ОНРВ подразумевает разработку и 
внедрение планов, организационных и технических 
мероприятий, позволяющих быстро и эффективно 
восстановить нормальное функционирование 
информационных систем (ИС) после сбоев 
и отклонений от безопасного состояния. 
Особое внимание необходимо уделять организационным 
мерам. Необходимо четко расписать процедуры 
реагирования на инциденты и последовательность 
действий в случае нештатных ситуаций. 
      
Типы планов. Основным является 
«План по обеспечению непрерывности 
деятельности организации». Этот 
план включает следующие разделы:
      
- действия по предотвращению 
инцидентов;
      
- действия во время инцидентов;
      
- действия по устранению последствий 
инцидентов и восстановлению 
работоспособности ИС. 
      
Остальные планы, могут быть 
разработаны в качестве приложений 
к основному плану, но следует отметить, 
что они должны быть обязательно достаточными 
и не дублировать действия. В их числе 
можно выделить «План обеспечения непрерывности 
поддержки», который призван обеспечивать 
поддержку основных систем и важных приложений. 
Для каждого основного приложения должны 
быть разработаны инструкции по администрированию 
и поддержанию работоспособности. 
      
«План обеспечения непрерывности 
выполнения операций» призван 
обеспечить восстановление важнейших 
функций организации в момент 
и после реализации угрозы. В случае 
инцидентов, все основные силы должны 
быть сконцентрированы на восстановление 
важнейших функций организации. Обычно 
данный план ориентирован на восстановление 
функций центрального офиса и на реализацию 
этих функций в промежутке времени до 
восстановления нормальной работы. В плане 
определяется порядок делегирования полномочий, 
назначение заместителей, сохранение 
критичных документов и баз данных, условия 
перехода на резервную систему. 
      
«План восстановления бизнеса» 
может быть оформлен в виде 
приложения к «Плану по обеспечению непрерывности 
деятельности организации». План регламентирует 
процесс возобновления бизнес-процессов 
после реализации угроз в виде процедур 
предотвращения прерываний критически 
важных процессов во время серьезных аварий 
и разрушительных бедствий. 
      
«План реагирования на компьютерные 
инциденты». Этот план определяет 
действия в случае атак на 
ИС организации. Разработка и 
реализация процедур должна быть 
выполнена персоналом ИС подразделений 
и нацелена на выявление фактов 
атак, снижение степени воздействия злоумышленников 
и восстановление систем после инцидентов. 
      
«План восстановления в случае 
стихийных бедствий». Применяется 
в случае катастрофических событий, 
таких как ураганы, пожары, землетрясения 
и др. План содержит подробные 
ссылки на планы восстановления функционирования 
системы, приложений или компьютерного 
оборудования при передислокации на запасную 
площадку после серьезного бедствия. 
      
«План реагирования в случае 
чрезвычайных ситуаций» расписывает 
действия персонала в случае возникновения 
ситуаций, представляющих потенциальную 
угрозу для здоровья и жизни людей, окружающей 
среды или имущества. План рассматривается 
как приложение и дополнение к «Плану 
по обеспечению непрерывности деятельности 
организации», но все действия должны 
быть выполнены комплексно.
      
«Планы по восстановлению работоспособности 
ИС» содержит процедуры резервирования 
компонентов ИС, установки и настройки 
операционных систем и основных 
приложений. Необходима подробная 
фиксация порядка действий, ответственных 
и их реквизиты, местонахождение резервных 
копий данных, примерное время восстановления 
и т.д.
      
Этапы планирования. Рассмотрев 
основные типы планов, представляется 
возможным провести анализ этапов 
планирования. В практической деятельности 
выделяются следующие этапы планирования. 
      
1. Согласие руководства. Это основной 
этап и от постановки задачи 
руководству и принятого им 
решения зависит выполнение или 
невыполнение последующих этапов. 
Обоснование необходимо предоставить 
в понятном руководству виде, 
исключив технические термины; желательно 
проводить количественный анализ возможных 
потерь от тех или иных угроз. 
      
