Развитие менеджмента как науки. Международная система качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:47, реферат

Описание работы

Рассматривая развитие теории и практики управления, Н.И. Кабушкин выделяет несколько периодов.
I период - период возникновения исторических предпосылок формирования основ управления условно начинается с IX-VII тысячелетия до нашей эры и продолжается примерно до XVIII в. Человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления, прежде чем оно смогло выделиться в самостоятельную область знаний.

Содержание

1. Развитие менеджмента как науки………………………………3
2. Международная система качества…………………………….14
Литература……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Копия контр.раб..docx

— 595.57 Кб (Скачать)

 

Рис. 2.  Схема управления качеством.

Международные стандарты  и системы качества

Развитие внешнеэкономических  связей привело к необходимости  выработки стандартного подхода  к понятию «производство качественной продукции». Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная техническая комиссия (МЭК) разработали международные стандарты. Основное назначение международных стандартов – это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.

Система качества (МС ИСО 8402) представляет собой совокупность организационной  структуры, методик, процессов и  ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение политики в области качества – достижение поставленных стратегических целей. Система качества охватывает все жизненные циклы продукции. Типичные этапы жизненного цикла в своей совокупности образуют «петлю качества». В соответствии с международными стандартами ИСО 900 выделяются основные направления деятельности в области качества:

• планирование качества;

 

• управление качеством;

 

• обеспечение качества;

 

• улучшение качества.

 

Эти функции распространяются на каждый этап «петли качества» и  имеют свою специфику. Так, например, планирование качества включает в себя: определение требований к качеству продукции, ее оценку, выработки положений по улучшению качества, подготовку программы качества, планирование затрат на достижение необходимого уровня качества, проверок системы качества и другое.

В состав процедур управления качеством входят: контроль качества, разработка и реализация мер корректирующего  воздействия. Основная функция управления качеством – выявлять каждое отклонение от установленных требований к качеству, обусловленное проектированием продукции, соответствием продукции проекту и материально-техническим обеспечением.

Обеспечение качества включает в себя деятельность по созданию уверенности  в выполнении требований к качеству продукции у руководства предприятием и деятельность, направленную на обеспечение  уверенности потребителей, что все  элементы системы качества функционируют  в управляемых условиях.

Международный опыт организации  систем качества на предприятиях отражен  в стандартах МС ИСО 9004 – «Общее руководство качеством и элементы системы качества». Стандарт рекомендует выбор основных элементов системы качества предприятия-изготовителя и определяет их место в общей системе руководства качеством. В основе организации систем качества лежат шесть принципов:

• соответствия

 

• документирования

 

• единоначалия

 

• подконтрольности

 

• комплексности

 

• законности.

 

Хорошо структурированная  организационная система качества является залогом реализации функций  и успешного общего руководства  системой качества. Принцип соответствия воплощается и в организации самой системы качества, т.е. в эффективности ее организации. Считается, что система качества соответствует своему назначению при выполнении следующих условий:

• работа ее элементов обеспечивает предупреждение и нейтрализацию  причин, вызывающих снижение качества;

 

• выполняются требования потребителя к продукции;

 

• работа самой системы  экономически оправдана система  качества документируется в соответствии с МС ИСО 90011.

 

Многолетний опыт функционирования систем управления качеством показывает, что эффективное управление возможно лишь при наделении каждого работника  правами и обязанностями, однако и мера участия и ответственности  руководителя предприятия несоизмеримо выше. Обычно в компетенцию руководителей  входит: определение направлений  деятельности и установление их приоритетности, построение организационной структуры  управления качеством, определение  уровня подготовки кадров и их квалификации.

