Эргономика рабочего места

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:33, реферат

Описание работы

Я выбрал данный проект так как считаю ,что правильная организация рабочего места и служебного помещения может оказать значительное влияние на производительность. Она позволит экономить время, предупреждать усталость, завершать выполнение намного задач быстрее. Для правильной организации рабочего места каких-либо стандартных рецептов не существует: что может быть удобным для нас, не удобно для другого, и наоборот. Тем не менее, для того чтобы наилучшим образом организовать порядок в служебном помещении, следует обратить внимание на ряд общих принципов.

Работа содержит 1 файл

Горловская общеобразовательная школа I.docx

— 23.00 Кб (Скачать)

         Горловская  общеобразовательная школа I-III ступеней №16

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная работа на тему: «Эргономика рабочего места»


 

 

 

 

                                             

                                                                                                                                Ученика    11-А класса

                                                                                                                                     Щепова Владислава

                                                                                                                                    Учитель:  Гернер Е.Н.

 

 

 

 

17.12.12

 

 

Я выбрал данный проект так как  считаю ,что правильная организация рабочего места и служебного помещения может оказать значительное влияние на производительность. Она позволит экономить время, предупреждать усталость, завершать выполнение намного задач быстрее. Для правильной организации рабочего места каких-либо стандартных рецептов не существует: что может быть удобным для нас, не удобно для другого, и наоборот. Тем не менее, для того чтобы наилучшим образом организовать порядок в служебном помещении, следует обратить внимание на ряд общих принципов.

 

Эргономика — это процесс  научной организации труда, направленный на создание средств оптимизации  труда, совершенствование методов  выполнения человеком какой-либо работы с учетом его безопасности, комфортности и производительности. Возможно, в  отношении организации порядка  в служебном помещении это  звучит несколько высокопарно, однако выбор и размещение мебели, оборудования, справочных материалов и различных принадлежностей в офисе может оказать значительное влияние на работу.

История

 

Термин в написании "ergonomia" (эргономия) впервые был использован  польским ученым Войцехом Ястшембовским  в 1857 году в его работе "План эргономики, т.е. науки, основанной на истинах, взятых из естественных наук. Дальнейшее развитие получила в 1920-х годах, в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования в этой области начали проводиться в СССР, Великобритании, США и Японии.

Термин «эргономика» был принят в Великобритании в 1949 году, когда группа английских учёных положила начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 1920-е годы предлагалось название «эргология», в США раньше имелось собственное наименование — исследование человеческих факторов, а в ФРГ — антропотехника, но в настоящее время наибольшее распространение получил английский термин.

В 1986 году профессором А. Е. Аствацатуровым был введён термин «инженерная эргономика», а также его методы и методологическая основа. В последнее время эргономика отходит от классического определения и перестаёт быть напрямую связана с производственной деятельностью.

Мебель

 

1. Столы. На столе должно быть достаточно свободного места, чтобы было удобно работать, не отрываясь по пустякам. Если приходится делить свое время между компьютером и работой с бумагами, стоит подумать о панорамном методе, который позволит перемещаться между традиционным столом и компьютером не вставая. Если у есть возможность необходимо постараться найти стол с регулируемой высотой.

 

Продумайте, как установить стол таким  образом, чтобы он составлял единое целое со всем офисом. Если вы хотите разместить стол так, чтобы он служил барьером между вами и предполагаемым посетителем, — это ваше право, этим вы добьетесь эффекта психологической  дистанции, но если вы преследуете совсем противоположную цель, то вам следует  установить его по-другому. Установив  стол напротив стены, вы создадите удобное  место для размещения книжных  полок, навесных плакатов и т.п. Если ваше рабочее место находится  в офисе с открытой планировкой, то такое размещение стола способствует исключению случайных помех и  снижению отвлечения внимания.

 

2. Стулья. Большинство современных офисных стульев оснащено колесиками и шарнирами, что позволяет свободно перемещаться по всей площади служебного помещения. Кроме того, такие стулья оборудованы спинками, что позволяет предотвратить чрезмерную нагрузку на шею и спину. Не стремитесь подчеркнуть ваш статус мебелью. Стулья должны быть функциональными. Чтобы выбрать стул для себя, обратите внимание на следующие характеристики:

наличие регулируемого по высоте сиденья;

наличие спинки, регулируемой как  по высоте, так и в поперечном направлении;

наличие достаточной глубины сиденья;

должная устойчивость;

наличие колесиков, соответствующих покрытию пола в вашем офисе.

