Экономические и административные методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут рассмотрены экономические и административные методы управления предприятием.
В связи с переходом отечественной экономики к рынку изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиям хозяйствования.
Экономический механизм хозяйствования, обеспечивающий функционирование и развитие предприятия в рыночной экономике, включает конкретные рычаги, методы и инструменты разработки и эффективной реализации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1: Сущность, содержание и особенности экономических методов управления предприятием……………………………………………………...6
1.1. Сущность, значение и содержание экономических методов управления………………………………………………………………………...6
1.2. Характеристика экономических инструментов управления………………9
1.3. Пути совершенствования экономических методов упраления в современных условиях………………………………………………………….16

Глава 2: Сущность, содержание и особенности административных методов управления организацией…………………………………………..19
2.1. Сущность и содержание административных методов управления……………………………………………………………………….19
2.2. Особенности использования административных методов управления в современных условиях…………………………………………………………..22
2.3. Пути совершенствования административных методов управления…………………………………………………………….................27

Заключение……………………………………………………………………..32

Список использованной литературы………………………………..............34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.docx

— 61.36 Кб (Скачать)

Наиболее  эффективны косвенные методы воздействия, когда они осуществляются посредством  постановки задачи и создания стимулирующих условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Пути совершенствования административных  методов управления.

 

Эффективность организационной структуры предприятия  характеризуется, такими показателями, как: степень выполнения заданий; удовлетворенность  работника своим делом; длительное отсутствие, непосещение и текучесть  рабочей силы; количество острых конфликтов, количество жалоб, несчастных случаев  и других инцидентов. Для того чтобы  организация жила и процветала, важно, чтобы учитывался каждый из указанных  компонентов и по каждому из этих пунктов должны достигаться определенные цели.

Развитие  сотрудников, выполняющих ответственные  руководящие задачи. Ответственные  руководящие должности на всех уровнях  должны занимать преимущественно сотрудники своих организаций. Поэтому следует  целенаправленно нужно готовить соответствующих сотрудников организации  к выполнению задач руководящего характера. Для этого следует  набирать сотрудников, которые, помимо специальных знаний и интеллектуального  развития, располагают значительным уровнем способностей по организации, управлению и предпринимательству, чем могут таким особым образом  способствовать достижению предпринимательских  целей организации. Этих сотрудников  необходимо поддерживать, в первую очередь, путем целенаправленного  изменения постановки задач и  функций. Это помогает расширению их специальных знаний и профессионального  опыта, а также развитию способностей руководить. Подобные мероприятия следует  дополнять параллельными семинарами по менеджменту для руководящих  кадров и молодых подрастающих руководящих  специалистов.

В большинстве  организаций действенность их организационной  структуры измеряется такими показателями, как достижение поставленных целей, эффективное использование мастерства и возможностей персонала, размер притока  и сохранение высококвалифицированных  и заинтересованных служащих. В связи с этим можно сделать вывод о том, что цели административного управления будут достигнуты лишь в том случае, если высшее руководство будет рассматривать человеческие ресурсы организации как ключ к его эффективности.

Существуют  и другие задачи, а также различные  пути их решения. Но перечисленные выше положения должны проходить красной  нитью через всю деятельность управления персоналом в современных  условиях.

Управление  организацией в наше динамичное время  представляет собой работу повышенной сложности, которую нельзя успешно  выполнять, опираясь лишь на шаблонные  знания и инструкции. В условиях рыночной экономики организация  сама принимает решения, бывшие ранее  прерогативой вышестоящих органов  управления. Она самостоятельно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе и такие как создание, ликвидация, слияние или наоборот разделение своих структурных подразделений и филиалов, перестройка организационной структуры управления и т.п. Именно поэтому, менеджмент организации и является на современном этапе одним из важнейших и наиболее динамично развивающихся направлений теоретического и практического менеджмента в нашей стране и во всем мире. Результаты теоретических исследований и практические рекомендации в этой области жизненно необходимы руководителю любого уровня в организации любой формы собственности и вида деятельности.

Только  обладая достаточными теоретическими знаниями и практическим опытом менеджер будет в состоянии организовать работу подчиненной ему организации  таким образом, чтобы ее деятельность отвечала жестким требованиям рыночной экономики, одно из которых: получение  максимального эффекта при наименьших затратах, для этого необходимо постоянное совершенствование управленческой деятельности в организации, а именно: рационализация структуры управления, постоянные инновации в области управления стратегией, финансовой, инновационной и кадровой политики, а также стиля руководства. Процесс совершенствования практически бесконечен, поэтому менеджеру ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом. Он должен находится в состоянии непрерывного поиска новых форм и методов осуществления и совершенствования управленческой деятельности.

 

Совершенствование систем управления сводится к сокращению длительности цикла управления и повышению качества управляющих воздействий (решений). Эти требования носят противоречивый характер. При заданной производительности системы управления сокращение длительности цикла управления приводит к необходимости уменьшения количества перерабатываемой информации, а следовательно, к снижению качества решений. Одновременное удовлетворение требований возможно лишь при условии, что будет повышена производительность управленческой системы по передаче и переработке информации, причем повышение производительности этого элемента должно быть согласованным. Это исходное положение для решения вопросов по совершенствованию управления.

