Эволюция концепции управления человеческими ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении вопроса развития теорий человеческих ресурсов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1 Человеческие ресурсы…………………………………………...5
Ресурсы: квалификация и классификация…………………5
Человеческие ресурсы………………………………………8
Глава 2 Теории человеческих ресурсов……………………………….12
2.1. Формирование науки………………………………………….12
2.2. Теории человеческих ресурсов. Особенности…………….19
2.3.Эволюция концепции управления человеческими ресурсами…………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

курсовик по Управл. соц. развитием организации.docx

— 66.66 Кб (Скачать)

- только неудовлетворённая  потребность организует поведение  индивида, заставляя его предпринять  действия для её удовлетворения;

- если низшие потребности  присущи всем людям в равной  мере, то высшие – в неодинаковой  степени;

- даже достигший высшего  признания и самовыражения человек  нуждается в пище.

Образно говоря, человеческую цивилизацию творили глубоко  неудовлетворённые люди. Реальный потенциал  или сила воздействия потребности  есть функция от степени её удовлетворения.

В послевоенный период развитие науки управления идет по двум важнейшим  направлениям, которые различаются  подходами к исследованиям и  используемым управленческим инструментарием. Эти направления, образно говоря, подходят к древу науки управления с разных сторон и, взаимодополняя друг друга, обеспечивают его дальнейший рост и развитие. С известной степенью упрощения можно сказать, что одно из них продолжает исследования, начатые школой научного управления и классической школой, тогда как другое — «трудится» на ниве, которую начала «распахивать» школа человеческих отношений. Первое направление — возникшая в 1950-е годы на волне научно-технической революции школа экономико-математических (количественных) методов в менеджменте. Вторым направлением, возникшим в 1950-е годы на стыке управленческой социологии, психологии, культурологии и исследований школы человеческих отношений, является бихевиоризм, или школа поведенческих наук. Если основой исследований школы науки управления являются закономерности менеджмента, поддающиеся количественной оценке, то для школы поведенческой науки центральными являются качественные параметры менеджмента, оцениваемые на базе социологических опросов и экспертных наблюдений. В течение первых двух десятилетий исследователи каждого из направлений регулярно выступали с обоюдной критикой, соревнуясь за право считаться представителями ведущей школы современного менеджмента. Оба направления попеременно побывали на пике популярности. В 1950-е годы в силу отсутствия серьезной компьютерной базы и слабости математической подготовки большинства менеджеров популярностью пользовался бихевиоризм.

В основу школы поведенческих  наук легли идеи школы человеческих отношений. Совершенствование методов  исследований в области социологии и психологии позволило изучение поведения человека в процессе труда  поставить на научную основу. Основой  поведенческого (бихевиористского) подхода к управлению являются различные аспекты социального взаимодействия, что привело к развитию теории и методов формирования коллектива как особой социальной общности и межличностных отношений внутри организации. Особое значение придается стилю управления и его влиянию на производительность и удовлетворенность работников своим трудом. Главные задачи менеджмента основоположники этой школы видят в организации управления персоналом, используя факторы коммуникации, мотивации, лидерства, а также поддержания отношения к персоналу как к активным человеческим ресурсам. То есть они стремятся к повышению эффективности деятельности предприятия за счет повышения эффективности человеческого ресурса.

Яркими представителями  данной теории считаются: Дуглас Макгрегор, Фредерик Герцберг, Ренсис Лайкерт. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, коммуникаций в организациях и т.д. Таким образом, их исследования способствовали возникновению в 60-х годах особой управленческой функции и направления в науке, получившего название «управление персоналом».

Видным представителем поведенческой  школы является Дуглас Макгрегор (1906–1964гг.), разработавший теорию «X» и «Y». В соответствии с его теорией существуют два типа управления, отражающих разное отношение к работникам. Выделив их, он по существу описал прошлое и настоящее менеджмента. «Теории Х» придерживались на практике почти столетие менеджеры западных стран, хотя она неадекватно отражала поведение людей.

Ренсис Лайкерт, последователь доктрины «человеческих отношений», коллега Герцберга и МакГрегора, изучал различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, оргструктуры, коммуникаций в организациях, лидерства и т.д. Также он разработал собственную теорию стилей руководства, где обобщил реальные методы управления.

