Экономические, административные, социально-психологические методы управления организацией, их различие и сферы применения. Формы и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:05, контрольная работа

Описание работы

Повышение интереса к управлению говорит о значительных социальных и экономических переменах, произошедших в обществе. Эти изменения не только масштабны, но и беспринципны – ни в каких других странах мира за столь короткий срок не происходили коренная ломка одной экономической системы и формирование другой. К числу таких изменений относятся следующие:
- изменение отраслевой структуры производства в результате ее приспособления к новой структуре спроса и возникновения достаточно большого количества мелких предприятий, порожденных частным предпринимательством;
- изменение условий внешнеэкономической деятельности;
- изменение геополитической ситуации в результате распада СССР.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Экономические, административные, социально-психологические методы организацией, их различие и сферы применения……..…...….5
Формы и виды контроля состояния организации………………...…………………………………………….11
Задача………………………………………………………….…………..17
Вывод……………………………………………………………………...10
Список литературы………………………………………………….……11

Работа содержит 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ КУРС..doc

— 118.50 Кб (Скачать)

 

Наиболее эффективная  деятельность управляющего персонала  может быть достигнута лишь при комплексном  использовании экономических, административных и социально-психологических методов  управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы и виды контроля состояния организации

Контроль — процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).

 Во-первых, контроль – это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции.

Во-вторых, контроль –  это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию.

Выделяют две основные функции контроля – предупреждение возникновения кризисных ситуаций и поддержание успеха.

Первая из этих функций призвана выявить проблемы и дать возможность скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Любая организация должна обладать способностью вовремя обнаружить свои ошибки и исправить их до того, как они нанесут вред ее деятельности и тем более помешают достижению целей.

Вторая из названных функций состоит в активной поддержке того, что является успешным в работе организации. Эта функция призвана определить, какие направления деятельности организации в наибольшей мере способствуют достижению ее целей.

Важно и то, что уже  сами по себе цели, планы и структура  организации определяют её направление  деятельности, распределяя её усилия тем или иным образом и направляя  выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации.

Цель контроля – предотвращение ошибок.

 

 

 Формы контроля. Фирмы широко используют две формы контроля - финансовый и административный.

 Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для местных и зарубежных дочерних компаний. Число позиций и сроки представления отчетности могут быть различными. В центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние и др. Анализ этих показателей осуществляется отдельно по каждому центру ответственности, а также по фирме в целом. Данный контроль позволяет видеть всю действительную картину состояния производства. И потому от его эффективности, в конечном счете, зависит качество принимаемых решений и своевременное их исполнение.

Административный, контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения текущих задач, программ, планов.

Виды контроля.

Сегодня весь процесс  контроля в организации, в зависимости от времени, принято делить на три основных этапа:

  1. Предварительный.
  2. Текущий.
  3. Заключительный.

Предварительный контроль

Предварительный или  входной контроль производится еще  до фактического начала рабочего процесса. Целью данного действия является обеспечить все необходимые условия  для бесперебойного функционирования предприятия, то есть определить, готовы ли персонал, система управления, производственная сфера компании к началу работ. Если смотреть с точки зрения управления персоналом, то этот вид контроля в менеджменте позволяет ответить на вопрос, можно ли с помощью данного штата сотрудников решить поставленные перед организацией задачи.

Предварительный контроль в большей части ложится на плечи представителей кадровой службы, которым с помощью тестов и  собеседований предстоит определить профессиональную пригодность сотрудников предприятия. Нужно также получить ответ на вопрос, знает ли персонал свои обязанности, права, понимает ли глобальные цели, стоящие перед организацией.

Еще одна составляющая предварительного этапа контроля в менеджменте  – оценка финансовых и материальных ресурсов компании. Главные средства оценки финансовой сферы – такие документы, как бюджет или смета организации, а материальные возможности определяются проверкой состояния складских помещений, наличием сырья, гарантированностью поставок.

Текущий контроль

Следующая форма контроля в менеджменте – текущая оценка, которая проводится непосредственно в процессе хозяйственной деятельности компании. Основное предназначение данной процедуры – усовершенствовать производственный процесс и максимально скорректировать его для скорейшего достижения поставленной цели. На данном этапе необходимо выявить все отклонения от заданных рабочих параметров и устранить их. Есть две формы текущего контроля в менеджменте – стратегическая и оперативная. Оперативный контроль проводится в то же время, когда происходит выполнение основной работы, здесь происходит оценка распределения времени, соблюдения последовательности производственных операций, качества труда персонала. Что касается стратегической составляющей, она показывает эффективность использования ресурсов предприятия в рамках достижения глобальной цели. Выясняется, происходит ли во всех подразделениях внедрение новых методов работы, ведется ли поиск более совершенных технологий и т.д.

