Школа человеческих отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:47, реферат

Описание работы

Возникновение новых идей в области управления было связано с процессами, происходившими в промышленном производстве ряда стран. После окончания первой мировой войны установилась временная стабилизация экономики, которая была прервана разразившимся глубоким и продолжительным экономическим кризисом 1929-1933 гг. Прежние научные и классические подходы к управлению производством при всей их научности и практической ценности были не в состоянии обеспечить необходимый рост производительности труда.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Менеджер и его задачи…………………………………………4
2. Системный и ситуационный подход к управлению…………5
3. Основные положения управления…………………………….6
Заключение………………………………………………………...7
Список использованной литературы…………………………….8

Работа содержит 1 файл

Реферат по менеджменту.docx

— 31.90 Кб (Скачать)

             Министерство образования и науки  РФ

           Сочинский  государственный университет

 

 

                     Экономический факультет

             Кафедра «Налоги и налогообложение»

 

 

                                              РЕФЕРАТ

                               по предмету «Менеджмент»

 

 

                                 на тему:                   

                      «Школа человеческих отношений»

                                                 

                                                                                              

 

 

 

 

        

                                                                                       

 

 

                                                                                        Студентки 11-НН-1

Ширяевой  Элеоноры

                                                  

                                                       Дата сдачи __________________

                                                                           

Дата защиты_________________

 

     Оценка_____________________     

 

 

 

                                                         Сочи 2011

            СОДЕРЖАНИЕ

        

         Введение……………………………………………………………3

1. Менеджер и его задачи…………………………………………4

2. Системный и ситуационный подход к управлению…………5

3. Основные  положения управления…………………………….6

Заключение………………………………………………………...7

Список  использованной литературы…………………………….8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возникновение новых идей в области управления было связано с процессами, происходившими в промышленном производстве ряда стран. После окончания первой мировой  войны установилась временная стабилизация экономики, которая была прервана разразившимся  глубоким и продолжительным экономическим  кризисом 1929-1933 гг. Прежние научные  и классические подходы к управлению производством при всей их научности  и практической ценности были не в  состоянии обеспечить необходимый  рост производительности труда.

Практика  управления потребовала иных способов руководства предприятиями, которые  учитывали бы не только возможности  лучшей организации, новой техники  и технологий, но и инициативу, энтузиазм  работников. Во второй половине 20-х  гг. в США начались исследовательские  работы ученых, как экономистов и  инженеров, так и социологов и  психологов. Возникло новое направление  научных исследований--инженерная социология. У его истоков стояли американские ученые Ф.Дж. Ретлисбергер, У. Мур, француз Ж. Фридман и др. Возглавил новое направление, получившее название школы человеческих отношений, профессор Гарвардского университета Элтон Мэйо (1880--1949). Американские исследователи полагают, что данная школа возникла как оппозиция тейлоризму.

Возникновение новых идей в области управления было связано с процессами, происходившими в промышленном производстве ряда стран. После окончания первой мировой  войны установилась временная стабилизация экономики, которая была прервана разразившимся  глубоким и продолжительным экономическим  кризисом 1929-1933 гг. Прежние научные  и классические подходы к управлению производством при всей их научности  и практической ценности были не в  состоянии обеспечить необходимый  рост производительности труда.

Э. Мэйо, видный специалист в области менеджмента, с группой инженеров провел ряд научных экспериментов в компании «Вестерн электрик», впоследствии ставших известными как «Хоуторнские эксперименты». Результаты проделанной работы Э. Мэйо позволили повернуть управленческую мысль в сторону ориентации на человека и социальные стороны производственного процесса, а также на роль коллектива в успешной работе всего предприятия.

 

 

 

 

  1.  Менеджер и его задачи

 

Менеджер — руководитель или управляющий, отвечающий за определённое направление деятельности предприятия (менеджер по персоналу, инвестиционный менеджер, менеджер по связям с общественностью, финансовый менеджер, банкетный менеджер, риск-менеджер, бренд-менеджер, экаунт-менеджер, менеджер по продажам), музыкальный менеджер, управляющий проектом (менеджер проекта) или целой компанией (топ-менеджер). В последнее время к менеджерам причисляют всех лиц, ответственных за определённое направление, в том числе и неруководящих должностей.

 

Менеджер должен заботиться о формировании коллектива, сплачивать его вокруг себя, создавать атмосферу дружелюбия, взаимной помощи и поддержки каждого  работника. Это позволит значительно  повысить результаты труда. Таким образом, центр исследований переместился с  поисков резервов роста производительности труда за счет совершенствования  процесса производства на человека и  его поведение. Возникло бихевиористское направление в менеджменте. Бихевиоризм (англ. behaviour -- поведение) как направление в американской психологии возник в начале XX в. и стал предметом внимания менеджеров, которых особенно интересовали вопросы реакции работников на различные стимулы к труду.

Период  развития школы человеческих отношений  и поведенческой концепции в  нашей стране приходится на годы первых пятилеток, когда господствовал  трудовой энтузиазм, стремление к приобретению технических специальностей и инженерного  образования, диктуемых потребностями  индустриального развития страны. На предприятиях возникло новое движение - ударничество, которое стало широко использоваться в практике управления.

Место капиталистической конкуренции заняло соревнование. Основными его принципами были: гласность, дающая возможность судить о постановке дела и результатах работы; сравнимость результатов работы, позволяющая оценивать реальный вклад коллективов и отдельных работников; практическое повторение опыта, который воздействует силой примера.

