Эволюция теорий менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:42, реферат

Описание работы

Менеджмент как научная дисциплина прошел долгий и противоречивый путь развития, и рассматривать его нужно с учетом исторического опыта, целей и задач, которые ставились на разных этапах его развития. Развитие теории и практики менеджмента происходило в основном эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально-экономических отношений, и насчитывает несколько тысячелетий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Сущность менеджмента. 4
2. Эволюция теорий менеджмента. 6
3. Сущность функции планирования. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12

Работа содержит 1 файл

уср менеджмент.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

     Теории  технократического  менеджмента.

       В 1950—1960-е гг. наиболее известными были концепции (школы): теория элит, теория технократии и теория индустриального общества.

  1. Теория элит. В основе этой концепции лежит деление общества на всемогущую элиту и подчиненную ей толпу, в управлении такому подходу соответствует выделение квалифицированных руководителей и неквалифицированных масс.
  2. Теория технократии. Суть концепции: грядущая эпоха будет эпохой государства инженерной и технической интеллигенции. Менеджмент будущего станет менеджментом технократии (представителей науки и техники).

     3. Теория индустриального общества. Положения теории 
включают  два  ключевых  момента:   противоречия  в  обществе

     объясняются различной степенью образованности людей, и ведущая роль в управлении отводится технократическому менеджменту. Фактор образованности является базисным в экономической жизни общества. При разрешении проблемы эффективного управления предпочтение отдано групповому решению.

     Теории  технократического управления внесли новые элементы в управленческую мысль своей направленностью  на повышение качественного (образовательного) уровня общества и менеджмента.

     Школа науки управления.

     Получила развитие в 50-х годах как результат использования достижений прикладной математики и инженерных наук в развитии управленческой мысли

     Количественные  методы под общим названием «исследование  операций» были разработаны для  решения прикладных задач во время второй мировой войны (эффективное использование средств противовоздушной обороны, война подводных лодок при сопровождении конвоев, минирование японских портов и др.).

       Исследование операций по своей  сути представляло использование методов научного исследования для решения проблем управления, в основу которых были положены модели ситуаций

     Ключевой  характеристикой школы науки  управления является использование математических моделей для количественной оценки и анализа исследуемых процессов и проблем. Развитие компьютерной техники ощутимо повлияло на развитие количественных методов в управлении, что позволило разрабатывать и использовать в практических исследованиях математические модели возрастающей сложности, приближающиеся к реальным процессам.

     Вклад различных школ в развитие управленческой мысли.

         Школа научного управления:

  • Использование научного анализа для лучших способов выполнения задачи.
  • Отбор работников, более всего подходящих для выполнения задач, и их обучение.
  • Обеспечение работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения задач.
  • Систематическое и правильное (справедливое) использование материального стимулирования.
 
   
  • Отделение управленческой работы от неуправленческой. Административная школа (классическая школа) управления:
  • Развитие принципов управления организацией.
 
   
  • Описание  универсальных функций управления и видов управленческой деятельности.
  • Систематизированный подход к управлению организацией. Определение структуры организации.

   Школа человеческих отношений  и школа поведенческих наук:

  • Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
  • Применение наук о человеческом поведении в управлении и формирование организации таким образом, чтобы каждый работник был использован в соответствии с его потенциалом.

   Школа науки управления:

  • Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.

     Развитие  количественных методов оценки и  обоснования в помощь руководителю, принимающему управленческие решения в сложных ситуациях.

  1. Сущность функции планирования.

     Функция планирования является первой в процессе управления организацией (предприятием, корпорацией). Она осуществляется менеджерским корпусом для определения целей организации, а также путей и средств их достижения. По своей сути реализация функции планирования представляет заблаговременную и детальную подготовку к будущему.

     Содержание  планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.

     Планирование  предусматривает разработку целей  и комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных результатов деятельности с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и организацией в целом.

     Выполнение  функции планирования включает формирование обоснованного ответа на три вопроса: Где мы находимся в настоящее время? Куда мы хотим двигаться? Как мы собираемся это сделать?

     Суть  ответа на первый вопрос заключается  в определении реальных возможностей организации в сфере ее основной деятельности на основе анализа ее сильных и слабых сторон в важных функциональных областях: маркетинг, финансы, производство и др.

     При формулировании ответа на второй вопрос дополнительно к выполненному анализу (при ответе на первый вопрос) изучаются  другие факторы, определяющие успех организации. Анализируются экономические условия, уровень технологии, социальные и культурные изменения, а также влияние факторов внешней среды на деятельность организации (покупательский спрос, конкуренция, общие факторы состояния экономики, научно-технического прогресса, политические условия и другие факторы внешней среды). Ответ выражается в обоснованной постановке реалистичных целей организации и определении угроз, которые могут помешать их достижению.

     Ответ на третий вопрос содержит конкретные мероприятия, которые должны осуществить  подразделения и сотрудники организации при решении поставленных задач для достижения сформулированных целей.

     При таком подходе реализация функции  планирования выходит за рамки определения планов деятельности организации (предприятия, корпорации).

     Планирование  в этом случае рассматривается как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации на достижение успеха путем детального представления желаемого результата и определения мероприятий по его достижению с учетом использования возможностей предприятия и внешней среды.

     Для обеспечения эффективного управления деятельностью предприятия функция  планирования должна обеспечивать полноту и максимальную достоверность планирования, ясность и однозначность планов, а также непрерывность планирования.

     Обеспечение полноты и достоверности планирования означает, что планы должны отражать все виды деятельности организации и ее подразделений, необходимые для достижения успеха, определяемого как соответствующие конкретные цели и задачи. При планировании должны учитываться все факторы и ситуации, которые могут оказать влияние на развитие организации. При этом необходимо использовать современные подходы, методы, средства и процедуры, обеспечивающие повышение достоверности прогнозов и рациональное использование всех привлекаемых ресурсов.

     Ясность и однозначность планов означает, что цели и задачи должны иметь  понятные и воспроизводимые формулировки, доступные для недвусмысленного понимания всеми членами организации. Они должны иметь количественные показатели и быть измеримыми.

     Непрерывность планирования отражает факт, что планирование не является одноразовым актом, а представляет непрерывный процесс. Это находит выражение в цикличности осуществления планирования, реализация которого сама также представляет многоэтапный процесс.

     Кроме того, при определении уровня детализации плана и объема работ по планированию необходимо всегда руководствоваться принципами разумности и экономичности планирования, другими словами: затраты на планирование должны находиться в определенном соотношении с получаемым от планирования выигрышем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

     Управление  является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным  действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности.

     Собственно, теория управления как наука (в отличие  от его определения) возникла в конце  прошлого века и с тех пор претерпела значительные изменения. К этому  времени различались 4 основные школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке:

     1) школа научного управления;

     2) административная школа;

     3) школа человеческих отношений;

     4) школа науки управления или  количественная школа. Цель, объединяющая  их - найти ключ к эффективному достижению целей организации.

     Необходимо  отметить, что каждая из перечисленных  школ внесла значительный вклад в  область управления. На основе этих школ сформировались и новые подходы  к управлению.

     Один  из них - процессный - рассматривает управление как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Процесс управления рассматривается процесс как общая сумма всех функций. Выделяют 4 первичные функции в процессе управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Суть системного подхода заключается в представлении об организации как о системе - совокупности взаимосвязанных элементов, характерной особенностью которых является то, что её свойства как системы не сводится простой к сумме свойств, входящих в неё элементов. Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления, по отношению к организации и управлению. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

Информация о работе Эволюция теорий менеджмента