Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:14, курсовая работа
В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной. Условия неопределенности связанны с недостаточностью и неполнотой информации для оперативного управления предприятием.
Введение…………………………………………………………………………...3
1  Контроллинг как инструмент управления предприятием…………………...5
    1.1 Предпосылки формирования, развития и внедрения  контроллинга…...7
    1.2 Сущность контроллинга. Цель онтроллинга……………………….…...12
    1.3 Процесс контроллинга……………………………………………………14
    1.4 Контроллинг персонала…………………………………………………..15 
2 Информационная поддержка контроллинга…………………………………18
3 Создание системы контроллинга на предприятии…………………………..24
    3.1 Структура и состав системы онтроллинга……………………….……...25   
    3.2 Создание системы контроллинга на предприятии……………………...26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………..30
МИНИСТЕРСТВО  
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ 
ФЕДЕРАЦИИ 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ 
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
Кафедра 
государственного и муниципального 
управления 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по контроллингу
Контроллинг 
как инструмент управления предприятием. 
 
 
 
 
Проверила:
Машунина 
Ю.К. 
 
 
 
 
 
 
 
 
Владивосток 2011
     СОДЕРЖАНИЕ 
Введение…………………………………………………………
1  Контроллинг 
как инструмент управления 
1.1 Предпосылки формирования, развития и внедрения контроллинга…...7
    1.2 Сущность 
контроллинга. Цель онтроллинга……………………….…...
    1.3 Процесс 
контроллинга………………………………………………
    1.4 Контроллинг 
персонала…………………………………………………..
2 Информационная 
поддержка контроллинга……………………
3 Создание системы контроллинга на предприятии…………………………..24
    3.1 Структура 
и состав системы онтроллинга……
    3.2 Создание 
системы контроллинга на 
Заключение……………………………………………………
Список использованных 
источников…………………………………………..30
 
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной. Условия неопределенности связанны с недостаточностью и неполнотой информации для оперативного управления предприятием.
Поэтому необходим некий инструмент, который позволит:
- своевременно выявлять неблагоприятные ситуации внутри предприятия;
     - 
верно определять и ставить 
цели перед руководством 
     - 
выявлять причины, вызвавшие 
     - 
обеспечивать информационную 
     - 
прогнозировать изменение 
     Для 
решения вышеописанных задач 
современные условия 
     Контроллинг 
– инструмент, позволяющий оперативно 
получать и обрабатывать информацию, 
на основе которой принимаются 
В западных странах контроллинг успешно работает. А что касается России, то это направление для российских предприятий новое, и службы (отделы) контроллинга встречаются в России очень редко. В настоящее время руководители многих крупных и средних предприятий делают попытку организации службы контроллинга на своих предприятиях.
     В 
работе будет рассмотрена 
 