Основными путями совершенствования систем  управления являются:

1. Оптимизация  численности управленческого персонала.

2. Использование  новых способов организации работы, системы управления.

3. Применение  новых методов решения управленческих  задач.

4. Изменение  структуры системы управления.

5. Перераспределение  функций и задач в управленческой системе.

6. Механизация  управленческого труда.

7. Автоматизация.  Рассмотрим каждый из путей.

1. Управляющая  система – это, прежде всего люди. Самый естественный путь, позволяющий поднять производительность – увеличить число людей. Так и поступали длительное время. В результате численность управленческого персонала возрастала.

Количество  информации, которую надо перерабатывать каждому человеку во многих современных  системах, настолько возросло, что  далеко выходит за пределы человеческих возможностей. Поэтому дальнейшее увеличение численности людей, занятых в  управлении, уже не может привести к повышению его эффективности. С ростом числа должностных лиц  в управленческой системе неизбежно дробление функций управления. До некоторых пор координация работы управленческого персонала была возможна путем прямых связей между исполнителями. Затем появляется необходимость в специальном аппарате, осуществляющем эту координацию. Возникают потоки информации внутри самой управленческой системы. На их обслуживание требуются новые люди. Эффективность управления не повышается, а даже падает. Безусловно, так обстоит дело в целом. В отдельных системах возможности этого пути совершенствования управления могут быть и не исчерпаны.

2. Организация  работы управленческого персонала  постоянно совершенствуется. Так,  в органах управления используются  методы параллельного сетевого  планирования и управления с  использованием компьютерных средств  системного анализа, когда нижестоящие  органы приступают к выработке  решения на основе предварительных  распоряжений, отданных лицу принимающему решение, не дожидаясь окончания планирования в вышестоящих органах управления. Освоение данного способа позволяет сократить время на разработку планов в несколько раз.

3. Путь применения  новых методов решения управленческих  задач носит несколько односторонний  характер, так как в большинстве  случаев направлен на получение  более качественных решений и  требует увеличения времени.

4. При усложнении  ОУ, как правило, производится  замена простой структуры управленческой системы на более сложную, чаще всего иерархического типа, при упрощении ОУ – наоборот. Изменением структуры считается и введение обратной связи в систему. В результате перехода к более сложной структуре функции управления распределяются между большим числом элементов управленческой системы и производительность системы управления повышается.

Совершенствование структуры систем является довольно эффективным путем. Однако число  возможных типовых структур для  каждой конкретной системы сравнительно невелико, и к настоящему времени  большинство сложных систем имеют  такие структуры, изменение которых  просто нецелесообразно.

5. Если подчиненные  управленческие системы могут решать самостоятельно очень ограниченный круг задач, то, следовательно, центральный управляющий орган будет перегружен, и наоборот. Необходим оптимальный компромисс между централизацией и децентрализацией. Решить эту проблему раз и навсегда невозможно, так как функции и задачи управления в системах непрерывно изменяются.

6. Поскольку  информация всегда требует определенного  материального носителя, на котором  она фиксируется, хранится и  передается, то, очевидно, необходимы  физические действия по обеспечению  информационного процесса в системах управления. Использование различных средств механизации позволяет значительно повысить эффективность этой стороны управления. К средствам механизации относятся средства для выполнения вычислительных работ, передачи сигналов и команд, документирования информации и размножения документов. В частности, использование ПЭВМ в качестве пишущей машинки относится к механизации, а не к автоматизации управления.

7. Сущность  автоматизации заключается в  использовании ЭВМ для усиления  интеллектуальных возможностей  лица принимающего решения. Все рассмотренные ранее пути ведут так или иначе к повышению производительности управленческих систем, но, что принципиально, не повышают производительность умственного труда. В этом заключается их ограниченность.

 

 

 

Заключение

 

Обобщение опыта отечественных и зарубежных предприятий позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация  их эффективного использования, профессионального  и социального развития. В соответствии с этим формируется система управления персоналом предприятия. В качестве базы для ее построения используются методы, разработанные наукой и апробированные практикой.

Итак, следует  напомнить, что существует три метода управления персоналом:

  • Административный метод;
  • Экономический метод;
  • Социально-психологический метод.

Экономический метод основывается на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника».

Административный  метод ориентирован на необходимость  дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться на конкретном предприятии  или организации.

Социально-психологический  метод - это способ осуществления  управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей  социологии и психологии.

Руководители  предприятия при работе с персоналом «смешивают» все три метода, для  того чтобы добиться оптимальной  отдачи от своих подчиненных и, тем  самым, добиться успехов в своей  деятельности.

Управление, является до некоторой степени искусством. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей  работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчинённым в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы. Как правильно отмечает Аджирис: ''…эффективные руководители — это те, кто может вести себя по-разному — в зависимости от требований реальности''.

Руководитель  должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости "человеческой инженерии" и владеть обширными гуманитарными, человеческими знаниями.

Управление  организацией в наше динамичное время  представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря  которым ситуации отличаются одна от другой.

Умелое  и грамотное применение и сочетание  различных методов управления, является одним из главных факторов успеха организации, ведь, люди- главное достоинство любой организации.

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

Информация о работе Экономические и административные методы управления