Эволюция менеджмента: предпосылки возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

Слово менеджмент все более активно вторгается в нашу жизнь, заменяя иногда и отменяя, привычное понятие управление. С одной стороны, такая, во многом не оправданная, замена является своего рода данью моде на все западное. Однако, с другой стороны, менеджмент и управление - это далеко не одно и то же.

Содержание

Содержание:
1. История возникновения менеджмента 2
1.1 Предпосылки формирования менеджмента 2
1.2 Школы и модели менеджмента 7
Глоссарий 15
Список использованных источников 17
Приложения 20

Работа содержит 1 файл

готовая менеджмент.doc

— 305.00 Кб (Скачать)

Одной из главных  причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей. Японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимают через призму социальных потребностей.

В отличие от работников других стран, японцы не стремятся  к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки  зрения, поведение менеджера и  принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное в управленческом процессе -- это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение. До развития в Японии капиталистического способа производства ей было присуще уравнительное вознаграждение за труд. Становление машинного производства потребовало разработки системы мотивации труда с учетом сложившегося стремления работников к уравниловке и личного вклада каждого из них. Выход был найден в разработке системы оплаты труда работников по выслуге лет.

Сильнейшим  средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы. В  основе его лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников. Центральное место в оперативном  управлении японского менеджмента занимает управление качеством. Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаются мастера и инженеры. Японская система управления качеством не дает сбоев. Это является результатом ее продуманности и простоты.

В начале 70-х  гг. вице-президент автомобильной  компании «Тойота» Т. Оно предложил  систему организации труда «Канбан». Суть ее заключается в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство

В последнее  время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху. Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ  МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА

Заметное влияние  на формирование менеджмента оказали  английские исследователи. Так, англичане  Р. Фэлк и Л. Урвик занимались разработкой  принципов управления. Английские ученые внесли существенный вклад в разработку метода «исследования операций», который впервые зародился в Англии в 40-х гг., в связи с необходимостью решения некоторых военных стратегических и тактических задач. В дальнейшем центр работ переместился в Америку.

Во Франции  вопросами научного управления занимались Анри Луи Ле Шателье Шарль Фремен-виль братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад в понимание менеджмента  как науки внес Анри Файоль.[11,с.85]

Проблемами  научного управления производством  в Германии занимался Вальтер Ратенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип» административной организации, названный им термином «бюрократия». Особого внимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнил Кароль Адамецкцй. Западногерманские теоретики школы «человеческих отношений» выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Японии.

В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались также вопросы привлечения работников к «участию в управлении». Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения.

В 1929--1933 гг. передовые  капиталистические страны охватил  мировой кризис. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом  была сформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику

Большое влияние  на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер  Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения: Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.

Политика Эрхарда  получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления. Определенный интерес представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50--60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде всего правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.

Большинство исследователей считают, что теория и практика управления в США достигли значительно более высокого уровня развития, чем в других странах мира. По их мнению, высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации производства. Работая на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело, приспосабливаясь к разным условиям на рынках. Именно отставанием в организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США и Европой. Одной из причин создавшегося положения следует считать то, что американцы проводят в Западной Европе политику подчинения европейских стран своим стратегическим планам.

Сравнительный анализ моделей управления

На более  высоком уровне развития тип «А» и тип «Z», а так же и теория «Х» и «У» на более высоком уровне развития повторяют теорию «кнута и пряника» (приложение В).

Понятно, что  современная практика отдает предпочтение теориям «У» и «Z», во всяком случае, все японские и передовые компании других стран не только используют рекомендации именно этих теорий, но и активно развивают их.

В приложении Г  дано сравнение японской и американской моделей менеджмента, позволяющее  выделить достоинства и недостатки каждой из них. В последнее время  американцы предпринимают много усилий, чтобы выяснить сущность японских методов управления и перенести положительный опыт Японии на свои предприятия. В 50--60-е гг. положение было обратным, японские фирмы перенимали американские принципы организации производства, технологию производства, подходы к формированию организационных структур и др. «Кружки качества» и система поставок «точно вовремя» зародились в Америке, но не получили там широкого распространения. Однако они принесли хорошие результаты на японских фирмах. В то же время другое американское нововведение -- американские методы управления «человеческими ресурсами» -- не нашло применения в Японии.

Американские  корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы  к значительному успеху. Так, американская компания «Дженерал Моторс» внедрила систему «точно вовремя», а другая компания «Дженерал Электрик» - «кружки качества». Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Это относится к системе долгосрочного или «пожизненного найма» работников, образованию за счет отчислений от прибылей фирмы фондов для удовлетворения нужд работников и др.

