Эффективность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 17:05, реферат

Описание работы

Эффективность менеджмента – сложная, многогранная категория. Она отражает характерные особенности экономических, социальных и иных явлений. Анализ категории эффективности, факторов ее определяющих позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей экономической эффективности, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности организации

Содержание

Введение.
1. Теоретические основы эффективности менеджмента. 4
1.1. Общее представление. 5
1.2. Факторы оценки эффективности менеджмента. 7
1.3. Критерии и показатели эффективности управления. 9
2. Экономическая оценка эффективности. 11
2.1. Показатели экономической эффективности. 11
2.2. Повышение эффективности управления. 12
3. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала. 14
3.1. Оценка деятельности менеджера. 14
3.2. Оценка труда персонала. 16
Заключение. 18
Литература. 19

Работа содержит 1 файл

Эффективность менеджмента Лайт.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

     1.3. Критерии и показатели  эффективности управления.  

     В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, трудно оценить результат.

     Есть  конечный результат, в котором управление проявляется лишь опосредовано, и можно назвать непосредственный результат, который присущ любому виду деятельности человека.

     Непосредственный  результат управления может характеризовать  комплекс  критериев и показателей  эффективности.

     Что же такое  критерий и показатель эффективности управления?

     Критерий  эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.

     Критерий  эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и качеством  труда персонала, социальной эффективностью. 

     Современная наука выделяет общие, локальные  и качественные критерии эффективности  управления.

     Критерием эффективности управления, кроме  того, при определенных условиях может  быть максимум выпуска продукции  или максимум услуг.

     Все критерии должны быть отражены в определенной системе показателей экономической эффективности, которые мы рассмотрим во втором вопросе.

     Показатель  эффективности –  количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует  эффективность управления.

     Такие показатели эффективности как производительность труда, материалоемкость, фондоотдача  основных производственных фондов, оборачиваемость  оборотных средств, окупаемость  капиталовложений условно можно  объединить в группу частных или  локальных показателей.

     Кроме того, выделяют обобщающие показатели: рентабельность и ликвидность. Они  отражают результат хозяйственной  деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами.

     Показателями, характеризующими работу аппарата управления, являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений.

     При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность), которые мы рассмотрим во втором и третьем вопросе соответственно.

 

      2. Экономическая оценка эффективности. 

     2.1. Показатели экономической эффективности. 

     На  уровне отдельных предприятий в  различных отраслях экономики используются разнообразные группы показателей экономической эффективности. Однако на каждом предприятии оценивается экономическая эффективность использования материальных ресурсов, основных производственных фондов и оборотных средств, капитальных вложений, деятельности персонала, а так же рассчитывается обобщающий показатель, характеризующий экономическую эффективность предприятия в целом.

     Показатель  эффективности использования  материальных ресурсов характеризует материалоемкость продукции. Снижение материалоемкости продукции – одно из главных направлений повышения эффективности в промышленности и строительстве, так как затраты на материалы составляют более половины затрат на производство продукции этих отраслей. Как правило, это достигается внедрением новых ресурсосберегающих технологий, заменой дорогостоящих материалов более дешевыми.

     Показатель  эффективности использования  основных производственных фондов определяется обычно показателем их фондоотдачи. Важнейшими направлениями повышения эффективности использования основных фондов являются: повышение коэффициента сменности работы предприятия, сокращение потерь рабочего времени оборудования и др.

     Показателем эффективности капитальных  вложений является срок окупаемости капитальных вложений.

     Показателем, характеризующим  эффективность деятельности персонала является производительность труда.

     Повышение производительности труда зависит  от ряда факторов: технического уровня производства, квалификации работников, качества и наличия в необходимом  количестве материалов и т.д.

     Материалоемкость, фондоотдача, окупаемость капиталовложений – это показатели, характеризующие экономическую эффективность использования отдельных ресурсов. Между тем, на каждом предприятии необходимо определить обобщающий показатель, позволяющий оценить эффективность работы предприятия в целом. В условиях рынка таким показателем служит рентабельность, как отношение полученной прибыли к издержкам.

     Рентабельность  качественно характеризует работу предприятия и отражает сопоставление прибыли со всеми затратами.

     Приведенные показатели экономической эффективности менеджмента являются статическими.

     Достоверность показателей эффективности возрастает, если при анализе форм эффективности  менеджмента учитывается ее динамический аспект.

     В связи с этим показатели эффективности  менеджмента целесообразно рассматривать в динамике посредством регистрации и сравнения изменений за два или более периода. 

     2.2. Повышение эффективности  управления. 

     Каковы  основные мероприятия повышения  экономической эффективности управления?

     Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации организационно-технических мероприятий комплексно отражающих пути роста экономической эффективности управления.

     Предлагается  следующая классификация мероприятий, связанных с ростом результата и снижением затрат ресурсов: технические, организационные, социально-экономические.

