Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:38, контрольная работа
1. Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой деятельности. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, «жизнь — процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении; к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Поскольку каждый конфликт всегда связан с эмоциями, то человек начинает испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью.
Введение            3
Конфликты: виды, структура, стадии протекания    5
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения  8
Стратегия поведения в конфликтной ситуации     12
Конфликты в личностно-эмоциональной сфере     21
Правила поведения в условиях конфликта     24
Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта 25
Заключение           29
Список используемой литературы        30
Приложение 1. Тест К. Томаса «Ваш способ реагирования в конфликте» 31
      4) 
«Бесконфликтный» — человек, 
сознательно уходящий от 
5) «Практик» — действующий под лозунгом «Лучшая защита — нападение». Для такого человека самым важным является преобразование среды, внешнего окружения, изменения позиций других людей, что может приводить к разнообразным столкновениям, напряженности в отношениях.
Существуют и другие типологии трудных людей. Так, Роберт Брэмсон в книге «Общение с трудными людьми» выделяет следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось работать в различных фирмах:
      Можно 
выделить и другие типы трудных людей, 
но правила поведения с ними, в 
общем, одинаковы. Таким образом, в 
конфликтной ситуации или в общении 
с трудным человеком вы должны 
попытаться увидеть в нем не только друга, 
но и лучшие качества, поскольку вы уже 
не сможете изменить ни систему его взглядов 
и ценностей, ни его психологические особенности 
и особенности его нервной системы, т.е. 
необходимо подобрать к нему «ключик», 
исходя из вашего жизненного опыта и желания 
не осложнять ситуацию и не доводить человека 
до стресса. Если же не смогли к нему «подобрать 
ключ», то остается одно-единственное 
средство — перевести такого человека 
в разряд стихийного бедствия. 
5. 
Правила поведения в 
условиях конфликта 
      Поскольку 
конфликты часто порождают 
Практика делового общения - Правила повеления в условиях конфликта
      1. 
Помните, что в конфликте у 
человека доминирует не разум, 
а эмоции, что ведет к аффекту, 
когда сознание просто 
      2. 
Стремитесь к уважительной 
3. Стремитесь вести обсуждение не по поводу занимаемых сторонами позиций, а по существу проблемы, основываясь на объективных критериях. Старайтесь выслушать собеседника, так как умение слушать является одним из критериев коммуникабельности.
      4. 
Придерживайтесь 
5. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: «Что будет, если выход не будет найден?» Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.
6. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, «выпустить пар». Но разрядиться на окружающих - это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.
      7. 
Ориентируйтесь на 
8. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите: «Если бы вы были на моем месте, то чтобы вы сделали?» Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.
      9. 
Не преувеличивайте свои 
      10. 
Независимо от результатов разрешения 
противоречий старайтесь не разрушить 
отношения. Надеемся, что данные советы 
помогут в вашей практической деятельности 
по продуктивному и творческому разрешению 
конфликтных ситуаций.  
6. 
Методы снятия 
психологического 
напряжения в условиях 
конфликта 
В психологии проведено много исследований по изучению возможностей индивидуальной и групповой психокоррекции конфликтного поведения:
      Приведем 
некоторые из методов, приемов, благодаря 
которым можно снять 
Практика делового общения - Методы, позволяющие снять напряжение.
Метод переключения на другой вид деятельности - связан с двигательной активностью, требующей физического напряжения, благодаря которой сжигается адреналин. Так, если находитесь на работе, займитесь любым видом деятельности: переберите бумаги; полейте цветы; заварите чай; переставьте стол; пройдите несколько раз в быстром темпе по коридору; зайдите в туалетную комнату и подержите 4-5 минут руки под холодной водой; подойдите к окну и посмотрите на небо, деревья. Если же находитесь дома, то постарайтесь выйти на улицу и побегать или походить в быстром темпе 10-1 5 минут; примите контрастный душ; перемойте скопившуюся посуду. Постарайтесь практиковать данный метод как можно чаще в те моменты, когда чувствуете, что теряете самоконтроль. Тогда данный способ войдет у вас в привычку. Кроме того, постарайтесь хотя бы раз в неделю заниматься делом, которое вас радует, успокаивает и приносит удовлетворение.
