Исследование концепции подходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:35, реферат

Описание работы

Менеджмент как наука во всем мире пользуется заслуженным признанием. Из среды менеджеров выходят видные политические деятели. Менеджер – одна из самых высокооплачиваемых категорий работников, своим трудом заслуживающая гонорары, порой превышающие оплату высших правительственных чиновников, включая президентов и премьер-министров. Успех в деле менеджерам приносят обширные профессиональные знания, позволяющие глубоко и всесторонне оценивать текущее положение вещей и делать точные прогнозы на будущее, умение работать с людьми, вести их за собой, руководить, и в то же время подчиняться обстоятельствам и тем, кто по своему служебному положению, знаниям или компетенции выше их.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Современные подходы в управлении……………………………………………5
Исторические предпосылки возникновения менеджмента……….…..5
Процессный подход к управлению…………………………..…………7
Системный подход………………………………………………………11
Ситуационный подход…………………………………………..………17
Исследование управленческой концепции МАП «МАПУЗ»………………..23
Организационно-экономическая характеристика предприятия………23
Особенности и специфика управления МАП «МАПУЗ»………………28
Заключение……………………………………………...…………………………….34
Список использованной литературы………………………………………………...35
Приложение 1 Структурная схема МАП «МАПУЗ»……………………………….36

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

    Каждая  из названных функций управления должна осуществляться либо самим руководителем предприятия или подразделения либо при помощи плановой службы, но под тщательным и постоянным контролем со стороны руководителя. Фактически детальное планирование и постоянный контроль неотъемлемые составляющие полноценного труда любого руководителя.

    Если, возглавляя организационную структуру, руководитель не утруждает себя планированием текущей оперативной деятельности предприятия/подразделения, пускает на самотек решение организационных вопросов и не уделяет достаточного внимания контролю, можно смело утверждать, что руководитель не управляет организацией. В этом случае практически не имеет смысла ожидать ее эффективного функционирования.

    Сами  по себе такие важные управленческие процедуры, как планирование, организация  и контроль, не представляют особой трудности. В данных областях наработан  конкретный практический опыт, существуют рекомендации и пособия по выполнению названных процедур. Заслуга в этом принадлежит школе научного управления, а также административному и количественному подходам.

    Тем не менее, процесс управления в целом  остается по-прежнему сложным и, как  следствие, крайне неэффективен. Концепция процессного подхода по-прежнему остается нереализованной в полной мере. Она не дает руководителю четкого и ясного алгоритма эффективного управления. Число основных функций, входящих в процесс управления, строго не определено. Отсюда нет единого мнения о том, какие из них следует считать существенными в процессе управления, а какие нет. Очевидно, причиной этому является все та же непредсказуемость человеческого поведения. Не случайно в современном процессном подходе появилась функция мотивации, которую в ряду остальных управленческих функций А. Файоль не рассматривал, появление свидетельствует лишь о том, что на современном этапе осознана важность человеческого фактора при управлении. Однако ввиду отсутствия действенных научно обоснованных методов решения этой проблемы непосильный поиск путей ее решения возложен на менеджеров.

    Выход один. Проблема мотивации, как таковая, должна быть начисто снята с повестки дня любого руководителя, что только и позволит упростить весь процесс управления, сделав его эффективным прежде всего за счет всестороннего содействия со стороны каждого работника реализации планов предприятия.

    Как писал К.Девис: "Различные виды управленческой деятельности, как, например, планирование, организация, принятие решений, остаются нераскрывшимися канонами до тех пор, пока лидер не приводит в действие рычаги мотивации в людях и не направляет их к поставленным целям".

    Путь  к упрощению процесса управления, а значит, к наивысшей его эффективности лежит только через решение проблемы эффективной мотивации труда, которая является не просто одной из функций управления, но, без преувеличения можно сказать, эквивалентна по своей значимости всем прочим управленческим функциям. 

    1. Системный подход
 

    Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

    Существуют  два типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие  фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы - вот знакомый пример закрытой системы.

    Открытая  система характеризуется постоянным взаимодействием с внешней средой.

    Общепризнанно, что все организации являются открытыми системами. Выживание  любой организации зависит от внешнего мира. Поэтому организации должны приспосабливаться к его воздействию.

    Более того, поскольку люди как компоненты организации (социальные компоненты) используются для выполнения работы наряду с техникой, организационные системы являются социотехническими.

    Осознав этот факт, исследователи менеджмента  в поисках путей эффективного управления пришли к идее перенести  положения теории систем на практику управления. Так появилась концепция системного подхода.

    Системный подход представляет собой исключительно способ мышления по отношению к организации и управлению, но ни в коей мере не является набором каких бы то ни было руководств или принципов для управляющих. Он позволяет лишь умозрительно представить организацию в единстве составляющих ее элементов.

    С точки зрения системного подхода  при воздействии на любой элемент  системы организация всегда изменяется во всех взаимосвязях и становится некой иной целостностью, находящейся  в другой позиции на пути к достижению своих целей, чем это было бы, если бы изменения не произошли.

    Крупные составляющие сложных, систем, таких, как  организация, люди или машины, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами.

    Подсистема - важное понятие в системном подходе. Подразделения, отделы, цеха являются подсистемами, каждая из которых играет важную роль в организации в целом. Подсистемы могут состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они системно взаимосвязаны, неправильное функционирование самой маленькой подсистемы может негативно повлиять на функционирование системы в целом.

