Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:58, шпаргалка

Описание работы

Управление в деятельности человека: содержательный, процессуальный аспект и специфика управления.
Управление организацией - это целенаправленное действие, согласующее совместную деятельность людей в организациях.
Объект Управления: Организация
Субъект управления - это источник действия. Источником действия в каждой конкретной ситуации является определенное звено системы управления

Работа содержит 1 файл

Otvety_Menedzhmenta.docx

— 108.44 Кб (Скачать)
  1. Управление в деятельности человека: содержательный, процессуальный аспект и специфика управления.

Управление организацией - это целенаправленное действие, согласующее совместную деятельность людей в организациях.

Объект Управления: Организация

Субъект управления - это источник действия. Источником действия в каждой конкретной ситуации является определенное звено системы управления

Всю деятельность, которую  осуществляет управляющий в процессе управления, можно разглядывать в  структурно-содержательном и процессуально-содержательном аспекте.

Структурно-содержательный аспект включает в себя список, состав видов деятельности по управлению организацией, а процессуально-содержательный - последовательность действий.

Рассмотрим подробнее структурно-содержательный аспект управления. Сюда относятся:

· предвидение - планирование либо прогнозирование грядущего состояния объекта управления;

· организация - распределение меж работниками функций и задач, предоставление им всего нужного для выполнения рабочих заданий;

· активизация - побуждение людей к работе;

· координирование - согласование усилий работников в процессе выполнения работы;

· регулирование (к. 12-7) - устранение нежелательных отклонений в процессе работы;

· контроль - выявление и оценка достигнутых в процессе работы результатов.

Перечисленные виды деятельности принято именовать общими функциями управления

Процессуально-содержательный аспект раскрывает нам последовательность действий в процессе управления. тут последовательно реализуются следующие деяния управляющего:

· установление цели;

· оценка ситуации;

· определение заморочек и необходимости их решения;

· принятие решения.

 

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ

Целеобразование — это процесс формирования цели деятельности и ее конкретизации на подцели отдельных действий

Прогнозирование. Процесс этот тесно связан с целеобразованием; с точки зрения психологии он базируется на способности человека к предвосхищению — антиципации будущего, которая является основной формой опережающего отражения субъектом действительности

Планирование и программирование. Планированию принадлежит важное место в системе регулятивных процессов, а также среди основных функций управленческой деятельности

 

  1. Управление как процесс; этапы процесса управления.

Процесс управлении – целенаправленные воздействия согласующие труд людей  в их совместной деятельности (от субъекта к юбъекту).

Этапы ПУ:

- Целеполагание

- Определение ситуации

- Определение проблемы 

- Решение

  1. Типология процессов управления.
    1. Линейный тип процесса  управления:

Линейный тип процесса управления характеризуется стро-гой  последовательностью осуществления  его этапов и используются тогда, когда есть полная и достаточная  определенность относительно цели воздействия, ситуации и т.д., когда есть возможность полного осуществления каждого из этапов в рамках работ, присущих этому этапу. Чаще всего линейный тип процесса управления используется по типовым ситуациям и решениям, повторяющимся либо элементарным.

    1. Корректируемый тип процесса управления:

Корректируемый тип процесса управления характеризу-ется необходимостью дополнительной корректировки каждого  из этапов процесса управления после  прохождения последующего этапа. Этот тип используется в том случае, когда существует недостаточная  определенность, которую можно устранить  лишь после прохождения последующего этапа процесса управления посредством  корректировки уже пройденного  этапа.

    1. Разветленный тип процесса управления

Разветвленный тип процесса  управления заключается в методологическом разделении работ по частям на определенных этапах. Он используется тогда, когда отсутствует возможность обобщенной оценки ситуации и выделения главной ключевой проблемы либо принятия единственного решения по данной ситуации. Тогда осуществляется многоаспектная оценка ситуации. При этом по каждому аспекту допускается выделение отдельной проблемы, после чего возможно либо нахождение в соответствии с данным целой серии решений, либо принятие одного комплексного решения, но включаю-щего найденный спектр решений по каждому из аспектов состояния системы.

    1. Ситуационный тип процесса управления:

Ситуaционный тип процесса  управления  характеризуется тем, что он возникает как бы по ситуации, при которой из неё же главным образом исходят и поиск проблемы, и разработка решения. Он используется в условиях неопределенности относительно цели воздействия, которая устраняет после прохождения последующих этапов. В этом случае сначала формулируется предварительная цель воздействия, к уточнению которой возвращаются после оценки ситуации, определение проблемы или даже разработки решения. Такой тип процесса управления нельзя считать бесцельным, он все равно начинается с уяснения цели, но только в общих её контурах с последующим её уточнением и конкретизацией. В реальных условиях бывают случаи, когда не представляется возможным достаточно полно и определенно сформулировать цель воздействия за недостатком времени, или при недостаточности необходимой информации, оригинальности, не типичности цели.

    1. Поисковый тип процесса управления:

 

Поисковый тип процесса управления, в отличие от предыдущего типа, исходит из полной ясности цели воздействия, невозможности достаточно хорошо оценить  существующую ситуацию относительно данной цели и, следовательно, сформулировать основную проблему.

  1. Менеджмент как тип управления. Происхождение понятия «менеджмент».
  2. Основные подходы к определению сущности менеджмента.

Существуют следующие подходы к определению менеджмента 
 
1) наука и практика

Наука «Менеджмент» близка к науке «Управление». Под научными основами управления понимается система  научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями. 
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде. 
 
2) процесс принятия управленческого решения

Управленческие решения  принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации  для исполнителей и контролю за выполнением. 
 
3) орган или аппарат управления  

Менеджмент как организация представляет собой: 
 
– орган управления. 
 
