Эволюция управленческой мысли в период раннего христианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучить эволюцию управленческой мысли в период раннего христианства. Данная цель обусловливает ряд следующих задач:
раскрыть особенности развития периода раннего христианства;
изучить социально-политическую ситуацию и ее влияние на христианство;
изучить провинциальную систему принципат;
изучить имперскую систему управления в эпоху Домината.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты возникновения эпохи раннего христианства………………………………………………………………………5
1.1 Особенности развития периода раннего христианства…………………...5
1.2. Социально-политическая ситуация и ее влияние на христианство……...9
Глава 2. История развития теории управления в эпоху раннего христианства……………………………………………………………………..12
2.1. Провинциальная система принципат……………………………………12
2.2. Имперская система управления в эпоху Домината………………………15
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………………21

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 81.50 Кб (Скачать)
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»

на тему:

«ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРИОД РАННЕГО  ХРИСТИАНСТВА» 
 

                                                               Выполнил:  студент 2 курса

                                                                                    Экономического факультета

                                                                                    Павлова М.С. 

                                                               Руководитель:  к.ф.н., проф.

                                                                                          Шинкин А.В. 
 

Ростов-на-Дону

2011 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты возникновения  эпохи раннего христианства………………………………………………………………………5

1.1 Особенности  развития периода раннего христианства…………………...5

1.2. Социально-политическая  ситуация и ее влияние на  христианство……...9

Глава 2. История развития теории управления в эпоху раннего христианства……………………………………………………………………..12

2.1.  Провинциальная система принципат……………………………………12

2.2. Имперская  система управления в эпоху  Домината………………………15

Заключение………………………………………………………………………20

Список  использованной литературы…………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Как и всякая новая религия христианство возникло не на пустом месте.

     Оно впитало идеи и представления  ряда других религий, в первую очередь  иудаизма. Иудаизм представлял собой  религию  одного народа, считавшего себя избранником на том основании, что бог через Моисея дал ему  закон. Приняв этот закон, евреи вступили в особые отношения c богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний.

       Из иудаизма Христианство заимствовало несколько основных идей: во-первых, идею монотетеизма, т. е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им, во-вторых,  идею мессианизма, в-третьих,  эсхатологию, т. е. идею гибели существующего мира в результате божественного вмешательства.

     При этом необходимо отметить, что в христианстве все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии  ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа.

     Цель  данной работы изучить эволюцию управленческой мысли в период раннего христианства. Данная цель обусловливает ряд следующих задач:

    • раскрыть особенности развития периода раннего христианства;
    • изучить социально-политическую ситуацию и ее влияние на христианство;
    • изучить провинциальную систему принципат;
    • изучить имперскую систему управления в эпоху Домината.

     Актуальность  данной работы заключается в том, что история   раннего   христианства,   причины   его возникновения  и  повсеместного  распространения  привлекали  и   продолжают привлекать внимание исследователей. 

ГЛАВА I. Теоретические аспекты возникновения эпохи раннего христианства 

1.1 Особенности  развития периода раннего христианства

   Христианство  возникло в Палестине в I веке н.э. как одно из апокалиптических мессианских движений внутри иудаизма, в основе которого лежали учение Иисуса и вера в его воскресение из мёртвых. Выделение христианства как особой, отличной от иудаизма, религии, сопровождающееся конфликтами как с традиционным иудаизмом того времени, так и внутри самой христианской общины, происходит в течение нескольких десятилетий. Несомненно, сходство некоторых идей, верований и культовых практик раннего христианства и современных ему апокалиптических течений в палестинском иудаизме, таких как ессеи. Тем не менее, прямая связь первых христиан с общинами, подобными кумранской, остаётся недоказанной. Среди исследователей нет также единой точки зрения на то, в какой мере раннехристианская проповедь (керигма, или, точнее, керигмы разных групп первых христиан в разное время) воспроизводит керигму самого Иисуса. В истории раннего христианства можно выделить ряд ключевых моментов, таких как выступление «эллинистов», начало проповеди среди язычников и Иерусалимский Собор 49 года, каждый из которых делал христианство всё более несовместимым с иудаизмом. Вместе с тем, в своём развитии христианство в очень большой степени опиралось на идеи современного раввинистического иудаизма.

