Школы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:01, реферат

Описание работы

Понятие, содержание и основные особенности эволюции управленческой мысли. Развитие менеджмента как науки управления. Виды школ управления, их основные особенности. О работе Анри Файоля"Общий и промышленный менеджмент".

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
1.Школа научного менеджмента…………………………………........3
2.Классическая (административная) школа…………………………..5
3.Школа человеческих отношений и поведенческих наук…………..7
4.Количественная школа……………………………………………….9
5.Эмпирическая школа………………………………………………...13
6.Специфика японского менеджмента……………………………….16
Список использованных источников…………………………………22

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 53.60 Кб (Скачать)

     В дальнейшем (40-60-е гг. XX вв.) идеи школы  человеческих отношений легли в  основу школы поведенческих наук, представителями которой стали А. Маслоу, МакГрегор, Герцберг и др. Совершенствование методов исследований в области социологии и психологии позволило изучение поведения человека в процессе труда поставить на научную основу. Основой поведенческого (бихевиористского) подхода к управлению являются различные аспекты социального взаимодействия, что привело к развитию теории и методов формирования коллектива как особой социальной общности и межличностных отношений внутри организации. Особое значение придается стилю управления и его влиянию на производительность и удовлетворенность работников своим трудом.

     Главные задачи менеджмента основоположники  этой школы видят в организации  управления персоналом, используя факторы  коммуникации, мотивации, лидерства, а  также поддержания отношения  к персоналу как к активным человеческим ресурсам. То есть они  стремятся к повышению эффективности  деятельности предприятия за счет повышения  эффективности человеческого ресурса. 

  1. Количественная  школа 
 

          Становление этой школы относится к 50-м гг. ХХ века, и связано оно с развитием и применением в управлении математических и инженерных наук, а также связанных с ними областей знания. Главный толчок данное направление получило благодаря широкому применения методов количественного анализа при решении военных задач во время Второй мировой войны. Когда же война закончилась, многие исследователи увидели огромный потенциал в применении математических и логических моделей в управлении организацией.

     Важной  предпосылкой также был бурный научно-технический  прогресс послевоенных лет и значительное усложнение структуры рынка. А усложнение среды потребовало разработки и  применения новых способов принятия решений в ситуации возникшей  неопределенности.

     Ключевой  характеристикой количественной школы  управления является замена словесных  рассуждений и описательного  анализа моделями, символами и количественными значениями.

     Огромное  значение для развития количественных методов в управлении имело появление  компьютеров, которые позволили  разрабатывать очень сложные  модели, с большим количеством  переменных, весьма приближенные к  реальности.

     Яркими  примерами использования наработок  количественной школы в системе  управления персоналом являются модели оценки социально-экономической эффективности  управления персоналом и модели, основанные на теориях вероятностей и игр, а  также некоторые модели, основанные на нейролингвистическом программировании.

     В частности, теория игр – это математический метод изучения оптимальных стратегий в играх, или анализ принятия оптимальных решений в условиях конфликта (здесь конфликт и игра являются своего рода математическими синонимами). Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две или более стороны, ведущие борьбу за реализацию своих интересов.

     Кстати, большой вклад в теорию игр  сделал американский математик Джнон Нэш, о весьма необычной личности которого был снят биографический фильм «Игры разума» с Расселом Кроу в главной роли.

     До  Нэша ученые занимались так называемыми играми с нулевой суммой, в которых выигрыш одной стороны равен проигрышу другой. Но Нэш сделал глубокий анализ игр с ненулевой суммой – класса игр, в которых сумма выигрыша выигравших участников не равна сумме проигрыша проигравших участников. Примером такой игры могут быть переговоры об увеличении зарплаты между профсоюзом и руководством компании. Эта ситуация может завершиться либо длительной забастовкой, в которой пострадают обе стороны, либо достижением взаимовыгодного соглашения.

     Также Нэш в математических выкладках спрогнозировал современное лицо рыночной конкуренции – он смоделировал ситуацию, при которой обе стороны используют идеальную стратегию, что и приводит к созданию устойчивого равновесия. Игрокам выгодно сохранять это равновесие, так как любое изменение только ухудшит их положение.

     И так, практическое применение теории игр  позволяет прогнозировать действия конкурентов организации. Но также  дает возможности и для преодоления  внутриорганизационных конфликтов, путем их моделирования с учетом всех составляющих. Разумеется, это  сделать очень сложно, ведь для  подобного моделирования нужно  учитывать множество переменных, в практическом управлении такой  поход, мягко, скажем,  не самый  распространенный.

     Но   теорема теории игр о ситуации равновесия оказалась весьма важной для управленцев. Ситуация равновесия – это ситуация одновременного удовлетворении интересов всех участников конфликта, то есть точка возможного преодоления конфликта.

     Теорема гласит, любой конечный конфликт N субъектов  с полной информацией имеет ситуацию равновесия. То есть, ситуация равновесия достигается в том случае, когда участники конфликта обладают полнотой информации. А отсюда значит, что лучшая профилактика конфликтов для управленцев – это деятельность по обеспечению своей общественности максимально полной информацией.

     Таким образом, теория игр обеспечила математическое, «незамутненное» никакой субъективной идеологией, обоснование появления PR, как деятельности, направленной на обеспечение коммуникации, как с  внешней, так и с внутренней общественностью  организации.

     Что касается NLP, то это не совсем количественный метод. В данном случае речь идет о  механизмах и способах моделирования  субъективного опыта людей. Главным  образом, это используется для ускоренного  обучения.

     Если  кто-то видит, что другой человек  умеет делать что-то лучше, чем он, то вместо того чтобы страдать от зависти, подозрений или комплекса неполноценности, можно просто смоделировать, как это делает другой, а затем развить у себя необходимые способности. От этого выигрывают оба: один приобретает новую способность, а другой – возможность лучше понимать и оценивать собственные умения.

     Нейро-лингвистическое программирование начиналось с моделирования поведения и образа мышления выдающихся личностей в различных областях деятельности. Основные задачи NLP – моделировать специфические или исключительные способности для их последующего усвоения другими людьми. Применительно к менеджменту персонала NLP-моделирование часто применяется к исследованию и практическому воплощению эффективного лидерства, построению эффективных коммуникаций.

     В литературе влияние «количественной» школы на менеджмент персонала оценивается  как меньшее, по сравнению поведенческими школами. Это объясняют тем, что  проблемы сферы HR чаще, и даже по самому определению, связаны не с техническими, а с человеческими аспектами. Но в немалой степени именно количественной школе мы обязаны появлением системного подхода к менеджменту персонала.

          Формализация управленческих функций, интеграция труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, планирования, маркетинга и т. п.). Методы моделирования, анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений легли в основу функции прогнозирования.

     Модель - это форма представления реальности. Математическая модель - это описание какого-либо класса явлений, выраженное с помощью математической символики.

     Основные  этапы построения модели перечислены  ниже.

  1. Уточнение постановки задачи.
  2. Формулирование законов, связывающих основные параметры объекта.
  3. Запись в математических выражениях сформулированных закономерностей,
  4. Исследование модели на основе сопоставления фактических показателей деятельности с расчетными по модели (теоретический и / или экспериментальный анализ).
  5. Накопление данных об изучаемом объекте и корректировка модели с целью введения дополнительных факторов и данных, ограничений, критериев и т. п.
  6. Применение модели для решения задач управления объектом.
  7. Развитие и совершенствование модели.

     При решении проблем управления наибольшее распространение получили модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационные, экономического анализа. Они позволяют  решать большой класс задач управления с применением экономико-математических методов. Теоретические основы этих методов были заложены российскими  учеными Л. В. Канторовичем и В. В. Новожиловым, которые не только разработали  методы количественного подхода, но и способствовали практике их применения. Начиная с 1960-х гг. экономико-математические методы используются для решения  проблем оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, программно-целевого планирования и т. д. 

  1. Эмпирическая  школа

 
Занимались: 1) изучением содержания труда руководителей и их функций; 2) рассматривали вопросы централизации  и децентрализации; 3) понятия делегирование  и ответственность; 4) классификацией и анализом функций управления; 5) организацией труда менеджеров; 6) подбором и оценкой кадров. В рамках этой школы родилась идея целевого управления Друкера - формирование всех целей в системе, - распределение всех целей по исполнителям. Они ввели новое понятие декомпозиция: метод раскрытия структуры системы, при которой вычисляются их отдельные части, компоненты, подсистемы. Также разрабатывали теории, пытающиеся показать характер экономики и социологии. Взаимоотношений в рамках фирмы между работниками и собственниками капитала. 
 

     Эмпирическая  школа в менеджменте стала  новым этапом в развитии представлений  об управлении (30-40 гг XX в). Наиболее заметными представителями этого направления были П. Друкер, Д. Миллер, Р. Дэвис. В основе взглядов сторонников этой школы лежало представление о том, что любые рекомендации по управлению нельзя дать, если не было собрано достаточное количество конкретных данных, касающихся конкретной ситуации.

     Именно  по этой причине данная школа была названа эмпирической. Эмпиризм —  это особый подход к знанию, который  предполагает уделение особого внимания опытным данным, которые затем обобщаются и объясняются. Роль теорий и, шире, любых теоретических представлений, с позиции эмпиризма, не так велика, поскольку теории только объясняют эмпирические (полученные при помощи опыта) факты.

     Следовательно, эмпирическая школа изначально противопоставила себя некоторым предшествующим направлениям менеджмента, в частности, поведенческой  школе и школе человеческих отношений. Последние подходили к объекту  исследования менеджмента «предвзято», то есть заранее зная, в чем заключается его сущность. 
В рамках эмпирической школы решались два основных вопроса. Во-первых, это практические исследования деятельности менеджеров. Благодаря им последние смогли сформулировать много достаточно ценных рекомендаций, вошедших в обиход современного менеджмента. Эмпирическая школа в целом негативно относилась к работам университетских профессоров. 
Во-вторых, эмпирическая школа предложила развернутую концепцию современного капитализма. С позиции этой школы, современный капитализм существенно отличается от капитализма в стадии его зарождения. Изначально капитализм действительно был основан на эксплуатации человека человеком; в этом плане эмпирики были согласны с той позицией по отношению к капитализму, которую выразил Маркс и его последователи.

     На  современном этапе, с точки зрения эмпирической школы, люди в капиталистическом  обществе равны и имеют равные возможности в том, что касается получения и распределения прибыли. При этом практические исследования, проведенные сторонниками эмпирической школы, стали важным моментом в обосновании: они смогли со ссылкой на результаты практических исследований показать, что в структуре производственных отношений капиталистического общества произошли изменения. 
По мнению сторонников эмпирической школы, профессия менеджера — это особая профессия, которая отличается от остальных двумя признаками. Во-первых, основная задача менеджера заключается в том, чтобы из разнородных ресурсов и способностей подчиненных сформировать единое, хорошо функционирующее целое. При этом в каждом конкретном случае ситуация уникальна, а потому и менеджеру приходится исходить из того особого сочетания исходных данных, которое имеется у него в наличии.

Информация о работе Школы менеджмента