Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 18:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Работа содержит 1 файл

Шпоры УСТНО т и п менеджмент госы.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

1 Объект И предмет науки управления.

     При опред. предмета науки управ. исходят из сущности управл. как особой функции, возникающей из необход-ти рук-ва совместным трудом. В процессе произ-ва и управ. им люди вступают в опред. отн-я друг с другом. Поэтому изучать управл. - значит изучать,  отнош. м/у людьми в ходе целенаправл. воздействия на процесс произ-ва, выявлять законы формиров. отн-ий управл.. И на этой основе установ. принципы управленч. деят-ти, формы и способы их осущ-ия. Наука управл.исследует, процессы управл. применительно к разл. звеньями народ. хоз-ва яв-ся 1-м и самым решающим уровнем управ. яв-ся микроуровень. Управл. п/п, отд. видом произв-ва, иначе той сферой, где созд. матер.-веществ. ценности, опред., эконом. образ данного общ-ва, яв-ся объективной необход-ю. В силу этого данный уровень управл. д/б.объектом пристального внимания всей системы управл.. Одним из объектов управл. явл-ся мезоуровень. Здесь объектом управл.выступают отрасли, регионы. Эти объекты имеют свои особен-ти, связ.со спецификой орган. произв-ва, технологич. разновидн-ми. Для регионов характ. особен., обусловл. объективн. предпосылками эконом-го развития, пространственным размещением, историко-географич. факторами, производств. потенциалом. Гл.составляющими региона яв-ся эконом. связи м/у регионами, регион. системы, размещение производ-ых сил. Регион как объект управл. представл. собой относительно обособлен. подсистему гос-ва и нац-ой экономики. Глобальным объектом управ. яв-ся макроуровень - объект экономич.политики. Макроэкономика - это раздел эконом.теории. В нем исслед. эконом. как целостная система, формир. цели экономич. политики и опред. экономич. инструменты, необход. для ее реализации. Специфич. объектом управ.в масштабе общ-ва выступ. вся соц. сфера, сфера услуг. Здесь управ. имеет дело, в основном с услугами, направлен. на удовлетворение потребностей людей.

     Предметом науки управ. яв-ся отн-ия управл.. Отн-ия управл.произв-ом предст. собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодейст. людей и коллект.в процессе управленч. воздейст. Вся экономич.я система рассматр. как единство двух подсистем - управляющая и управляемая. 1 из них предст. субъект управ., включ. в себя работ. аппарата управл., органов управ. – гос., правит-во, минист-ва и др. 2я – предст. собой в самом общем виде народ.хоз-во, отрасли, регионы, п/п. 

     4 Определение система и их свойства.

     Система – определ. целостность, сост. из взаимозавис.частей, каждая из кот.вносит свой вклад в характ-ки целого. Все орган-ии яв-ся системами. Поскольку люди явл-ся, компонентами орг-ий (соц. компоненты), наряду с техникой, кот. вместе используются для выполн.работы. Системы делят на 2 осн. типа: закрыт. и открыт..Закрыт. система имеет жесткие фиксиров. границы, ее действия не зависимы от среды, окруж-ей систему. Открыт. система характ. взаимодейств. с вн. средой. Св-ва систем: 1) система предст. собой набор элементов, выделен. по тому или иному принципу и играющих роль подсистем; 2) система имеет стр-ру, т.е. опред. строение, взаимное располож. элем-ов; 3) сист. имеет границы отделения ее от вн.среды;4) сист. облад. множеством качеств;5)  в каждой системе есть осн. системообраз. кач-во;6) системе присуще эмерджентность, т.е. проявление каче-нно новых свой-в, отсутств-х или нехаракт-х для их элементов.  В то же время объединенные в систему элем-ты могут терять св-во присущее им вне ее, таким образом св-во целого не равно сумме свойств элементов, что обусловлено их взаимодейст. 7) система облад. обратной связью, под кот. поним. опред. реакция в целом или отд. элем-в на импульсы друг друга и внешн. воздействия; 8) сист. характериз. адаптивностью, т.е. способн. сохранять качеств.определен. в измен-хся услов.; 9) системам свойственна редукция, она проявл. в том, что при опред. усл-х они ведут себя проще чем их отд. элементы;10) сист. со временем могут разруш. как под воздейств. вн.среды так и внутрен.процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     10 Понятие и разнообразие целей.

