) и какими методами, сообразуясь  со временем и пространством.

       В условиях рыночных отношений планирование является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Планирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности — сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

     Планирование  на предприятии заключается в  установлении целей его деятельности на определенный период, путей их реализации и ресурсного обеспечения. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом. Плановая система предприятия состоит из отдельных планов по четко ограниченным направлениям деятельности и охватывает важнейшие участки работы предприятия с тем, чтобы ориентировать их на достижение поставленных целей.

     Процесс внутрипроизводственного планирования включает:

     -формирование общих целей (стратегии) развития предприятия;

     -определение конкретных целей и задач предприятия и его отдельных подразделений на определенный период перспективы;

     -установление путей и средств их достижения;

     -обоснование потребности в производственных ресурсах и источников их обеспечения;

     -контроль за достижением поставленных целей и задач посредством сопоставления плановых показателей с фактическими.

     Основные  элементы планирования на предприятии  следующие:

     -прогнозирование концептуальных перспективных целей и способов их достижения на базе прогнозов развития отдельных отраслей, регионов и экономики страны в целом. Как элемент внутрипроизводственного планирования прогнозирование непосредственно связано с маркетингом и принимает форму рыночной стратегии предприятия;

     -постановка задач планирования на основе прогноза, установление ориентировочных сроков их выполнения и необходимого ресурсного обеспечения;

     -корректировка плана, заключающаяся в разработке программы, в которой устанавливают конкретные сроки выполнения плановых заданий, производят увязку отдельных этапов реализации программы, поставок, производственных и сбытовых операций;

     -составление бюджетов, или смет затрат материалов, капитальных вложений, поступлений и расходования наличных денег и др., на основе которых определяют функции каждого подразделения и исполнителей, ответственных за определенные операции;

     -конкретизация плана — завершающий элемент, включающий конкретные установки по реализации принятых решений в отдельных звеньях предприятия.

     Если  разработку прогнозов и формирование общих плановых задач выполняют  для определения перспектив развития предприятия в целом, то все остальные  элементы планирования в основном прорабатывают  и реализуют на уровне подразделений. При этом необходима взаимоувязка между ними по всей совокупности натуральных и стоимостных показателей. В разрабатываемых планах предприятий устанавливают основные задачи хозяйственной политики на определенный период и конкретные способы их решения: определяют необходимые для этого материальные и финансовые ресурсы, а также пути их наиболее эффективного использования с учетом складывающихся рыночных условий.

     Основными применяемыми на практике методами планирования являются балансовый, нормативный, экономико-математические и экспертных оценок. Балансовый метод основан на взаимной увязке имеющихся и предполагаемых ресурсов и потребностей в них в пределах планового периода. Этот метод реализуют посредством составления материально-вещественных, трудовых и стоимостных балансов. Нормативный метод состоит в том, что плановые задания на определенный период устанавливают исходя из норм затрат (натуральных, стоимостных, временных) различных ресурсов (сырья, материалов, энергии, оборудования, рабочего времени, денежных средств и др.) на единицу выпускаемой продукции. В планировании производственно-хозяйственной деятельности среди экономико-математических методов широко используют модели линейного программирования, корреляционные, регрессионные, производственных функций, имитационные и др., которые позволяют на основе оптимизационных расчетов с использованием электронно-вычислительной техники выбирать наиболее приемлемые варианты планов по различным заданным критериям.

     Метод экспертных оценок заключается в  том, что эксперты соответствующей области независимо друг от друга дают предложения, на основе которых создают единый вариант плана и передают его для дальнейшей работы. Так повторяется несколько раз, пока не будет достигнут удовлетворительный результат, отражающий общую взвешенную позицию (метод Дельфи).

     В процессе планирования необходимо также  разработать систему показателей, с помощью которых оценивают  результаты труда каждого сотрудника и организации в целом

     Существует  несколько видов планов: стратегические, текущие, тактические, оперативные, проекты (см. схему № 3). 

Схема № 3 Виды и истоки планов

                 

Цели

организации

  Прогнозы

Развития

 

    
 

Стратегические  планы   Текущие планы

 
 

Тактические планы Оперативные планы
 

    Стратегический  план содержит: реализацию общей политики предприятия; генеральное направление деятельности; приоритеты; распределение ресурсов. Обычно он охватывает 5 лет и более.

    Реализация  стратегических планов предусматривает  два вида работ. Первый ― традиционная деятельность предприятия, то есть обычный процесс производства. Второй ― единичная деятельность. Иными словами то, что делается один раз и надолго. Это может быть строительство здания, дороги, внедрение новой технологии и т.п.

    Тактический план отражает развитие предприятия на более короткий срок. Обычно это один год. Этот план вытекает из стратегического.

    Оперативный план обычно составляется на один месяц. Безусловно, он исходит из тактического плана и оперативных задач предприятия (цеха, отдела).

    Проект  ― это план по реализации единичной деятельности. Примеры такой деятельности указаны выше.

    Разработкой сложных проектов (инновационных  и бизнес-планов) обычно занимаются не сами организации. Для этого нанимаются специализированные (проектные, консалтинговые, конструкторские) фирмы.

Информация о работе Характеристика основных функций управления и их взаимосвязь