   I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет  после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.

   Миссия  Павла и Варнавы показала, что  для успеха проповеди не следует  связывать обращаемых язычников  устаревшим иудейским законом. Апостольский Собор в 49 г. в Иерусалиме утвердил эту практику. Но не все были согласны с его решением. «Иудействующие» образовали раскол эвионитов и назореев. Эти первые десятилетия иногда называют временем «иудео-христианства», когда Новозаветная Церковь ещё существовала внутри Ветхозаветной, христиане посещали Иерусалимский храм и т. д. Иудейская война 66—70 гг. положила конец этому симбиозу. Она началась с восстания иерусалимских националистов против римской власти. Нерон направил на усмирение провинции Веспасиана и Тита. В итоге Иерусалим был полностью разрушен, а храм сожжён. Христиане, предупрежденные откровением, заранее удалились из обречённого города. Так произошёл окончательный разрыв между христианством и иудейством.

   После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит к столице империи — Риму, освященному мученичеством  Петра и Павла. С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает около 100 г., и с ним заканчивается апостольский век.

   Апостольские  мужи явились переходной группой  от самих апостолов к апологетам. Апология (греч. «оправдание») — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был Иустин философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 г.) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонение императора Марка Аврелия в 166 г.

   В 170 г. был созван Лаодикийский Собор, первый крупный собор после апостольского  времени. На нём решался вопрос о  дне празднования Пасхи.

   Около 179 г. африканский философ-стоик Пантен преобразовал Александрийское огласительное училище (по преданию, основанное ещё апостолом и евангелистом Марком) в богословскую школу. Здесь родилась древнейшая традиция Александрийского богословия, у истоков которого стояли:

    • святитель Климент Александрийский (215 г.) — ученик Пантена, автор знаменитой трилогии «Протрептик» — «Педагог» — «Строматы»;
    • святитель Ориген Александрийский ( 253 г.), энциклопедически образованный и очень плодовитый автор, крупнейший экзегет, пытавшийся согласовать христианство с высшими достижениями эллинской мысли. Учение Оригена впоследствии было отвергнуто Церковью из-за уклона в сторону неоплатонизма;
    • святитель Афанасий Великий;
    • святитель Кирилл Александрийский;
    • святитель Дионисий, епископ Александрийский (265 г.) — ученик Оригена, около 232 г. возглавивщий Александрийскую школу, автор первой Пасхалии, известный своей обширной перепиской, а также полемикой с еретиками монархианами;
    • святитель Григорий Чудотворец (270 г.) — ученик Оригена, выдающийся аскет, автор первого Символа веры, епископ Неокесарийский, глубокий проповедник, борец с ересью Павла Самосатского.

   Отцом христианской догматики считается  западный богослов  Ириней Лионский (около 202 г.). Он был учеником Поликарпа  Смирнского, а около 180 г. стал епископом  Лионской Церкви в Галлии, где написал обширный труд «Пять книг против ересей».

   Один  из поздних латинских апологетов был Квинт Тертуллиан, живший в  Карфагене (Северная Африка), где около 195 года он стал пресвитером. Гениальный антиномист и автор многих политических трактатов, он знаменит своим ригоризмом и пародоксальным противопоставлением веры разуму («Верую потому, что абсурдно»). Этот воинственный иррационализм увёл его из Церкви в секту монтанистов (примерно с 200 г.).

   Другой  апологет западной Церкви  Ипполит  Римский ( около 235 г), епископ Римский, был учеником Иринея Лионского прославился как философ, экзегет, ересеолог и церковный писатель. Его главная работа «Опровержение всех ересей» (в 10-ти книгах) направлена против гностиков. Он боролся также против антитринитарного учения Савеллия. Мученически погиб в гонение императора Максимина Фракиянина.