     
1 КОНТРОЛЛИНГ КАК 
ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ 
ПРЕДПРИЯТИЕМ 
Контроллинг – новый инструмент в теории и практике управления, который совмещает в себе элементы бюджетирования, управленческого учета, экономического анализа и управления.
Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для осуществления основных функций управления (менеджмента): планирование, организация, руководство, мотивация и контроль, а также служит вспомогательным инструментом для адекватного понимания ситуации внутри организации для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Причины появления на современных предприятиях контроллинга:
     - 
повышение нестабильности 
- смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
- реакции на изменения внешней среды;
     - 
повышение гибкости 
     - 
необходимость в непрерывном 
отслеживании изменений, 
Цель контроллинга – организовать процесс управления таким образом, чтобы достичь все цели, которые ставит руководство предприятия.
Задачи контроллинга:
     - 
создание информационной 
     - 
планирование деятельности 
     - 
оперативный контроль 
- координация деятельности системы управления организацией.
     Теперь 
рассмотрим функции контроллинга. Вначале 
говорилось, что основная цель контроллинга 
– достижение поставленных перед 
организацией целей, которые помогают 
осуществить функции 
Поскольку цели организации зависят от множества факторов, например, желания руководителя, деятельности конкурентов и иных факторов внешней и внутренней среды, то в определенные моменты времени цели перед организацией могут стоять абсолютно разные. Поэтому функций контроллинга может быть огромное количество. Перечислим основные функции контроллинга:
     - 
сбор и обработка информации 
на разных «ярусах» системы 
управления, необходимой для принятия 
управленческих решений и 
- формирование системы стратегического и оперативного планирования и поиск информации для осуществления данного процесса;
     - 
координация управленческой 
- разработка методов контроля по реализации планов (бюджетов);
- ведение контроля по реализации планов (бюджетов);
     - 
сбор, обработка информации в 
ходе и после реализации плана,
     - 
обеспечение рациональности 
- исследование тенденций развития предприятия в условиях рыночной экономики.
     Контроллинг 
– это инструмент стратегического 
и оперативного управления предприятием, 
согласно которому принимаются управленческие 
решения, ведущие к достижению поставленных 
целей перед организацией. В основе 
контроллинга лежит аналитическая работа 
(анализ поступающей информации в службу 
контроллинга), сравнение плановых показателей 
с фактическими, информационное обеспечение, 
координация работы всех подразделений 
организации. 
1.1 Предпосылки формирования, развития и внедрения контроллинга
Исторические сведения и доказательства возникновения и существования контроллинга свидетельствуют о его зарождении при королевских дворах Англии и Франции. Затем некоторые функции управления обособились, что привело к образованию отдельных систем в сфере управления предприятием, таких как системы планирования, системы внутреннего контроля, а в ней – как главная составляющая часть – внутренний аудит. Работа этих систем в большинстве развитых европейских стран удовлетворяет интересы и потребности менеджеров в управлении предприятием, и контроллинг как таковой не имеет там первостепенного значения. Напротив, в США и Германии значимость его все возрастает, что связано с историческими особенностями развития учетных систем, а также экономическими трудностями и проблемами в налогообложении этих стран.
Предпосылки формирования и развития контроллинга как информационной системы были предопределены исторически. Профессор Соколов Я. В., исследуя проблемы теории и истории учета, по этому поводу пишет, что наделение главного бухгалтера контрольной функцией (1895 г.) позволило ему «...быть судьей лиц, как принимающих управленческие решения, так и выполняющих их». Это приводит к тому, что у главного бухгалтера возникает возможность осуществлять еще одну важную функцию, она называется совещательной». Эта совещательная функция и есть не что иное, как контроллинг.
     Длительное 
время бухгалтерский учет был 
лишь средством регистрации 
Одной из фундаментальных работ, отражающих стремление к выработке вышеупомянутой концепции, явилось исследование С.А. Стукова «Система производственного учета и контроля», в котором автор обобщает передовой опыт (отечественный и зарубежный) организации производственного учета и контроля за рациональным использованием ресурсов.
В определении производственного учета, сформулированном С.А. Стуковым, прослеживаются основные элементы формируемой концепции информации и управления: ибо автор подчеркивает следующее: «В дополнение к бухгалтерскому учету, который, главным образом, удовлетворяет нужды внешних органов и органов общегосударственной статистики, появляется качественно новый вид учета – производственный учет, который, в основном, на базе бухгалтерского учета должен синтезировать элементы всех видов хозяйственного учета, а также элементы экономического анализа, что обеспечит возможность активного наблюдения за величиной, направлением, целесообразностью и эффективностью расходования производственных ресурсов... Производственный учет – это качественно новое явление, результат синтеза ресурсо-контролирующей части бухгалтерского учета (при сохранении ведущей его роли), оперативно-технического, статистического учета и элементов экономического анализа и даже прогнозирование будущих хозяйственных событий».
Следующий этап развития контроллинга связан, прежде всего, с разработкой механизмов калькулирования переменных затрат и учета по центрам ответственности. В результате этого в системе бухгалтерского учета была сформирована отдельная подсистема, которая использовала не только денежные измерения, была ориентирована не на потребности калькулирования продукции, а на принятие текущих управленческих решений.
В связи с быстрыми изменениями в окружающей среде и необходимостью предвидения будущего происходит усиление роли стратегического управления. Если до этого контроллинг был ориентирован только на оперативное управление производством, то теперь он реализует и стратегические цели предприятия.
Информация о работе Контроллинг как инструмент управления предприятием