Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение этики деловых отношений в работе менеджера по персоналу. Объектом исследования является ООО «Аэросервис».
Для написания данной работы необходимо решить следующие задачи:
- всесторонне рассмотреть теоретические аспекты этики деловых отношений;
- изучить этику деловых отношений менеджера по персоналу в ООО «Аэросервис»;
- выявить имеющиеся недостатки и дать необходимые рекомендации для устранения этих недостатков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Сущность, содержание и социальные функции этики деловых отношений
1.2 Основные принципы этики деловых отношений
1.3 Этика и социальная ответственность организации
2 ЭТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «АЭРОСЕРВИС»
2.1 Социально-экономическая характеристика предприятия
2.2 Этические нормы в деятельности организации
2.3 Поведение менеджера по персоналу ООО «Аэросервис» на рабочем месте
2.4 Ключевые роли менеджера по персоналу
3 ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОСНОВА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Особенности делового общения с иностранными партнерами
3.2 Этика в корпоративной культуре предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 48.38 Кб (Скачать)

 

Существует различие между  юридической и социальной ответственностью. Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам  и нормам государственного регулирования, определяющим, что может, а чего не должна делать организация. По каждому вопросу существуют сотни и тысячи законов и нормативов: например, как обеспечить охрану окружающей среды, как осуществлять наем на работу, каковы минимальные требования по безопасности продукции и т. п. Организация, подчиняющаяся всем этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственным образом, однако при этом не может считаться социально ответственной, если не выполняет соответствующие обязательства перед обществом.[6, С. 65]

 

Обществу и человеку совсем не безразлично, какими средствами и  по каким правилам достигаются цели организации. Поэтому все острее встает вопрос об этических отношениях внутри организации и об отношениях с другими организациями.

 

Этические вопросы возникают  и при рассмотрении роли организации  в обществе. На разных этапах развития общества роль организаций оценивается  по-разному. Во время переходного  периода, который переживает наша страна, организации призваны решать следующие задачи: приспособиться, выжить; получить прибыль для акционеров; сохранить рабочие места, квалифицированные кадры; стать конкурентоспособными. С наступлением более благоприятных времен функции организации расширяются. Специалисты рыночных отношений называют и такие задачи, как благотворительность, социальная ответственность и др. Социальная ответственность рассматривается как добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей своего города, края, страны, мира.

 

Этические правила закрепляются в законодательстве. Фактически все  правовые нормы являются отражением этических взглядов, носителем которых  в момент принятия законов был  законодатель.

 

Таким образом, в разных законах, в том числе в гражданском  законодательстве, есть нормы, которые  имеют четко выраженную этическую  направленность. Это, например, ст. 10 Гражданского кодекса РФ, устанавливающая пределы  осуществления гражданских прав. В соответствии с ней установлены  пределы свободы граждан: запрещена  деятельность исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а  также злоупотребление правом в  иных формах. Кроме того, не допускается  использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 

В трудовом законодательстве этическая функция выражена слабее, чем в гражданском; это является его недостатком: ведь трудовые правоотношения предполагают более тесную связь  людей, чем гражданские. В Трудовом кодексе РФ нет норм, которые несли бы прямую этическую нагрузку, хотя в настоящее время, когда в нашей стране формируются рыночные отношения, они особенно необходимы в целях гуманизации трудовых отношений.

 

Например, ст. 152 Гражданского кодекса РФ о защите чести, достоинства  и деловой репутации граждан  дает право гражданину по суду требовать  опровержения порочащих его честь  и достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они  соответствуют действительности.

 

Гражданский кодекс РФ дает право гражданину защищать не только честь и достоинство, но и деловую  репутацию. Такое право можно  осуществить по требованию заинтересованных лиц и после смерти лица, деловая  репутация которого была опорочена.

 

Защита, охрана чести и  достоинства гражданина безусловно должны осуществляться нормами трудового права, отражая одну из тенденций его развития -- гуманизацию трудовых отношений как важнейшую задачу государства в условиях рыночных отношений. Трудовой кодекс РФ не затрагивает этические отношения между работодателем и работником, хотя именно они нередко нарушаются работодателем в трудовых отношения.