3. Регулировка  стула. При регулировке стула необходимо учитывать как размеры вашего тела, так и высоту рабочей поверхности стола, если она не регулируется. Основная рекомендация: высоту сиденья надо отрегулировать так, чтобы вы могли удобно расположиться на нем; при этом ступни ваших ног должны опираться на пол, а зазор между передней частью стула и вашими икрами должен составлять 5 сантиметров. После этого следует отрегулировать спинку как в вертикальном, так и в поперечном направлениях, чтобы у вас не напрягалась поясница.

 

Если стул оборудован подлокотниками, то их следует отрегулировать так, чтобы  они слегка касались нижней части  ваших локтей, когда они находятся  под прямым углом к спинке стула. Подлокотники совсем не должны поднимать ваши локти. Если они мешают вам, их лучше демонтировать. При регулировке стула учитывайте высоту рабочей поверхности вашего стола и клавиатуры компьютера. Вам следует разместиться так, чтобы ваши ноги удобно располагались под рабочей поверхностью стола и ничто не мешало их свободному движению.

 

Если вы не можете добиться такого положения, значит рабочая поверхность  стола расположена слишком низко  для вас. Если рабочая поверхность  стола, когда вы сидите, расположена  значительно выше уровня ваших локтей, вам следует отрегулировать высоту стула. При этом под ноги вам придется подставить опору, чтобы можно было занять удобное сидячее положение.

 

Использование компьютера

 

В наше время почти все виды человеческой деятельности так или иначе связаны  с длительным использованием компьютерной техники. Соблюдение простых рекомендаций при работе с компьютером поможет  вам увеличить производительность труда, обеспечить более высокий  уровень комфортности и предохранить от усталости и вредных последствий  для здоровья:

Рекомендуется, чтобы верхний край экрана монитора находился на одном  уровне с глазами пользователя. Однако некоторые компьютерные эксперты указывают, что такая высота — это максимально  разрешенный уровень, и настаивают на том, что для некоторых категорий  пользователей этот уровень должен быть чуточку ниже, подчеркивая, что  такое положение гораздо удобнее  для глаз и шеи.

Займите удобную позу, обращая особое внимание на положение шеи, позвоночника, локтей, кистей, бедер и ступней.

Старайтесь не оставаться в одном  и том же положении в течение  длительных промежутков времени.

Держите предплечья, кисти и руки на одной линии и не опирайтесь ими на острые края. Не ударяйте по клавишам слишком сильно.

Клавиатура должна находиться под  тем же углом, что и предплечья.

Чаще делайте перерывы. Специалисты  рекомендуют каждый час делать перерыв  на пять-десять минут.

Каждые десять-пятнадцать минут  работы на компьютере дайте отдохнуть  глазам, закрывая их на какое-то мгновение. Затем, открыв их, попытайтесь взглянуть  на далеко расположенные предметы и  чаще моргайте.

Устанавливайте монитор таким  образом, чтобы от него не отражался  свет. При верхнем освещении пользуйтесь  жалюзи, светорассеивателями.

Чтение бумажных документов требует  более сильного освещения, чем чтение с экрана монитора. Если вы одновременно работаете на компьютере и с бумажными  документами, пользуйтесь настольной лампой, с помощью которой вы можете отрегулировать освещение таким  образом, чтобы дополнительный свет, необходимый вам для чтения бумажных документов, на экран монитора не попадал.

Специальная подставка под бумажные документы облегчит вам одновременную  работу на компьютере и с бумажными  документами.

Отрегулируйте до удобного для себя уровня контраст и яркость вашего монитора.

Регулярно протирайте экран монитора и другие поверхности компьютера.

Возникновение наиболее распространенных форм дискомфорта, испытываемых пользователями компьютеров, часто может быть связано  с неправильным расположением экрана компьютера и устройств ввода (таких  как клавиатуры и мыши). Часто  дискомфорт возникает, когда эти  устройства расположены слишком  высоко или слишком низко, либо слишком  далеко или слишком близко к пользователю.

Слишком высокое или слишком  низкое расположение монитора заставляет пользователя вытягивать или наклонять  голову и шею; нахождение в этих неудобных  позах дольше определенного небольшого промежутка времени быстро вызывает дискомфорт. В то же время слишком  высоко расположенный экран компьютера обычно подвергает воздействию большую  поверхность глаза, что приводит к более быстрому высыханию защитного  слезного слоя, чем в других случаях.