     Технические мероприятия направлены на совершенствование  технологий, оборудования, режимов  переработки сырья, качества применяемых  ресурсов.

     Организационные мероприятия направлены на совершенствование  организации учета, производства и  труда, сокращения цикла производства, ремонта и экономии ресурсов.

     Социально-экономические  мероприятия направлены на улучшение  условий труда и отдыха, применение мер стимулирования и ответственности, мотивации роста качества и производительности труда, развития корпоративного духа во имя целей организации.  
3. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала.
 

     В современных условиях бизнеса на российских предприятиях недостаточное внимание уделяется проблемам труда и оценке его эффективности, и в частности эффективности работы менеджеров и персонала.

     Для оценки эффективности работы менеджера, необходимо определить, с помощью  каких форм и по каким направлениям оценивается деятельность менеджера и персонала. 

     3.1. Отценка деятельности менеджера. 

     Каким показателем можно оценить вклад  менеджера в деятельность организации?

     В зависимости от постановки цели при  определении результата деятельности менеджера выбираются соответствующие формы ее оценки.   В настоящее время наиболее широкое применение получили следующие формы оценки деятельности менеджера: анкетирование, психологический аудит, собеседование, графологический анализ, изучение кадровых документов, оценочные испытания.

     Формы оценки менеджера: анкетирование, психологический аудит, собеседование, графологический анализ, изучение кадровых документов, оценочные испытания.

     Исходя  из форм, оценку деятельности менеджера, можно разделить на два главных  направления. Это оценка эффективности труда менеджера и оценка качеств менеджера.

     Оценка  эффективности труда менеджера, в свою очередь, является комплексным  процессом и состоит из следующих  этапов:

  • оценка личного вклада менеджера в деятельность организации;
  • оценка эффективности использования рабочего времени менеджера;
  • оценка результатов работы менеджера;
  • оценка содержания труда менеджера.

     Личностные  и профессиональные качества менеджера  являются теми средствами, которые  применяются им каждодневно в  процессе анализа и принятия управленческих решений, контроля над их выполнением. При проведении аттестации работников, как правило, оценка проводится по трем группам качеств:

  • профессионализм и компетентность;
  • деловые качества;
  • личные характеристики.

     Значительное  место в оценке деятельности менеджера занимает проблема определения личного вклада менеджера в итогах деятельности компании. В настоящее время существует несколько подходов к решению данной проблемы, а именно: определять личный вклад по удельному весу заработной платы работников аппарата управления в себестоимости готовой продукции или измерять личный вклад с помощью показателя выработки на одного работающего с учетом сложности труда и качества продукции. Но в конечном итоге предлагаемые варианты сводятся к их первоначальному назначению – вычислению затрат предприятия на содержание аппарата управления, что не отвечает поставленной задаче – определению личного вклада управленца. 
 
 
 
 
 

     3.2. Оценка труда персонала. 

     Что достигается в результате оценки труда персонала?

     Оценка трудовой деятельности персонала представляет собой целенаправленный процесс установления соответствия результатов деятельности личности, требованиям исполняемой организационной роли. Такая оценка необходима в следующих целях:

  • оценить профессионализм работника;
  • выработать рекомендации по развитию личностных и деловых качеств сотрудников;
  • определить степень соответствия оплаты труда затрачиваемым работником усилий, результативности его труда;
  • определить основные направления развития персонала;
  • сформировать эффективный механизм трудовой мотивации персонала.

     Исходя  из целей, оценка персонала будет включать:

  • текущий контроль над результатами деятельности;
  • проведение аттестаций;
  • анализ результатов текущего контроля и аттестаций;
  • доведение результатов контроля и аттестаций до сотрудников.

     Все многообразие показателей оценки деятельности персонала можно разделить на три группы: результативность труда; профессиональное поведение; личностные качества.

     В оценке результативности труда выделяют объективные и субъективные показатели. Объективные показатели охватываются информационной системой предприятия и используются для оценки производственного персонала предприятия и тех функциональных подразделений, результаты деятельности которых могут иметь количественное выражение. Субъективные показатели используются при оценке деятельности в тех подразделениях, где достаточно сложно установить численные критерии эффективности деятельности (плановый отдел, юридическая служба, отдел главного конструктора).

     Показатели  профессионального поведения охватывают такие стороны деятельности, как стремление к сотрудничеству, самостоятельность в принятии решений, готовность к принятию дополнительной ответственности и т.п.

     Группа  показателей личностных качеств является наиболее сложно определяемой, поскольку, во-первых, из всего многообразия качеств личности необходимо выбрать те которые в наибольшей степени определяют результаты профессиональной деятельности; во-вторых, качества личности нельзя непосредственно наблюдать и измерять.

Информация о работе Эффективность менеджмента