    Так, работа каждого отдела, каждого работника  в организации очень важна для успеха организации в целом.

    Несмотря  на то, что системный подход постулирует  необходимость рассматривать организацию как единое целое, сам по себе он не указывает руководителю, какие элементы организации как системы особенно важны, поскольку рассматривает людей только как равный среди прочих элемент. Системный подход является, таким образом, очередной попыткой приблизиться к эффективному управлению организацией без учета основного фактора, влияющего на ее эффективность, - человеческого. Отсюда — изначально заложенная в самом подходе его неспособность конструктивно повлиять на эффективность управления.

    Вместе  с тем в системном подходе  как таковом, к сожалению, не было выявлено одно; существенное рациональное зерно. Суть его в том, что эффективное управление организациями как системами возможно только при наличии эффективных систем управления.

    Если  система управления не позволяет  эффективно координировать" движение всех составных частей, организационной системы, то такая система управления является неэффективной, в ней кроется какой-то дефект. Хороший пример тому - рассмотренная нами ранее бюрократическая система управления организациями, обоснованная Максом Вебером. В ее "классическом" виде она оказалась неэффективной в силу того, что в рамках данной системы не оказалось места для человека как первоочередному объекту управления.

    Таким образом, можно прийти к заключению: от системы управления в значительной степени зависит эффективность процесса управления.

    Значение  системного подхода заключается  в том, что менеджеры могут  проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации  в целом, если они понимают систему  и свою роль в ней. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

    Особенность системного подхода состоит в  том, что система управления рассматривается  как средство решения проблем организации. В этом подходе используется, как правило, методология системного анализа.

    Системный подход пытается рассмотреть организацию  и внешнюю среду  в которой  она функционирует, как целое. Фирма  рассматривается как сеть решающих центров, связанных между собой и с внешним миром коммуникационными каналами. Организация при таком подходе ориентирована на процесс принятия решений, мотивацию и контроль.

    Существует  два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация. Материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся; она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

    Простая система ориентирована на достижение одной цели. Сложная система стремится  к достижению нескольких взаимосвязанных  целей. Управление системой будет эффективным, если в процессе преобразований внутри организации соотношение количества и качества потребляемых ресурсов на выходе-входе будет увеличиваться. В противном случае управление организацией не является, эффективным.

    В настоящее время системный подход можно считать универсальной  методологией менеджмента, суть которой - формирование образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внешней и внутренней среды. Этот метод получил широкое распространение в современной теории и практике менеджмента. Например, за рубежом для оценки качеств менеджера его без предупреждения отправляют в длительную командировку. Если во время его отсутствия фирма работает успешно, то это является позитивной оценкой деятельности менеджера. Однако часто во время отсутствия руководителя деятельность становится менее эффективной - это свидетельствует о том, что менеджер оказывал влияние не на всю систему в целом (т.е. не обеспечивал стратегическое развитие фирмы), а ежедневно сам занимался текущими вопросами, не доверяя их руководителям среднего звена. Сущность системного, подхода к управлению - мысленный охват всех явлений как единое целое, их объективная оценка, обеспечение развития всей системы с учетом внутренних переменных (цель, структура организации, персонал, техника, технология), предвидение положительных и отрицательных последствий, принимаемых управленческих решений.

    Важнейшие принципы системного подхода:

    - процесс принятия решений должен  начинаться с выявления и четкого  формулирования конкретных целей

    -  необходимо рассматривать всю  проблему как целое, как единую  систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

    - необходимы выявление и анализ  возможных альтернативных путей  достижения целей;

    -  цели отдельных подсистем не  должны вступать в конфликт  с целями всей системы;

    - восхождение от абстрактного  к конкретному;

    - единство анализа и синтеза,  логического и исторического;

    - выявление в объекте разнокачественных  связей и их взаимодействие  и др.

    Решение – это выбранная альтернатива, выбранный способ действия. К тому же решение предполагает воздействие  на поведение персонала. Принятие решения – выбор этой альтернативы, выбор способа действия. Альтернатива – возможность действия, исключающая другие варианты действий.

    Управленческое  решение рассматривается в тесной взаимосвязи со всеми этапами  общего процесса управления и соответственно все требования к качеству, эффективности и методологии подобных принимаемых решений формируются на основе общих требований, предъявляемых к функционированию системы управления.

    Организационные решения – это выбор, который  должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью, и способствующий решению задач, поставленных перед организацией или подразделением. Среди организационных решений различают:

    - запрограммированные решения –  ситуации с ограниченным числом альтернатив и заданной последовательностью действий;

    - незапрограммированные решения  – неструктурированные или сопряженные  с неопределенностью, риском ситуации.

    Вторая  группа решений – это критичные  решения.

    Третья  группа – это решения, различаемые по способу их формирования. Здесь обычно выделяют три вида решений:

    - произвольные решения – это  решения, подкрепленные красноречием, хитростью начальника или прямой  экономической или физической  силой;

    - решения, основанные на суждениях, т.е. выбор, обусловленный знаниями или личным накопленным опытом, здравым смыслом;

    - рациональные решения – это  выбор, обоснованный последовательным  выполнением процесса анализа  ситуации, например диагностика,  формулировка ограничений и критериев,  выявление и оценка альтернатив, выбор альтернативы по критериям, реализация решения и анализ результатов.

Информация о работе Исследование концепции подходов