Управление  коллективами, ведущими соревнование, было ориентировано в большей  степени на моральное поощрение  его участников.

Материальное  стимулирование здесь просматривалось  весьма слабо, что в последующем  привело к потере интереса к соревнованию, ибо, как бы человек ни работал, а получал все равно столько же.

  1.  Системный и ситуационный подход к управлению

За последнее  время в обиход прочно вошло понятие  «система», ставшее модным словом. Система  отражает весьма сложные стороны  общественного производства и в  целом общественной жизни. Привычными стали понятия система спутниковой  связи, система образования, система  управления, система машин и т.д. С ужасом упоминают люди систему  наведения крылатых ракет, которые  убивают и калечат все живое, разрушают не только военные объекты, но и мирные города и села. Человечество создало системы ПРО, системы  ПВО, единые энергетические системы, автоматизированные системы управления и т.д.

Не удивительно, что в теории и практике управления также частым стало употребление понятия системы. Системный подход к управлению производственными  и иными видами деятельности человека не является плодом кабинетных размышлений. Он берет свое начало в практической работе, в потребности управления людьми. Теоретики менеджмента лишь обобщили то, что было рождено практикой, конкретными условиями развития производительных сил.

Становление и развитие массового поточно-конвейерного производства объективно привели к  росту численности инженерно-управляющего состава на предприятиях. Нижнему и среднему звеньям управления потребовались новые научно-технические знания для налаживания и поддержки производственных процессов, управления техникой, обучения и переобучения рабочих непосредственно на производстве. Высшее звено руководства все более нуждалось в научных и прикладных разработках управленческих и инженерно-организационных наук.

Менеджеры стали применять на практике системный  анализ, теорию принятия решений, эргономику, систему сбора и обработки  информации, вести контроль качества.

От руководителей  предприятий потребовался новый  подход во всех областях управления. Управленческие решения стали приниматься в  зависимости от множества факторов, которые ранее не имели такого большого значения. Усложнились техника  и технологии, меняющаяся рыночная конъюнктура обусловила необходимость  быстрой и качественной перестройки  машин и механизмов, гибких технологий, всего производственного процесса, ориентированного на производство товаров, пользующихся спросом. Системный подход в управлении становится реальностью не только в промышленном производстве, он охватывает и все области человеческой деятельности.

  3.  Основные положения управления

Э. Мэйо, видный специалист в области менеджмента, с группой инженеров провел ряд научных экспериментов в компании «Вестерн электрик», впоследствии ставших известными как «Хоуторнские эксперименты». Результаты проделанной работы Э. Мэйо позволили повернуть управленческую мысль в сторону ориентации на человека и социальные стороны производственного процесса, а также на роль коллектива в успешной работе всего предприятия. Его выводы состоят в следующем:

а) четко разработанные трудовые операции и высокая заработная плата не всегда приводят к повышению производительности труда;

б) внутренние силы взаимодействия в коллективе или группе работников между собой могут превзойти усилия руководителей;

в) поведение человека на работе и результаты его труда во многом зависят от социальных условий и отношений между рабочими и менеджером;

В отличие от Ф. Тейлора, Э. Мэйо считал, что рабочий по своей природе не ленив и если ему созданы необходимые условия, то он будет проявлять инициативу и трудолюбие.

Эти положения по-новому ставили вопросы  взаимоотношений работников и требовали  отношения к человеку на работе как  к личности с ее социально-психологическими качествами и чертами.

К таким же выводам пришла и доктор социологии Мери Паркер Фоллет (1868-1933), которая одна из первых определила сущность менеджмента как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Она считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных отношений с рабочими и стать их лидером, всегда считаться со складывающейся ситуацией, действовать исходя из конкретных условий, а не из предписанных функций управления.

Со  второй половины 30-х гг. школа человеческих отношений дополнилась поведенческими концепциями. Вклад в развитие этой концепции внесли американские ученые Абрахам Маслоу (1908-1970) и Дуглас Мак-Грегор (1906-1964). А. Маслоу разработал теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей». В ней потребности человека можно представить в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные, физиологические потребности, а ближе к вершине - духовные. Выявить их и использовать является задачей менеджера.

Дуглас  Мак-Грегор разработал теорию двух типов  поведения человека на работе и в  соответствии с этим двух способов управления работниками. Это теории «X» и «Y». По теории «X», люди в данной организации изначально ленивы и стремятся избегать лишней работы, они работают только по принуждению и желают, чтобы ими управляли. По теории «Y» - работа для здорового человеческого организма является потребностью, следовательно, менеджер должен обеспечить такие условия, при которых работник мог бы удовлетворять не только физиологические, но и духовные потребности.

Основатель  школы административного управления Анри Файоль создал доктрину административного управления, основные положения которой изложил в своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.).

В этой доктрине представлена система принципов  управления (администрирования):

  • разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);
  • власть (право давать команды и нести ответственность за результаты);
  • дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации);
  • единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений только одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);
  • единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);
  • подчинение индивидуальных интересов общим;
  • вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала);
  • централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты);
  • скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным);
  • порядок (каждый должен знать свое место в организации);
  • справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);
  • стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);
  • инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными);
  • корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).

Информация о работе Школа человеческих отношений