 

 

 

Заключительный  контроль

Третий вид контроля в менеджменте – заключительный, который производится после окончания производственного процесса. Происходит подведение итогов, изучается поведение руководителя и анализируются результаты работы, чтобы скорректировать планы организации на будущее.

Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности людей для достижения целей. При реализации данной  функции оперируют категориями:

- процесс;

- система;

- организационно-стабилизационные  методы;

- организационно-распорядительные  средства.

Организация как функция  менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления.

Поэтому организация управления - это формирование условий устойчивости и гибкости социально экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов. Организация как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему во времени и пространстве.

Ее назначение- постановка, определение и формирование целей управления в соответствии с потребностью общества в производимой формой продукции(услугах), в обосновании ресурса- обеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом.

Цели - это конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь  коллектив процессе совместной деятельности. Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные и другие цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением структурной деятельности. Осознание общей цели, сопричастность к процессу ее достижения и получение выгоды от конечного состояния системы выступают воздействующими стимулами.

Постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели, порядок их важности и характер выработанной стратегии. Таким образом цели и стратегии взаимосвязаны, корректировка или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно отражается на другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс их согласования взаимного соответствия.

Стратегия управления разрабатывается  на длительный период, но может разработаться  и на текущий период при коренных поворотах в хозяйственной политике. Стратегия управления свойственна  как крупным, так и малым предприятиям, любым формам хозяйствования.

При оценке любого средства воздействия менеджер анализирует  процесс управления по всем его стадиям  и основным функциям.

Содержание функции  управления, предполагает формирование и обоснование набора видов работ, для выполнения организуемой деятельности. Определение по каждому виду деятельности, т.е. возможностей или границ действий и принятие решений; полномочий; ответственности. На базе этих данных устанавливаются перечень и профессиональный состав персонала, и создается система информационного обеспечения. При этом формируются уровни управления, подразделения или звенья по уровням и система связей между ними. Звено системы управления рассматривается как обособленный элемент по критерию специализации и комбинации функций по объему и масштабу полномочий управления. В качестве звена может выступать должность, отдел, служба, подразделение. Состав звеньев в системе управления разнообразен. Приоритет при характеристике звена отдается критериям вида функций и объема полномочий.

По таким критериям  различают:

- линейные звенья (руководитель  фирмы, цеха);

- функциональные (планово-экономический  отдел);

- линейно-функциональное  звено (главный инженер);

- функционально-линейное  звено (руководитель творческой группы).

Следует отметить, что  связи между звеньями и место  звена в иерархии системы управления определяются критериями формирования системы, среди которых выступают: целесообразность интеграции функций, управляемость, производственные и  жизненные циклы изделий.

Управление предприятием должно осуществляться на базе определенной организационной структуры. Структура  предприятия и его подразделений  определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной  структуры управления необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. 

 При этом требовалось  выполнить следующие условия:

- решение одних и  тех же вопросов не должно  находиться в введении разных  подразделений;

- все функции управления  должны входить в обязанности управляющих подразделений;

- на данное подразделение  не должно возлагаться решение  вопросов, которые эффективнее решать  в другом подразделении.

Следует отметить, что  структура управления может изменяться во времени в соответствии с динамикой  масштабов и содержания управления, в связи с изменяющимися требованиями окружающего мира и т.п.

Зарубежные  модели менеджмента, ориентированного на высокие показатели, опираются  на два ключевых стимула: участие  персонала в распределении прибыли  и переход предприятия в собственность работников. В литературе приводятся примеры попыток применения американскими фирмами некоторых японских систем, например кружков качества и статистического контроля производственного процесса, которые оказались малоуспешными из-за резких различий в культуре американских и японских компаний.

 

 

Задача

Требуется расположить стадии процесса менеджмента  в соответствии с их логической (технологической) последовательностью:

А) определение  системы целей организации;

Б) планирование;

В) учет;

Г) управление;

Д) контроль.

Б, А, Г, Д , В.

 

Тест

Описание работы

В общем виде управление «менеджмент» следует представлять, как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения  и интеллект людей. Речь идет о  целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

Содержание работы

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Основы менеджмента/ Учебное пособие для вузов/ Научный редактор А.А. Радугин/ М.: Центр, 1997. – 432с.:ил.
  2. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник/ Под редакцией Ф.М. Рисунова и М.Л. Разу. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. – 504 с.
  3. Быкова А. Организационные структуры управления. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест: Институт экономических стратегий, 2003. – 160с. (Успешный бизнес. Мастер - класс).
  4. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". — 2-е изд., изм.  и доп. — М.:  Издательство НОРМА  (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 528 с.
  5. Басовский, Л.Е. Менеджмент. Учеб. пособие / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 216 с.

Информация о работе Экономические, административные, социально-психологические методы управления организацией, их различие и сферы применения. Формы и виды