Глоссарий

 
БЮРОКРАТИЯ тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.  
КОНТРОЛЬ процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.  
КЕЙС-СТАДИ исследовательский проект концептуальный аппарат, процедуры сбора и анализа данных, в котором в качестве предмета исследования выбирается единичный случай.  
КРУЖОК  КАЧЕСТВА группа работников подразделения, которые на добровольных началах собираются для того, чтобы  обсудить проблемы качества и выработать идеи, направленные на повышение качества. Обычно члены группы получают специальную подготовку, позволяющую им выявлять проблемы, связанные с качеством.  
Линейная  структура управления отношения между  руководителями и подчиненными им органами в многоуровневых системах управления, при которых вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего субъекта управления.  
Менеджмент  управление  производством: совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.  
МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА  Традиционно-бюрократическая  форма организации, в противоположность  органической или адаптивной структуре.  
МОТИВАЦИЯ процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.  
Научное управление управление, опирающееся  на научную организацию труда, системный анализ, научно обоснованные методы принятия решений.  
ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ  психологические, обычно врожденные потребности, такие, например, как потребность самосохранения.  
ПЛАНИРОВАНИЕ  процесс выбора целей и решений, необходимых  для их достижения.  
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ человек, который  идет на риск при создании новой  организации или при внедрении  новой идеи, продукта или услуги.  
Проект- менеджмент это активный процесс  использования соответствующих  ресурсов организации в структурированной  и контролируемой манере, направленный на совершение четко поставленных стратегическими целями изменений.  
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ общий объем  взаимосвязанных непрерывных действий или функций в рамках организации.  
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА  в передовых  организациях изменение условий труда путем расширения объема или углубления содержательности работ в целях повышения внутренней удовлетворенности работников.  
СТРАТЕГИЯ общий, всесторонний план достижения целей.  
ТАКТИКА краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.  
УБЕЖДЕНИЕ приемы эффективного сообщения точки зрения одного человека другим.  
     

Список использованных источников

1. Налоговый  Кодекс Российской Федерации.  Часть 1. Федеральный закон от 31.07.98 г. № 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.04г. № 58-ФЗ).

2. Данные Министерства  Экономики. Портал социально-экономической  информации

3. Устав предприятия  ООО «Сибконтинент»

4. Акопов В.  С., Бакштанский В. Л., Магазанник  В. Д. Менеджмент жизни и предпринимательство//Менеджмент в России и за рубежом. - 1999. - № 3. - С. 37.

5. Арсеньев Ю.Н.  Управление персоналом. Модели управления: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 286.

6. Бабосов, Е.М.  Социология управления: Учеб. для вузов - Мн.: ТетраСистемс, 2006. - 288.

7. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Управление  персоналом: учебное пособие. - 3-е  изд. - Мн.: Экоперспектива, 2005. - 352.

8. Веснин В.Р.  Менеджмент для всех М. 2004.-396.

9. Веснин В.Р.  Основы менеджмента: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М. 2006.-375.

10. Виханский  О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник  - М.: Гардарика, 2006.- 157.

11. Виханский  О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек,  стратегия, организация, процесс.  М. 2006.-327.

12. Ванюрихин Г.И. Творчество в менеджменте. Вестник международного Университета. Серия «Менеджмент». - М., 2000. - Вып. 3.-с. 45.

13. Гительман  Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам  реорганизации и консультантам  по управлению. Учебное пособие. - М.: Дело, 1999.-164.

14. Гончаров В.В.  В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого  состава. - М.: МНИИПУ, 1996- 326.

15. Дункан У.  Основополагающие идеи в менеджменте. -М.: Дело, 1996 -274.

16. Ермаков В.П., Макиев З.Г «Менеджмент» Для  студентов ВУЗов. Ростов-н-Д. 2005.-478.

17. История менеджмента:  Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 222.

18. Кибанов А.Я.  Основы управления персоналом: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 304 с

19. Коротков Э.М.  Концепция менеджмента. Учебное  пособие. - М.: Дека, 2007. - 418.

20. Кравченко  А.И. История менеджмента: Учебное  пособие для студентов ВУЗов.  М. 2007. -389.

21. Кунц Г., О'Доннел  С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. - М.: Прогресс, 1981. Т. 1. - С.92.

Информация о работе Эволюция менеджмента: предпосылки возникновения