     цель – это желаем. рез-т. Классификация:По содержанию цели дел.на технологич., экономич., производств., административные, маркетинг., научнотехнич.е, социальные. К технолог. целям можно отнести компьютеризацию, внедрение гибких технологий, строит-во новых производ-х зданий. Экономич. цели включ. укрепление фин. устойчивости п/п, рост прибыли, увелич. рыночной стоимости акционерного капитала. Производств. цели – это выпуск опред. объема тов.и услуг, повышение их кач-ва, увелич. эффект-ти произв-ва, снижение себест-ти, экономное использ.ресурсов.  Администр. цели нацеливают на достижение высокой управляемости п/п, полное взаимодействие сотрудников, хорошую их дисциплину, слаженность в работе. Маркет. цели связаны с завоеванием тех или иных рынков сбыта, привлеч. новых покупат., клиентов, продлением жизнен.цикла тов. и услуг, достиж. лидерства в ценах и пр. Научнотехн. цели фокус-тся на создании и внедрении в произв-во новых и усовершенствовании существ-х образцов продукции, доведении их до уровня требований мировых стандартов. Соц. цели ориент-ся на создании благопр. усл.труда, жизни и отдыха раб-ов, повышении их образоват. и квалифицир. уровня.По уровню цели дел. на общие и специфические. Общие цели отраж. концепцию развития п/п в целом и важнейшие комплексные направления деят-ти. В состав общих входят генеральная цель, кот. подругому назыв-ся миссией, и 46 общеорганиз-ых целей, раскрыв-х и конкретизир-х ее содержание. Общеорганизов. цели м/б ориентированы, например, на достиж. фин.устойч-ти, обеспеч.необход. уровня рентаб-ти, завоевание тех или иных рынков, обновление продукции, технологий.

     В соврем. усл. общие цели формулир-ся,  в    совместном    диалоге    высшего    руков-ва,        руковод-ей подразд-ий, консульт., экспертов по вопросам управл., а также представит.труд. коллектива и профсоюзов. Специфические цели разраб-ся в каждом подразд. и опред. осн.е направления его деят-ти в свете реализации им общих целей. Обычно они охват. средне – и краткоср. период и обязат. выражают колич-ые показатели.  
 
 

11Стратегическое планирование.

Стратег.планир.е - это одна из функ. управл., кот. представ. собой процесс выбора целей орган-и и путей их достижения.  Страт. планир. обеспеч. основу для всех управленческих решений. Функции организ., мотив. и контроля ориентированы на выработку стратег. планов. Не используя преим-ва стратег. планиров., орган.в целом и отд.е люди будут лишены четкого способа оценки цели и направл. корпорат-го п/п. Процесс стратег.планир. обеспеч. основу для управл. членами орган.. Стратег. планир. дает возможн.акционерам и менеджменту компаний опред. с направл. и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организац. и структ. изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспос., в чем ее преим-во, какие инструменты необх.ей для успешного развития. Процесс стратег. планир. в компании состоит из неск. этапов: Опред. миссии и целей орган-ии. Анализ среды, включ.в себя сбор инфо., анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенц. возможностей на основании имеющейся внеш.и внутр. инфо.;Выбор стратегии. Реализация стратегии. Оценка и контроль выполнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11 3)Методы разработки планов.

Бюджетный метод. Он основ. на составлении бюджетных таблиц, в кот. отражено будущее движение экономич. ресурсов или резу-та хозяйств. деят-ти, например, распред.ресурсов м/у подраздел. или направлениями деят-ти. Выделяют 3 типа бюджетов: натурально-веществ., стоимостные и трудовые. Бюджетирование может касаться продаж; запасов готовой продукции; произв-ва; потребности в осн. материалах; производств. накладных расходов; коммерч., администрат. расходов; прибыли, ден. средств; капит. вложений; раб. силы и т.п. Балансовый метод. Увязка бюджета источников и бюджета распред. тех или иных ресурсов, кот. необх. орган. в плановом периоде, состав. суть данного метода планир-ия. Если ресурсов по сравнению с потребн-ми недостаточно, то происх. поиск их дополнит. источников, позволяющих покрыть дефицит. Нормат. метод. Он предпол., что в основу план.заданий на опред. период  кладутся нормы разл. ресурсов на ед.продукции. Нормы бывают натурал., стоимостн., времен.Нормирование ресурсов, и материальных, осущ-ся 3я осн. способами: отчетно-статистическим, опытно-производственным и аналитико-расчетным.При отч.-статист. способе факт. объем выпущ.продукции сопостав. с затратами ресурсов, на основе чего опред.расход последних на единицу изделия или услуги. Опытно-производ. способ нормирования основ0ся на испытании оборуд-я, хронометраже операций, выполняемых наиболее опытными и подготовл. раб-ми Аналитико-расчетный способ нормир. исходит из конструкт. возможностей оборуд., потенций человеч. организма, выявлен. на основе спец.медико-биологич. исслед., качеств. харак-к применяемых сырья и матер-в. Математ.методы -Они сводятся к оптимизацион.расчетам на основе разл. рода моделей. К простейшим моделям относятся статистич., например корреляционная, отраж. взаимосвязь 2х перемен. величин. Графич. методы можно рассм. на примере составл. графика Гантта и сетевого графика. График Гантта, предст. собой таблицу, в кот. отраж. загрузка в теч. предстоящего периода каждой единицы обор-ия, сроки профилактики, перерывы и пр. Эта инфо. помещ. в квадранте, образованном пересечением строки времени и столбца, отраж. содержание выполн. задания. В квадранты внос. также сведения о фактич. выполнении заданий, поэтому график может служить и надежным инструм.тек. контроля. 
 