Эффективность работы системы  качества зависит от достоверности  получаемой информации, ее адекватности, скорости прохождения сигналов обратной связи о дефектах и отклонениях  и адекватности применяемых мер. Поэтому в системе качества осуществляется постоянный контроль – организуются регулярные проверки. Основная задача состоит в выявлении фактов и  причин отклонений всех элементов системы, разработка соответствующих предложений  и рекомендаций по их ликвидации и  дальнейшему совершенствованию  системы. Проверка осуществляется по заранее  разработанному плану. Процедура проверки заключается в установлении степени  соответствия фактического состояния  работ требованиям, установленным  документами системы. В этих целях  специально разрабатывается блок-вопросник, содержащий 300 вопросов, разбитых по 35 функциям системы качества. Результаты внутренней проверки представляются в  формализованном виде по трехбалльной оценке соответствия каждой из 300 характеристик  установленным нормам и требованиям. Системы управления качеством могут  контролироваться или проверяться  на соответствие установленным требованиям  не только внутренней комиссией, но и  внешней. В этом случае результаты проверки оформляются соответствующим документом-сертификатом.

Принцип комплексности означает, что достижение целей системы  качества возможно лишь при создании необходимых условий и включении  всех факторов, влияющих на качество, В  Международном стандарте ИСО 9004 отмечается, что реализация целей  системы качества обеспечивается техническими, административными и человеческими  факторами, влияющими на качество. Стабильности выпуска продукции хорошего качества можно достигнуть при эффективной  организации маркетинговой деятельности, использовании новейших средств  контроля и испытания продукции, автоматизации процессов управления, использовании прогрессивных методов  организации в системе качества активизации человеческого фактора  и других мер, обеспечивающих гармоничное  функционирование ее частей и повышение  координации системы в целом.

Накапливаемый опыт в области  обеспечения качества постоянно  нуждается в осмыслении, анализе  и систематизации. Вопросами этого  опыта и юридическим его оформлением  занимается Международная организация  по стандартизации (ИСО). Основной задачей  ИСО является разработка международных  стандартов для содействия международной  торговле, ликвидации «нетаможенных» барьеров, возникающих в силу действия различных национальных стандартов, изданных правительствами законов  и правил.

В 1987 г. были одобрены и введены  в действие пять международных стандартов серии ИСО 9000 на системы качества: МС ИСО 9000; МС ИСО 9001; МС ИСО 9002; МС ИСО 9003; МС ИСО 9004. В это же время Европейская  организация по стандартизации выпустила  Европейские стандарты Е № 29000 и Е № 29004, основные требования которых  совпадают с требованиями международных стандартов к системам качества. В настоящее время все развитые страны мира признают и используют международные стандарты для совершенствования действующих в фирмах систем качества.

 

 

Литература.

  1. Кабушкнн  Н.И.  Основы  менеджмента:  Учеб.пособие,-2-е  изд.,   испр.   и  доп.-М.:ТОО  «Остожье»:Мв.:ООО «Новое знание», 1999.-336с.
  2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Минск издательский центр "ЭКОИОМПРЕСС" Финансы,учет,аудит", 1998.-239С

3. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента. – М.: Высшая школа, 2005. – 376 с.

4. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент /Пер. с англ. под ред. О.Я. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Контуревского. - СПб.: Питер, 2004.

5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.  – М.: ФИНПРЕСС, 2004.

6. Орлов А.И. Менеджмент.. - М.: Изумруд, 2004. - 298 с.

7. Румянцева З.П. Общее управление организацией: Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2005.

8. Татарников Е.А. Управление предприятием: Конспект лекций. – М.: Феникс, 2005.

9.     Бобровников Г.Н. Качество продукции и научно-технический прогресс.-М.: Изд-во стандартов, 1988.

10. Виханский О С., Наумов А.И Менеджмент: Учебник.-3-е изд.-М.Тардарики, 2002.-528с.

11.Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник.-2-е изд., перераб. и допол -М.Тардарвки.2000.-296с

  1. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. М.-2002
  2. Лифиц И.М. «Стандартизация, метрология и сертификация» М., 2004
  3. Крылова Г.Д. «Основы стандартизации, сертификации, метрологии» ЮНИТИ-ДАТА, 1999.

 


Информация о работе Развитие менеджмента как науки. Международная система качества