Идеи А. Маслоу получили дальнейшее развитие в двухфакторной теории мотивации Фредерика Герцберга, разработанной в 1950г. Такое название она получила вследствие наличия двух факторов, влияющих на поведение людей в организации. Между двумя теориями — Маслоу и Герцберга — существует тесная связь. Так, высшие потребности Маслоу — престижные и духовные — совпадают с шестью мотиваторами Герцберга, а низшие — физиологические, экзистенциональные и социальные — соответствуют десяти гигиеническим факторам Герцберга.

Таким образом, рассмотрев вопрос об основных представителях школы поведенческих  наук, можно сделать вывод о  том, что их исследования в области  социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета способствовали возникновению в 60-х годах особой управленческой функции, получившей название «управление персоналом». Они полагали, что им удалось решить проблему эффективного достижения целей организации. Однако последующие исследования и неудачные попытки применить на практике свои теории и мысли показали, что многие ответы на вопросы управления были правильными частично и действовали в ограниченных ситуациях. Но, тем не менее, каждый из представителей школы внёс значительный вклад в её развитие, а также в теорию и практику управления в целом.

В конце XX века с развитием социальных и гуманитарных аспектов в менеджменте сформировалась система управления человеческими ресурсами, где люди представляют главный ресурс и социальную ценность организации.

Если управление персоналом базировалось на представлении о работниках как  о некой совокупности профессиональных способностей, то современная концепция управления человеческими ресурсами рассматривает людей как ключевой ресурс и социальную ценность и обосновывает целесообразность стратегического, инвестиционного подхода к их формированию, использованию и развитию подобно другим видам ресурсов. Работник считается не просто позицией в штатном расписании, а выступает в единстве трех взаимосвязанных компонентов: трудовой функции, социальных отношений и личности.

Отражением резкого возрастания  роли персонала в современном производстве явились теории человеческого и социального капитала. Эти теории обосновывают особое место работника среди различных видов капиталов, используемых на производстве: финансовый капитал — деньги;  физический капитал — оборудование, сырье, производство в целом; личностный капитал — человеческий и социальный капиталы. Человеческий капитал — это знания, навыки и профессиональные способности работника. Понятие «социальный капитал» отражает характер отношений между работниками, способы и культуру их общения, развитость межличностных коммуникаций. Теория человеческого капитала утверждает, что увеличение и оптимальное использование социального и человеческого капиталов в современных условиях зависит в первую очередь от управления персоналом.

Рассмотренные выше подходы не отрицают иных точек зрения на эволюцию кадрового  менеджмента. В частности Евенко Л.И. предлагает оригинальный подход к исследованию роли кадров в производстве  на  основе  рассмотренных  концепций.  

Проблема управления персоналом анализируется  с точки зрения постулатов «человек как ресурс» и «человек как  субъект» в рамках трех основных подходов к управлению — экономического, органического и гуманистического.

Экономический подход дал начало концепции «использование трудовых ресурсов». В рамках данного подхода ведущее место занимает техническая (то есть направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей на предприятии. Организация здесь означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности, организация — это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: упорядоченно, эффективно, надежно и предсказуемо. Среди основных принципов этой концепции можно выделить следующие:

    • обеспечение единства руководства — подчиненные получают приказы только от одного начальника;
    • соблюдение строгой управленческой вертикали — цепь управления от начальника к подчиненному, сверху вниз по всей организации и используется как канал для коммуникаций и принятия решений;
    • фиксирование необходимого и достаточного объема контроля — число людей, подчиненных одному начальнику, должно быть таким, чтобы не создавало проблем для коммуникаций и координации;
    • соблюдение четкого разделения штабной и линейной структур организации;
    • достижение баланса между властью и ответственностью;
    • обеспечение дисциплины;
    • обеспечение подчинения индивидуальных интересов общему делу с помощью твердости, постоянного контроля.