Рабочее место

Основные принципы эргономичной организации  рабочего места - комфорт и минимизация  нагрузок. Как бы странно это не звучало, но сидеть на стуле вредно для организма. На табуретке или  обычном стуле без вреда для  здоровья можно провести не более 15 минут в день. Сиденье, сводящее риск к нулю, должно быть снабжено подлокотниками и подголовником, снимающими нагрузку с мышц плечевого пояса. Упругая  спинка анатомической формы уменьшает  нагрузку на позвоночник. В результате конструкция равномерно поддерживает тело по всей площади его соприкосновения  с креслом.

 Интересна разработка Glide-tec, позволяющая  креслу имитировать положение  "сползающий человек" за  счет выдвигающегося вперед сиденья  и одновременного отклонения  спинки. Так достигается максимальное  расслабление. То же устройство  дает возможность настроить и другие опции стула - высоту и глубину сиденья, а также степень посадки, в зависимости от веса и роста человека.

 

Среди столов наиболее эргономичной признана криволинейная угловая  форма. За счет вогнутости большая часть  их площади оказывается используемой, поскольку попадает в зону охвата руками человека, равную 35-40 см. Но если край стола закруглен слишком  плавно или его поверхность Г-образной формы, то придется тянуться за бумагами. Площадь столешницы хорошего стола  не может быть меньше 1 м2. Высота от пола до столешницы, как правило, должна равняться рекомендованным европейскими нормами 74 см.

 Для полноценной работы офисного  сотрудника также необходимы  разного рода надстройки, лотки,  подставки, а также прочие функциональные  аксессуары. Но важно не загромождать  ими стол. Лучше воспользоваться  навесными полками или тумбочками  на колесах, которые помогут  организовать рабочее место по  принципу "все под рукой", когда  необходимые для ежедневной работы  полки, тумбы, шкафы находятся  на расстоянии вытянутой руки.

 Такое расположение мебели  позволяет исключить ненужные  затраты энергии и направить  все силы на выполнение своих  обязанностей. Специальными исследованиями  доказано, что благодаря соблюдению  норм эргономики экономится около  30% рабочего времени и, соответственно, на столько же увеличивается  производительность труда.

 

Цветовая гамма

 

Цветовым решениям интерьеров зачастую уделяется второстепенное значение. Между тем, цвет - один из важнейших  источников информации. Он перенасыщен  символическими и эмоциональными качествами и настолько сильно влияет на психическое  и физиологическое состояние  человека, что игнорировать его значение невозможно.

 

Теплые цвета действуют возбуждающе, тонизируют, повышают работоспособность. Холодная гамма расширяет пространство, помогает сосредоточенности и самоуглубленности.

 

Коричневый цвет способствует улучшению  исполнительских функций, синий  повышает активность головного мозга  и снижает аппетит, желтый и оранжевый  поднимают настроение и стимулируют возникновение нестандартных решений, зеленый и голубой успокаивают, позволяют сосредоточиться.

 

Долгое воздействие красного вызывает возбуждение, переходящее в агрессивность, но его небольшие акценты разбудят активность сотрудников. Розовый цвет чрезмерно расслабляет. Фиолетовый и черный угнетающе действуют  на психику. Белый - нейтрален, но дает ощущение чистоты.

 

Также стоит учитывать иные тонкости. Чем выше интеллектуальный уровень  сотрудников, тем более сложные  оттенки они предпочтут. Тяга к  спокойным цветам увеличивается  с возрастом. Важны и особенности  темперамента. Флегматиков тонизируют акценты красного и оранжевого, холериков  успокоит сине-зеленая гамма.

 

С помощью цвета можно изменять восприятие пространства и визуальных деталей ("зрительного шума"). Офис мал, и в нем слишком много  людей? Можно расширить его площадь  светлыми холодными тонами - серо-голубыми, жемчужными, водно-зелеными.

 Если же офис очень велик  и "визуально шумен", то есть  цвета, которые могут решить  и эту проблему. Так называемая "тихая" гамма - ненасыщенные  холодные: светло-синий, серо-голубой.  Спокойная гамма пастельных тонов  снизит утомление от толпы.  Визуальный шум, "мельтешение"  можно нейтрализовать крупным  броским пятном, например, яркой  картиной или плакатом на стене.

 

При выборе офисного колорита не стоит  руководствоваться только личными  вкусами и пристрастиями. Он способен решить многие проблемы, но при непродуманном  использовании может, напротив, создать  их.

Информация о работе Эргономика рабочего места