 

14Процесс контроля.

     Процесс контроля сост. из неск. этапов. На 1м опред. параметры функциониров. и развития орган-ии, кот. необх. контрол-ть и источники инфо.о них. Эти параметры на практике принимают вид разл. рода стандартов и нормативов, отраж. заложенные в планы задачи. К нормативам предъявл-ся такие требования как научная обоснован-ть, гибкость, т. е. способн. измен. в соответ. с новыми услов-ми, надежность, выполн-ть в нормальной ситуации, адекватность отражения реальных процессов. Соответ. этим требованиям позволяет нормативам служить критериями оценки подразд. и отд.лиц. Не все, что нужно контрол-ть, удается выразить в колич. показателях. На 2м этапе процесса контроля созд. модель управл. орган., на кот. отраж. потоки ресурсов, инфо., места образов. промежут. и конечных рез-в, наиболее подход. места для наблюдений — так назыв. «точки контроля». 3й этап процесса контроля заключ. в снятии инфо.о состоянии и рез-х функционир. объекта контр., сопоставл. ее с нормативами. Это позволяет опред., имеются или нет отклонения от стандартов, насколько они нах-ся в пределах допустимого и не пора ли осущ-ть корректир. действия. Информация, предназнач. для нужд контроля, д/б своеврем., точной, позволяющей принимать обоснов. решения о том, действ. или бездейств. в данной ситуации, а если действ. — то как, с какой интенсивн-ю. 4й этап процесса контр.сост.в корректировке деят-ти орган-ии: модификации целей, пересмотре планов, перераспр. заданий, совершенств. технологии произв-ва и управл..Коррект-ка м/б осущ-на путем улучш. значен. каких-либо внутр. элементов данной орган., усовершенств. системы управл.я или технологич.процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     14.4)Функции и формы управленческого контроля.

     Функции контроля: сбор, обработка и анализ инфо. о фактич. рез-ах хозяйств.деят-ти всех подразд. фирмы, сравнение их с плановыми показат-ми, выявление отклонений и анализ причин этих отклон.; разработка мероприятий, необх. для достижения намеч.целей.Формы контроля: финансовый и администрат.. Фин. контроль – получ. от каждого хоз-го подразд. фин. отчетности по важнейшим экономич. показателям деят-ти по стандартным формам. Эта отчетность, получаемая от крупных дочерних компаний, наход-ся на важнейших рынках, служит основой для сравнения фактич. показат. с плановыми и анализа причин отклонения. При этом осн. явл-ся показат.: уровень прибыли, издержки произв-ва и их отнош. к чистым продажам, эффект-ть капиталовлож., обеспеч. собств. средствами, фин. состояние (платежеспос. и ликвидность) и др. Анализ этих показат.осуществ. как по производств.отделениям, так и по фирме в целом.Организационно фин. контроль осущ.:♦    в высшем звене управления — центральной службой;♦    в производств. отделениях и дочерних компаниях — ч/з бухгалтерии, фин. службы, системы планирования.Повышение роли функц. контроля в управл.фирмами связаны с использ.:♦    автоматизир. инфор. систем и ЭВМ, позвол. оперативно и точно передавать, обрабат., анализир. инфо. и принимать срочные решения, связ. с корректировкой производ-ой и сбытовой деят-ю в зависимости от изменений условий рынка;♦    современ.средств транспорта и связи. Администрат. контроль - контроль на уровне производств. отделений и дочерних компаний за соответствием хоз-х рез-в показателям, запланиров. в тек. бюджете; сравнение объема фактич. и планируемых продаж; анализ измен. доли фирмы на рынке в целом. 