В рамках органического (организационного) подхода последовательно сложилась концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами. Именно организационный подход обозначил новую перспективу управления персоналом, выведя данный тип управленческой деятельности за рамки традиционных функций организации труда и заработной платы. Кадровая функция стала распространяться на поиск и подбор работников, планирование карьеры, оценку работников, повышение их квалификации. Акцент на человеческом ресурсе способствовал рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде. Основные принципы этой концепции:

    • подчинение целей организации взаимодействию с окружающей средой;
    • улучшение управления за счет внимания к определенным потребностям людей;
    • взгляд на организацию с точки зрения взаимодействия целей, стратегий, структуры и других измерений;
    • выделение различных подсистем организации;
    • учет естественных возможностей в процессе инноваций.

Гуманистический подход исходит из концепции «управления человеком» и из представления об организации как культурном феномене. При этом культура рассматривается сквозь призму соответствующих эталонов развития, которые отражены в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей.

Согласно гуманистическому подходу  культура рассматривается как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению.

Помимо указанного, в практике управления персоналом можно выделить три взаимосвязанных подхода, вытекающих из экономических и организационных теорий.

Первый подход связан с формированием человеческого капитала.

Второй подход связан с использованием в управлении персоналом факторов, мотивирующих работодателя к поиску на внешнем рынке труда рабочей силы оптимального профессионального профиля.

Третий подход опирается на концепцию преданности корпорации, что приводит к созданию поведенческой модели корпорации.

2.3. Эволюция концепции управления человеческими ресурсами в организации.

Таблица 2.

Годы

Концепция

Работник рассматривается как...

20-40-е гг.

XX века

Управление кадрами

Носитель трудовой функции, «живой придаток машины»

50-70-е гг.

XX века 

Управление персоналом

Субъект трудовых отношений, личность

80-90-е г.г

XX века

Управление человеческими ресурсами

Ключевой стратегический ресурс организации

XXI век

Гуманистическая концепция

Не люди для организации, а организация  для людей


 

При всем многообразии существующих в мире подходов к управлению людьми в организации, отличиях в средствах и методах их практической реализации, можно сформулировать основополагающие принципы современной концепции управления персоналом:

1. Признание человеческих ресурсов  решающим фактором эффективности  и конкурентоспособности организации,  ключевым ее ресурсом, экономически полезным и социально ценным.

2. Стратегический подход: ориентация  на стратегический подход к  управлению персоналом, в основе  которого лежит интеграция кадровой стратегии в корпоративную с учетом долгосрочных перспектив развития человеческих ресурсов как конкурентных преимуществ организации в рыночной среде.

3. Принцип инвестиционности заключается в признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением, использованием и развитием персонала организации. Принцип соотнесения денежных затрат на формирование и развитие человеческих ресурсов с практическими результатами (в виде прибыли) должен стать главенствующим в хозяйственной деятельности предприятия.

4. Самоуправление и демократизация — активное привлечение работников к управлению на всех уровнях, делегирование полномочий в рамках их компетентности, развитие партнерства и сотрудничества в организации.

5. Принцип развития. Современные  организации создают условия  для непрерывного обучения и  развития работников, стремясь раскрыть их интеллектуальные, творческие и предпринимательские способности, способствуя росту их компетенции и мотивации для достижения как общих организационных целей, так и для удовлетворения их личных потребностей.

6. Принцип качества трудовой  жизни. В условиях перехода  от технократического подхода  к гуманистическому в управлении человеческими ресурсами организации должны обеспечивать обогащение содержания труда, справедливое вознаграждение за личный вклад в конечный результат организации, создание комфортных условий и благоприятного психологического микроклимата в трудовом коллективе, формирование позитивной организационной культуры, предоставление возможностей для профессионального и служебного роста.

7. Принцип профессионализации управления  основан на необходимости повышения  организационного статуса, уровня  профессиональной компетентности  специалистов служб управления  персоналом, способных выполнять сложные аналитические, управленческие, социальные, образовательные функции, грамотно регулировать трудовые отношения и формировать «социальный мир» в организации.

8. Принцип инновационности состоит в постоянном совершенствовании форм организации труда, обновлении методов воздействия и побуждения работников к производительной и творческой деятельности, разработке и внедрении прогрессивных персонал-технологий развития человеческих ресурсов.

Информация о работе Эволюция концепции управления человеческими ресурсами