 

По своему этическому и  экономическому содержанию трудовые отношения  могут быть трех видов: сотрудничество, соперничество, эксплуатация. При этом они могут присутствовать в отношениях одновременно, но с доминированием одного из них.

 

Безусловно, трудовое законодательство должно препятствовать стремлению ряда работодателей достичь своих  целей, причиняя при этом моральный  и материальный ущерб своим работникам, что является следствием восприятия оценки работников лишь как средства для достижения своих целей и  пренебрежением равенства прав членов общества. Вместе с тем эти отношения  могут носить как характер разрушительной вражды, посягательства на достоинство  людей, так и характер конструктивного  состязания.

 

Трудовые отношения могут  быть максимально эффективными при  условии, что отношения работодателя и работника рассматриваются  государством как связь двух сторон одинакового достоинства при  признании за работодателем дисциплинарной власти. Если это отношения господина  и слуги, то они будут минимально эффективными и максимально аморальными.

 

В трудовых отношениях переплетаются  интересы не только работодателей и  работников, но и интересы государства  и общества. Трудовое законодательство должно включать следующие задачи: повышение производительности труда; справедливые оплата труда и распределение  доходов, включая равную оплату за равный труд; охрана и защита чести и  достоинства и деловой репутации  человека; обеспечение занятости  всех, кто желает и способен работать; гуманизация трудовых отношений; повышение уровня жизни работников.

 

Вернемся к рассмотрению проблем социальной ответственности  организации.

 

В нашей стране значительные материальные средства были сосредоточены  и сейчас в основном сосредоточены  в организациях, а не у частных  лиц. Традиционно их использовали в решении социально-экономических проблем района, города и прежде всего городов, специально созданных для работающих в одной крупной организации. Эти традиции, на наш взгляд, могут продолжиться и в новых экономических условиях.

 

Общество как совокупность отдельных и объединенных в организации  людей предполагает наличие социальных функций, ответственности и у  организации, и у людей. При этом в современных условиях социальные ожидания разных общественных групп  в отношении организаций, предпринимателей постоянно меняются.

 

Социально ответственная  стратегия организации может  быть для нее исключительно полезной. Традиционно называют следующие  преимущества, которые получают организации, придерживающиеся политики социальной ответственности:

 

ь формируется более привлекательный образ организации в обществе;

 

ь возрастает доверие к организации;

 

ь увеличиваются товарооборот, количество клиентов и т.д., обусловленные улучшением отношения к организации;

 

ь появляется возможность получить более выгодные заказы;

 

ь благодаря возросшему авторитету организация может вести более активную, эффективную политику в обществе, расширяя свою деятельность, в частности рынки сбыта;

 

ь появляется возможность добиться снижения местных налогов и т. д. [2, С. 53]

 

Предпосылками для такой  политики служат объективные условия, к которым прежде всего нужно отнести наличие ресурсов в организации -- материальных, финансовых, человеческих.

 

В то же время традиционно  называют и недостатки такой политики для организации:

 

увеличиваются издержки производства;

 

ограничивается действие закона максимизации прибыли;

 

для поддержания своих  доходов организация нередко  повышает цены с целью покрытия издержек (средств, которые предназначены  для реализации социальных программ). Следовательно, положение организации  в конкурентной борьбе ухудшается;

 

вложение средств в социальную сферу часто бывает неэффективным;

 

невысокий уровень квалификации персонала организации в области  разрешения социальных проблем и  т.п.

 

Названные недостатки преодолеваются посредством известных средств -- достижения баланса между социальной политикой и издержками. Такой баланс, составленный в пользу организации, столь же полезен и обществу.

 

Важнейшими принципами эффективной  политики социальной ответственности, которые могут служить ориентирами для организации являются:

 

помощь организации прежде всего должна быть направлена на человека;

 

помощь должна быть направлена на удовлетворение основных физиологических  потребностей в еде, жилье, отдыхе, чистой воде, безопасности и т. д.

