Этапы развития менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации. Банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер. простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А, значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Работа содержит 1 файл

Введени4.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

   3.2Характеристика японской модели

   За последние  два десятилетия Япония заняла  лидирующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения земного шара.

   Одной  из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ее модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей.

   Японцы  выше других ставят социальные  потребности (принадлежность к  социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимают через призму социальных потребностей.

   В отличие  от работников других стран,  японцы не стремятся к безусловному  выполнению правил, инструкций и  обещаний. С их точки зрения, поведение  менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное в управленческом процессе – это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение.

   До развития  в Японии капиталистического  способа производства ей было  присуще уравнительное вознаграждение за труд. Становление машинного производства потребовало разработки системы мотивации труда с учетом сложившегося стремления работников к уравниловке и личного вклада каждого из них. Выход был найден в разработке системы оплаты труда по выслуге лет.

  Сильнейшим  средством мотивации в Японии  является «корпоративный дух» фирмы. В основе его лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников.

   Центральное  место в оперативном управлении  японского менеджмента занимает управление качеством. Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаются мастера и инженеры. Японская система управления качеством не дает сбоев. Это является результатом ее продуманности и простоты.

   В начале 70-х гг. вице-президент автомобильной компании «Тойота» Т. Оно предложил систему организации труда «Канбан». Суть ее заключается в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции

крупными партиями, и создали непрерывно-поточное производство.

   В последнее  время американские корпорации  начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху.

   Однако  не все методы управления, используемые  в Японии, приживаются на американской земле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов. 

   3.3 Западноевропейская модель менеджмента

   Заметное  влияние на формирование менеджмента  оказали английские исследователи. Так, англичане Р. Фэлк и Л. Урвик занимались разработкой принципов управления.

   Английские  ученые внесли существенный вклад  в разработку метода «исследования операций», который впервые зародился в Англии в 40-х гг., в связи с необходимостью решения некоторых военных стратегических и тактических задач. В дальнейшем центр работ переместился в Америку.

   Во Франции  вопросами научного управления  занимались Анри Луи Ле Шателье, Шарль Фремен-Виль, братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.

   Проблемами  научного управления производством  в Германии занимался Вальтер Ратенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип» административной организации, названный им термином «бюрократия». Особого внимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнил Кароль Адамецкий. Западногерманские теоретики школы «человеческих отношений» выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Японии.

   В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и  других странах Запада широко  прорабатывались вопросы привлечения работников к «участию в управлении».

   Западноевропейские  ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения.

   В 1923 –  1933 гг. передовые капиталистические  страны охватил мировой кризис. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.

   Большое  влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:

  1. Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования.
  2. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.

   Политика  Эрхарда получила поддержку всех  слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.

   Определенный  интерес представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50 – 60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде всего правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем.

   Шведская  модель социализма Мюрдаля учитывает  специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.

   Таким  образом, мы рассмотрели три  основные модели менеджмента  и пришли к выводу, что теория и практика управления в США достигли значительно более высокого уровня развития, чем в других странах мира. Высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации производства. Работая на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело приспосабливаясь к разным условиям труда на рынках. Именно отставанием в организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США и Европой. Одной из причин создавшегося положения следует считать то, что американцы проводят в Западной Европе политику подчинения европейских стран своим стратегическим планам.

   Мы видим,  что менеджмент различных западных  стран имеет свою специфику  и, как наука, в этих странах  он сложился гораздо раньше, чем  в России. Экономические условия развития производства в России не требовали такого вида деятельности, как менеджмент. Но с приходом рыночной экономики появилась необходимость в таком виде управления, как менеджмент.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Развитие менеджмента в России

   Начиная  с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внима-

ние. Заметный след в истории России и улучшении  ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л.Ордин-Нащекин, А.П.Волынский(кабинет-министр с 1738г. по 1740 г.), В.Н.Татищев(главный управляющий горных заводов в Сибирской и  Казанской губерниях с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В.Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А.Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности – министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.

   В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких

ученых, как  А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.             

   Известный  советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу.

   Недостатком концепции трудовых установок Гастева является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

    Важная  роль в развитии научной организации  труда и управления в СССР  принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР. 

    Проблемы  научной организации труда получили  широкое освещение в трудах П.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности.

  Особого внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам развития научной организации труда и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ, За несколько недель до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна — от группы «Семнадцати» во главе с Керженцевым, другая — от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончилась созданием центральной платформы, принятой на II Всесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные моменты обеих дискутировавших платформ.

   Крупный  вклад в развитие теоретических  основ социалистической организации производственных процессов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла.

  В 30-е гг. была проделана большая научная  и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.

  В годы Великой  Отечественной войны система  управления промышленностью, сложившаяся  в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

   В послевоенный  период времени возобновилась  научная и практическая работа  в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.

   Начиная  с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.

   К этому  же времени относится рождение  такой важной самостоятельной ветви, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И.Берга и В.М.Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.

   Дискуссия,  развернувшаяся в стране в  период с 1962 по 1965 гг., по вопросам  совершенствования системы и  методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.

   Период  времени, начиная с 1965 г. по  настоящее время, характеризуется  проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

  1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
  2. Реформа системы управления 1979 г.
  3. Ускорение социально-экономического развития (1986) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

Информация о работе Этапы развития менеджмента