   В 251 г. началось антихристианское гонение  императора  Декия — одно из самых  кровавых и опустошительных. В Риме погиб папа Фабиан и его кафедра  пустовала целых 14 месяцев. Замечательный богослов Киприан, епископ Карфагена, вынужден был бежать и скрываться. Не все христиане могли выдержать жестокие пытки — некоторые отрекались от Христа и отпадали от Церкви.

   Святитель Киприан Карфагенский и новый  папа Корнелий считали, что это возможно (при определённых условиях). Ригористически настроенный римский пресвитер Новатиан считал, что Церковь не должна прощать грешников, отрекшихся от Христа во время гонений. Он обвинил Корнелия в недопустимых послаблениях, а себя провозгласил истинным преемником Фабиана (антипапа) и главой «Церкви чистых» («кафаров»). Святитель Киприан и Корнелий на Соборе 251 г. отлучили новатиан от Церкви за немилосердие и нарушение канонической дисциплины. Во время следующего гонения Киприан добровольно принял смерть за Христа. Такова история одного из первых дисциплинарных расколов (новатианского).

   Он  имел большие последствия, потому что  конец Доникейского периода ознаменовался  крупнейшим гонением императоров Диоклетиана  и Галерия (302 − 311 гг.). Было огромное число мучеников, но и много отпавших. Опустошение дополнилось политической смутой, которая завершилась только с воцарением Константина Великого. В 313 г. Константин предоставил Церкви свободу вероисповедания («Миланский эдикт»). Но часть африканских епископов во главе с Донатом (соперником законного епископа Цецилиана) учинила новый раскол, провозгласив себя «Церковью мучеников», а остальных — предателями и соглашателями с безбожной государственной властью. Субъективно это было движением против огосударствления Церкви за сохранение её свободы. Но объективно оно разрушало африканскую (Карфагенскую) Церковь и стало главной причиной её последующего исчезновения.

   Новатианский  и донатистский соблазн раскольничьей  «чистоты» в дальнейшем отозвался  на Западе ересями катаров и вальденсов, а на Востоке— движением богомилов и стригольников.

   Доникейский период завершился крупнейшим за всю  историю христианства «Диоклетиановым  гонением» (302—311 гг.), целью которого было полное уничтожение Церкви. Но, как это всегда бывает, гонение только способствовало утверждению и распространению христианства1. 
 

   1.2. Социально-политическая ситуация  и ее влияние на христианство

Христианство  появилось в период, когда огромную империю раздирали глубочайшие  социально-политические антагонизмы, как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов.  

      Ф. Энгельс дал следующую характеристику духовного и материального состояния  тогдашнего общества: «Настоящее невыносимо, будущее, пожалуй, еще более грозно. Никакого выхода». В ситуации такого рода бедняки готовы были верить любому призыву, лишь бы тот обещал освобождения.

      Однако  «во всех классах должно быть известное  количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали бы освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния». По мере усиления состояния материального усиливалось буквально бегство из мира внешнего в мир внутренний.

      Из  этой ситуации всеобщего экономического, политического, интеллектуального и морального разложения выход нашелся. «Но не в этом мире».

      Однако  необходимо заметить, что в том  положении этот выход мог быть  только в области религии. Этой религией оказалось христианство.

  Возникнув, христианство вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой возможной мировой религией. В - первых христианская религия отрицала присущую

всем  другим обрядность. Во-вторых, она становиться  наднациональной религией.

     Прежние религии, существовавшие на территории империи, носили узко этнический характер (яркий пример-иудаизм) и были неспособны, объединить рабов и угнетенных разного этнического происхождения; более того, они разъединяли их.

Информация о работе Эволюция управленческой мысли в период раннего христианства