Метод визуализации - мысленно выразите свои чувства и переживания или что-то сделайте человеку, который вызвал негативную реакцию. Он приемлем тогда, когда не можете излить свое раздражение, например, на руководителя или если предполагаете, что ваш гнев только ухудшит и без того напряженную ситуацию. В результате добьетесь освобождения от гнева, ничем при этом не рискуя.
      «Заземление» 
- представьте: гнев входит в вас 
от оппонента как пучок 
Метод «уменьшения оппонента в росте» - представьте себе, что в ходе общения ваш оппонент настолько уменьшается в росте, что превращается в комок грязи, в которую можете наступить, а голос его при этом становится все слабее и слабее. В результате он покажется менее значительным и влиятельным.
Метод «настроение» - возьмите цветные фломастеры или карандаши и расслабленной левой рукой начните рисовать любой рисунок: линии, пятна, фигуры и т.п. Постарайтесь полностью погрузиться в свои переживания, т.е. выбрать и провести линии в соответствии со своим настроением, как бы материализуя на бумаге свои переживания. Зарисовав весь лист бумаги, переверните его и на обратной стороне напишите 8-10 слов, отражающих ваше настроение (переживание). Пишите те слова, которые первыми приходят в голову, долго не думая. Затем еще раз посмотрите на рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и энергично, с удовольствием разорвите его. Скомкайте изорванные куски листа и выбросьте их в мусорное ведро. Вместе с выброшенным рисунком вы избавляетесь от плохого настроения и обретаете успокоение.
Метод «внутренний луч» - можно использовать на начальной стадии раздражения, когда происходит нарушение самоконтроля, исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение. Для его выполнения необходимо расслабиться и представить следующие картинки. В верхней части головы возникает светлый луч, который движется сверху вниз и медленно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и приятным светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Светлый внутренний луч создает внешность нового спокойного, уверенного и благополучного человека.
      Упражнение: 
«мой дом» («моя комната»). Для его 
реализации необходимо сесть, расслабиться  
и начать строить в воображении свой любимый 
дом или комнату с видом на речку, озеро, 
лес  или куда-то еще. Обставьте его, как 
вы хотите, представьте свое кресло, любимое 
место в нем.   Запомните его и мысленно 
уходите в него отдыхать в любое время 
в течение дня. Побудьте в нем 5-7 минут, 
и вы ощутите прилив сил. Существует еще 
один способ снятия психологического 
напряжения, который состоит в том, чтобы 
не просто взглянуть на ситуацию, которая 
привела к такому состоянию, а спросить 
себя: «Какой урок я могу извлечь из этой 
ситуации, чтобы быть подготовленным к 
аналогичным случаям в будущем? Как я могу 
приобрести уверенность в себе, если столкнусь 
с подобным случаем снова?» Такой подход 
поможет освободиться от отрицательных 
эмоций, поскольку научит поступать грамотно 
в аналогичных ситуациях и избежать стресса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение 
      К 
проблемам возникновения и 
Соблюдение общечеловеческих этических норм и правил разрешения конфликтов является важнейшим условием формирования здоровых и цивилизованных взаимоотношений. Большую роль при разрешении конфликтов играют психологические особенности личности, особенности людей.
Не менее важно и то, что взгляды, жизненные правила, подходы можно и нужно трансформировать, приспосабливаясь к людям, с которыми приходится работать, и в то же время предоставлять другим возможность приспосабливаться к самому себе. У каждого должен быть свой уровень нравственности, ниже которого нельзя опуститься. Перешагнуть такой предел – значит, потерять собственное достоинство, уверенность в себе, а без них нет успеха в бизнесе, в деловой жизни.
      Руководителям 
особенно важно понимать свою большую 
социальную ответственностью. Это проявляется 
в ориентации на человека во всех его проявлениях 
- уважение, социальная помощь, поддержка. 
Нравственное и моральное здоровье любого 
трудового коллектива, как правило, обеспечиваются 
этическими канонами менеджмента. 
 
Список 
используемой литературы