15 Содержание стратегич. менеджмента.

Стратег.менеджмент распростр. на долгосроч.цели и действия компании. формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий явл-ся ядром управл. и наиболее верным признаком хорошего менедж-та компании. Содержанием стратег.менеджмента являются:- опред. назначения и гл. целей бизнеса фирмы,- анализ внеш. среды фирмы,- анализ ее внутр. обстановки,- выбор и разработка стратегии на уровне СЗХ, фирмы,- анализ портфеля диверсифициров. фирмы,- проектирование ее организац. структуры, - выбор степени интеграции и систем управл.,- управл. комплексом " стратегия - структура - контроль",- опред. нормативов поведения и политик фирмы в отд.сферах ее деят-ти, - обеспеч. обратной связи рез-в и стратегии компании,- совершенствование стратегии, структуры, управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     23 Понятие коммуникации.

     Менеджеру же по коммуникациям приход-ся в  основном действовать в рамках след. «квартета»:- коммуникатор,- целевая  аудитория,- ключевое сообщение,- каналы коммуникаций. Каждый из 4-ех оказывает  на потоки информац-го воздействия  свое влияние, располагая для этого набором опред.средств влияния на сознания людей. Коммуникататор – это не только и столько источник инфо., но и кодировщик для посылаемых сообщений и декодировщик получаемой по каналам обратн. связи инфо.. Он же яв-ся ответств. лицом по опред. состава целевой аудитории и отбору или созданию ключевого сообщ. Круг обязанностей коммуникатора:- он анализир. состояние проблемы, опред. цели и методы предстоящего  коммуникац. процесса,;- планирует необход.коммуникативно-информац. и организац.-фин. мероприятия; устанавл. и постоянно поддерж.с разн. группами людей и организац. соответств. взаимосвязи; организует подготовку и издание информ-х матер-в для внеш.и внутр. публики;-  устанавл.систему распростр. инфо.ч/з прессу, радио, телевидение, професс. издания;- совместно со специалистами организ. выпуск публикаций, фильмов, фотографий, программ мультимедиа и др.;- организ.спец. мероприятия: пресс-конференции, выставки, демонстрации,;- организ. или сам проводит исслед-ия и оценивает процедуры,связанные с умением раб-ка собирать инфо. разл. способами, включая работу источниками, анализом статистич. данных, интервью и неформ. беседы, исследование возможных спец.исслед. обществ. мнения;- со своими помощниками сканирует публикации в прессе по важным для орган-ии вопросам;- устанавл. контакты с журналистами, представит. органов управления, инвесторами, обществ. движениями и партиями;- готовит аналитич. записки и рекомендации руков-ву орган-ии. 

     23 Основные пути к достижению эффективной коммуникации и преодоления барьеров к и конфликтами. Цели и задачи коммуникац. мен-та - работать не просто с населением вообще, а выделять те или иные его сегменты, для кот. разраб-ся свои собственные сообщения в соответствии с необх. именно для них техникой воздействия, кот. затем размещаются в каналах коммуникации, используемых этими сегментами аудитории. Целью коммуникац.процесса добиться ожидаемой реакции от своей аудитории.

     Задача  коммутатора – опред.аудиторию, дифференцирован. по всем существ.для данного сегмента потребит-го рынка признаками. В коммуникац.процессе сообщение может передаваться 3я способами:- в письмен. форме: пресс-релиз, листовка, приглашение, слоган, девиз, бегущая строка, этикетка, вывеска, прайс-лист и др.- в устной форме: ораторское выступление, заявление офиц-го представит., дикторский текст по радио или ТВ, реплика, конферанс, распорядит. высказыв.председ. собрания или спикера парламента, аудиокассета с рекламным текстом и др.- в визуальной форме: рекламный фильм, фильм-плакат, видео клип, рекламный мультфильм, символ, книжный знак, фото, мимика, рекламная графика, фирмен.знак или цвет, костюм, жест, осанка и др. классифик.каналов коммуник. в коммуникац. процессе: 1)- «входящая информация» - исслед. обществ. мнения, «горячие линии», мониторинг радио и телепередач, личные контакты, консультации и др.- «исходящая информация» пресса, выставки, конференции, рассылка по почте телексу и факсу и др.2) делят информацию по форме контроля над ней со стороны коммуникататора: на контролируемую и не контролируемую 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"