– уровни аппарата управления 
 
– организация работы людей, сотрудников, коллектива для достижения намеченной цели наиболее рациональным способом 
 
– система управления, в которой фирма или ее подразделение выступают как управляемый объект 
 
– управление любой организацией: государственным учреждением, в армии, в церкви, в непредпринимательских корпорациях, т.е. независимо от целей их деятельности 
 
4) люди, управляющие организацией

Это определенная категория людей различных направлений. Они способствуют достижению целей организации путем обеспечения условий для производительного и эффективного труда занятых в организации работников.

Требования к профессиональным качествам менеджеров: 
– знать, как планировать, организовывать и управлять людьми 
– знать и уметь применять технологию управления в определенной области (финансы, маркетинг и т.д.) 
– учитывать особенность отрасли и организации 
 
5) функция или процесс (вид деятельности)

В настоящее время рассматривается  три подхода к определению функций менеджмента: 
а) процессный подход (понимание менеджмента как связанного процесса, имеющего обратную связь)

– Планирование  (вид управленческой деятельности, связанной с установлением целей, разработкой стратегии и планов организации и ее составных частей)

– Организация (формирование структуры организации и управления, а также обеспечение всем необходимым  для е нормальной работы: персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами, рабочими местами  и пр.)

– Мотивация (руководство, лидерство) (деятельность по материальной и моральной  мотивации персонала, активизации  людей, работающих в организации, выбору наиболее эффективных каналов коммуникации и разрешению организационных конфликтов)

– Контроль (мониторинг исполнения, сравнение результатов с целями, корректировка существенных отклонений, а также качественная и количественная оценка и учет результатов работы организации)

 
б) системный подход (понимание менеджмента как управления элементами организации, взаимосвязанными друг с другом и элементами внешней среды)

Традиционно на предприятии  выделяются следующие подсистемы: 
– маркетинг 
– производство 
– финансы 
– научно-исследовательские разработки (НИР) 
– персонал 
– менеджмент

 
в) ситуационный подход (понимание менеджмента как процесса принятия решений исходя из специфики каждой конкретной проблемной ситуации) 
ожно выделить следующие функции менеджмента (и менеджера) в рамках ситуационного подхода: 
- Ознакомление со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность 
- Определение вероятные положительные отрицательные последствия от применения той или иной методики, а также определение их слабых и сильных сторон 
- Правильная интерпретация ситуации, т.е. правильное определение наиболее важных в данной ситуации факторов и вероятного эффекта от изменения одной или нескольких элементов (переменных); успех или неуспех ситуационного подхода зависит от правильности выбора ситуационных переменных

- Увязывание конкретных  приемов, которые бы в конечном  итоге вызвали наименьший отрицательный  (и наибольший положительный)  эффект

 

    1. искусство

Искусство управления –  это комплекс характеристик управленческой деятельности, отражающих роль индивидуальных качеств менеджера в достижении успеха или эффективности управления, а именно: 
– развитость интуиции, 
– осознанный опыт работы, 
– характер образования, 
– профессионализм, 
– коммуникабельность, 
– тип мышления, 
– устойчивость убеждений, 
– решительность, 
– инициативность

 

  1. Общие понятия о системе и процессе управления. Объект и субъект управления.

Процесс управления – деятельность субъекта управления, направленная на достижение целей управления путем  реализации определенных функций управления с использованием методов управления. 

Система управления - совокупность взаимосвязанных управляемой и  управляющей подсистем, взаимодействующих  между собой и внешней средой и участвующих в процессе функционирования по достижению установленных целей.

Виды  систем управления: (12)

o      стратегическое планирование деятельности организации;

o      управление управленческой деятельностью;

o      управление внутренними или внешними коммуникациями;

o      управление человеческими ресурсами;

o      управление производственной и обслуживающей деятельностью;

o      управленческое консультирование;

o      управление внутренними или внешними коммуникациями.

Объект  управления управляемая подсистема.

Объект  управления совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих между собой  элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и  услуг для достижения определенных целей системы.

Субъект управления управляющая подсистема.

Субъект управления совокупность взаимосвязанных  элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой  и участвующих в процессе воздействия  на объекты управления и внешнюю  среду для достижения целей системы

  1. Ключевые понятия менеджмента: система управления, процесс управления, механизм управления.
  2. Менеджер и предпрриниматель : определения, сходства и различия.

Менеджер - лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять организацию  их выполнения.

Предприниматель - любой  человек, лично осуществляющий хозяйственную  деятельность и вступающий в рыночные отношения с другими хозяйствующими субъектами исключительно по своей  воле

Предпринимательство и менеджмент - взаимосвязанные, но не идентичные явления. У предпринимателя и менеджера  немало общего, и прежде всего общий  интерес в успехе предприятия, сходство взглядов на способы его достижения. Это сходство на мелких предприятиях приводит нередко к тому, что предприниматель  сам выполняет функцию менеджера. Бывает, однако, что предприниматель  не доволен чрезмерной щепетильностью менеджера в соблюдение определённых норм и может подталкивать его к нарушениям ради получения максимальной прибыли. Различие между предпринимателем, как собственником и менеджером, как наемным сотрудником: предприниматель в ходе работы рискует всем своим имуществом, а менеджер лишь своим заработком. Объединяет их то, что оба они руководят коллективом в условиях рыночной экономики. Роль менеджера заключается в обеспечении процесса развития предприятия, который основывается на анализе возможных направлений развития их выявлении и разрешении противоречий, возникающих в процессе производственной деятельности и в системе общественных отношений. Условиями эффективного менеджмента являются результативность и качество внешних связей, развитость коммуникационной системы, а также благоприятный социально-психологический климат.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"