 

Можно, например, вложить  средства в:

 

обеспечение жителей экологически чистой водой;

 

создание дополнительных рабочих мест;

 

строительство жилья для  бездомных;

 

бесплатное питание для неимущих, обеспечение их одеждой;

 

благоустройство микрорайонов;

 

помощь многодетным;

 

строительство и обустройство мест отдыха;

 

улучшение экологии;

 

улучшение питания школьников и дошкольников; строительство школ и детских садов;

 

* строительство библиотек  и других учреждений культуры; помощь музеям и т. д.[2, С. 59]

 

Для успешного функционирования организация должна уметь откликаться  на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду  для себя более благоприятной. Расходы  на социальную Ответственность оправданы  фактором совершенствования различных  сегментов общества, а также улучшением отношения общественности к организации. Это должно вести к повышению  лояльности потребителей к производителям продукции. Организация должна анализировать  собственные действия и окружающую их среду и выбирать такие программы  социальной ответственности, которые  помогут этой среде в наибольшей мере.

 

Не подлежит сомнению, что  прибыль важна для выживания  организации. Для любой организации  на первом месте стоит выживание  и только потом -- проблемы общества.

 

К причинам неэтичной практики ведения дел относятся:

 

конкурентная борьба, оттесняющая  этические соображения;

 

отсутствие системы вознаграждения руководителей за этичное поведение;

 

общее снижение значения этики  в обществе, что оправдывает неэтичное  поведение на рабочем месте.

 

 Организации принимают  разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся разработка этических нормативов, создание комитетов по этике и обучение этичному поведению.

 

Этические нормативы состоят  из системы общих ценностей и  правил этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Они  разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения  этических рекомендаций в процессах  принятия решений.

 

К вариантам поведения, обычно запрещаемым этическими нормативами, относятся взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику части  незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение  законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов организации, использование  информации, полученной в доверительной  беседе, незаконные выплаты политическим организациям, противоправное поведение  ради интересов организации.

 

Некоторые зарубежные организации  создают постоянные комитеты для  оценки повседневной практики с точки  зрения этики. Почти все члены  таких комитетов -- руководители высшего уровня. Кто не создает таких комитетов, нанимает специалиста, так называемого адвоката по этике. Роль такого адвоката -- выработка суждений по этическим вопросам, связанным с действиями организации.

 

Обучение этичному поведению  руководителей и рядовых сотрудников  используется организациями для  повышения показателей этичности  поведения. При этом работников знакомят с основами этики и повышают их восприимчивость к возможным  этическим проблемам. Этика как  предмет в курсах обучения на университетском  уровне является еще одной формой обучения этичному поведению, что помогает студентам лучше понимать данные проблемы.

 

2 ЭТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

2.1 Социально-экономическая  характеристика предприятия

 

ООО - это учрежденное несколькими  лицами общество, уставной капитал  которого делится на доли, определенные в учредительном документе.

 

Участники общества не отвечают по долгам общества своим личным имуществом. Участники не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных  ими вкладов риск утраты своих  вкладов.

 

Участники ООО «Аэросервис», не полностью внесшие вклад, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

 

Важная особенность этого  общества - деление уставного капитала на доли участников и отсутствие их ответственности по долгам общества. Имущество принадлежит на праве  собственности самому обществу как  юридическому лицу, объекта долевой  собственности участников общества нет.

 

Управление делами общества осуществляется общим собранием  и исполнительным органом. К исключительной компетенции общего собрания относятся:

 

А) изменение устава или  уставного капитала;

 

Б) образование исполнительных органов общества и досрочное  прекращение их полномочий;

 

В) утверждение финансовых документов, распределение прибыли  и убытков и другие полномочия.

 

При выходе участника из общества, ему выплачивается стоимость  части имущества, соответствующая  его доле в уставном капитале общества.

 

Директор Назаренко С.Е., учредитель - Кулик Т.Н.

 

Учредительным документом предприятия  является устав.

 

В соответствии с уставом, основным видом деятельности является: продажа авиа и ж/д билетов.

 

Место нахождения ООО «Аэросервис»: г. Краснодар, ул. Е. Бершанской, 347.

Информация о работе Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу