Школы управленческой мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 00:02, доклад

Описание работы

В первой половине ХХ века получили развитие четыре достаточно четко различимые школы управленческой мысли.

НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора. Создатели школы научного управления первыми стали использовать наблюдения, замеры, логику и анализ для усовершенствования многих операций ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент. Школы в подходах.doc

— 36.00 Кб (Скачать)

   В первой половине ХХ века получили развитие четыре достаточно четко различимые школы управленческой мысли.

   НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора. Создатели школы научного управления первыми стали использовать наблюдения, замеры, логику и анализ для усовершенствования многих операций ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Тейлор, например, скрупулёзно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. При этом было установлено, что максимальное количество железной руды и угля может быть переработано, если рабочие будут пользоваться совковой лопатой емкостью до 9 кг. Применение результатов такого рода исследований позволило значительно повысить производительность операции.

     Изучая человеческий фактор, школа  научного управления предложила  систематическое использование  стимулирования с целью заинтересовать  работников в увеличении производительности  и объёмов производства. Обосновывалась  также целесообразность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в работе. Это давало руководству возможность устанавливать реальные нормы производства и обоснованно доплачивать за их перевыполнение. Ключевым моментом здесь было то, что люди, которые производили больше и вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе. Они также подчеркивали большое значение обучения. Научное управление также считало необходимым отделение управленческих функций от фактического выполнения работ, что противоречило старой системе, при которой рабочие сами планировали свою работу.

      Разработка и внедрение концепций  научного управления стало серьёзным  переломным этапом, благодаря которому, управление начало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ, или классическая школа управления рассматривает вопросы совершенствования  организации в целом, в отличие  от школы научного управления, которая  изучала отдельные производственные операции. Во многом это различие определялось личностью разработчиков школ. Тейлор начал свою карьеру рабочим. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение административной школы управления, и которого называют отцом менеджмента, руководил большой компанией по добыче угля. Целью административной (классической) школы было создание универсальных принципов управления.

      Разработкой общих принципов  управления занимались практически  все научные направления менеджмента.  Однако наиболее широкое распространение  получили разработки принципов  управления административной (классической) школы управления. Сформулированные Анри Файолем 14 принципов управления имеют следующее содержание:

1. Разделение  труда - специализация работ, необходимая  для эффективного использования  рабочей силы.

2. Полномочия  и ответственность - каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполняемые работы.

3. Дисциплина - рабочие должны подчиняться  условиям соглашения между ними  и руководством, менеджеры должны  применять справедливые санкции к нарушителям порядка.

4. Единоначалие - работник получает распоряжение  и отчитывается только перед  одним непосредственным начальником.

5. Единство  действий - все действия, имеющие  одинаковую цель, должны объединяться  в группы и осуществляться по единому плану.

6. Подчиненность  интересов - интересы организации  имеют преимущества перед интересами  отдельных сотрудников.

7. Вознаграждение  персонала - получение работниками  справедливого вознаграждения за  свой труд.

8. Централизация  - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.

9. Скалярная  цепь - неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии ("цепь начальников").

10. Порядок  - рабочее место для каждого  работника и каждый работник  на своем рабочем месте.

11.Справедливость - установленные правила и соглашения  должны проводиться в жизнь  справедливо на всех уровнях  скалярной цепи.

12. Стабильность  персонала - установка работающих  на лояльность по отношении  к организации и долгосрочную  работу так, как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

13. Инициатива - поощрение работников к выработке  независимых функций, в границах  делегированных им полномочий  и выполняемых работ.

14. Корпоративный  дух - гармония интересов персонала  и организации обеспечивает единство усилий (в единстве - сила). 

    Эти принципы затрагивают два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией, в частности, определение лучшего  способа разделения организации  на подразделения или рабочие группы. Главный вклад административной школы в теорию управления состоит в том, что она рассмотрела управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному.

    ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАУКИ. Это научное направление в теории управления возникло после того как было обнаружено, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей, как было установлено, являются не только экономические факторы, но и различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

 Основываясь  на этих результатах, был сделан  вывод о том, что если руководство  проявляет большую заботу о  своих работниках, то и уровень  удовлетворенности должен возрастать. Это в свою очередь приведет к повышению производительности. Эта школа рекомендует использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и представление им более широких возможностей общения на работе. 

 ШКОЛА  ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК сосредоточила  свое внимание прежде всего  на методах налаживания межличностных  отношений. Этот подход стремится  в большей степени оказать  помощь работнику в осознании своих собственных возможностей. Основной целью школы поведенческих наук было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов, полного использования потенциала каждого работника. ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ или количественный подход. Основой этой школы является междисциплинарный подход, когда конкретная проблема решается группой специалистов по математике, статистике, инженерным и общественным наукам. После постановки проблемы и формулировки задачи разрабатывается модель, чаще всего математическая, сложившейся ситуации. Такой подход получил название "исследование операций".

 После  создания модели переменным задаются  количественные значения. Это позволяет  более объективно сравнивать  и описать каждую переменную и отношения между ними. Главной характеристикой науки управления считается замена словесных рассуждений и описательного анализа количественными значениями.

 Исследование  операций зародилось в начале  второй мировой войны для решения  задач эффективного использования военных ресурсов. В послевоенный период методы исследования операций стали применяться для решения аналогичных задач в промышленности и бизнесе. Появление компьютеров позволило конструировать математические модели возрастающей сложности, приближая их к реальной ситуации и получать более точные решения. 

 Развитие  методов исследования операций  тесно связано с развитием  системного подхода, экономико-математических  методов количественных решений  в управлении.

Информация о работе Школы управленческой мысли