2. Разработка основных положений 
политики ОНРВ. Чтобы обеспечить 
полное понимание плана, необходимо 
четко определить выдвинутые 
требования в политике ОНРВ. Политика 
должна расписывать структуру и область 
действия планов, обязанности и их распределение, 
требования к ресурсам, требования к обучению 
персонала, тестирование и мероприятия 
по тренировке персонала, порядок пересмотра 
и сопровождения конкретных планов. 
      
3. Инициализация проекта. Данный 
этап необходим для четкого 
понимания существующей информационной 
среды организации. Данный этап 
позволит определить цели проекта 
и составить рабочую программу, 
идентифицировать и ассоциировать 
все последствия конкретным ресурсам. 
Информация, полученная на данном этапе, 
позволит разработать начальные программы 
восстановления.
      
4. Анализ влияния нарушений в 
ИС на бизнес. Данный этап можно 
разделить на 3 составные части. 
Они направлены на определение 
системных требований, критические процессы 
для установки приоритетов восстановления:
      
- определение критических ресурсов. 
Исходя из выявленных функций, 
определяются системы, подсистемы, 
которые вовлечены для реализации 
критических функций и процессов, 
и их зависимость от конкретных ресурсов 
системы; 
      
- определение допустимого времени 
простоя. Проводится оценка степени 
зависимости системы от перерывов 
в работе компонентов. При этом 
надо принять во внимание, что 
серьезность последствий возрастает 
с увеличением периода простоя и 
необходимо учитывать и негативное влияние 
на взаимосвязанные компоненты ИС;
      
- установка приоритетов восстановления. 
В зависимости от результатов 
первых подэтапов, имея в виду 
важность обрабатываемой информации 
и степень ее влияния на 
деятельность, определяются приоритеты 
восстановления компонентов ИС и подходящие 
стратегии восстановления. 
      
5. Определение защитных мер предупреждения 
инцидентов. В зависимости от 
критичности конкретного сектора, 
системы – компоненты ИС, можно 
выбирать конкретное решение по предупреждению 
каких-либо инцидентов. 
      
6. Разработка стратегий восстановления. 
Стратегии восстановления выбираются, 
исходя из возможных последствий 
и допустимого времени простоя 
системы, определенных при анализе 
влияния на бизнес, и предусматривает 
разработку мер частичного или полного 
восстановления. Как временное решение, 
можно развертывать систему в резервном 
помещении, восстановить функционирование 
критических процессов на резервном оборудовании, 
переходить на выполнение нарушенных 
функций вручную.
      
7. Разработка Плана ОНРВ. Структурно 
план объединяет следующие пять 
частей:
      
- основные положения; 
      
- условия реализации плана; 
      
- восстановление работоспособности;
      
- действия по восстановлению 
основной ИС;
      
- приложения.
      
Необходимо отметить, что приложения 
должны включать информацию, которая подвержена 
частым изменениям, т.е. информация о персонале, 
поставщиках услуг, копии важных договоров, 
процедуры проверки и восстановления 
процессов в системе, требования к оборудованию 
и программному обеспечению, описание 
резервного помещения и т.д.
      
8. План тестирования и тестирование 
процедур. Обучение и тренировка 
персонала. Тестирование разработанных 
планов помогает оценить возможности 
и готовность персонала к быстрому 
и эффективному реагированию. В 
ходе тестирования необходимо уделить 
внимание возможности восстановления 
на другой платформе, возможности восстановления 
с использованием резервного носителя, 
насколько скоординированы действия сотрудников, 
взаимодействие групп, процедуры оповещения 
персонала и другие. Тестирование плана 
завершается обучением и тренировкой 
персонала. Тренировки должны проводиться 
регулярно. 
      
9. Поддержка (сопровождение, развитие, 
совершенствование) ПОНРВ. Для 
того чтобы план ОНРВ был 
эффективным и жизненным, его 
необходимо постоянно поддерживать 
в актуальном состоянии, отражающем текущие 
системные требования, процедуры, организационную 
структуру и политики безопасности. Необходимо 
регулярно корректировать ПОНРВ, рассматривая 
этот процесс как часть общего процесса 
управления изменениями информационной 
системы.