Шпаргалка по "Основам менеджмента"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:40, шпаргалка

Описание работы

работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы менеджмента".

Работа содержит 1 файл

shpargalka-po-osnovam-menedzhmenta.doc

— 376.20 Кб (Скачать)

    – положения о структурных подразделениях;

    – правила внутреннего трудового распорядка;

    – должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест.

    Особенность: документы (за исключением устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечет за собой применение дисциплинарных взысканий.

    В организациях, где высокий уровень организационных воздействий, доведенных до стандарта предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается необходимость в применении распорядительных воздействий.

    Распорядительные методы управления направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путем прямого административного регулирования.

    Формы распорядительного воздействия:

    а) приказ. Он обязывает подчиненных точно исполнять принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечет за собой соответствующую санкцию (наказание);

    б) распоряжение. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение, в отличие от приказа, не охватывает все функции предприятия и, как правило, подписывается заместителями руководителя предприятия;

    в) указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего, направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. На каждом предприятии должны иметься письменные должностные инструкции для каждого сотрудника, с которыми он должен быть ознакомлен в обязательном порядке. Особенность: в случае, если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в четком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений «руководитель-подчиненный»;

    г) инструктирование и координация работы – это методы руководства, основанные на передаче подчиненному правил выполнения трудовых операций. Чаще всего инструктирование проводят при приеме на работу, осуществляется оно либо начальником отдела кадров, или непосредственным руководителем;

    д) наставление – метод однократного применения со стороны руководителя, когда он аргументированно объясняет целесообразность трудового задания для подчиненного. В случае отказа повторная попытка нецелесообразна, т. к. приведет к потере авторитета руководителя перед подчиненным.

15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

    Административные методы – способ осуществления управленческих воздействий на персонал. Они базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

    Административные методы направлены на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т. п.

    Особенность административных методов:

    – прямой характер воздействия – любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению;

    – соответствие административных методов нормам органов управления.

    Способы административного воздействия.

    1. Материальная ответственность и взыскания.

    Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействием. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причиненный организации, с которой они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причиненного его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещен предприятием.

    2. Дисциплинарная ответственность и взыскания используются в случае нарушения трудового законодательства, когда возникает дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником.

    Невыполнение работником трудовых обязанностей существует в случае, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. В случае если работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей, то он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

    Условия, необходимые для привлечения работника к дисциплинарной ответственности:

    – неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных)обязанностей;

    – противоправные действия или бездействие работника;

    – нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия и другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законом порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и т. д. Увольнение же могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий.

    За провинности в сфере трудовых правоотношений могут применяться наказания, которые по своему статусу не являются дисциплинарными взысканиями и которые могут применяться одновременно с дисциплинарными взысканиями. К ним относятся: лишение провинившегося сотрудника премий, вознаграждения по итогам года и т. д. В некоторых случаях допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания.

    3. Административная ответственность и взыскания используются в случаях совершения административных правонарушений.

    Разновидности административного взыскания:

    – штрафы;

    – предупреждения;

    – административный арест;

    – исправительные работы;

    – конфискация или возмездное изъятие предметов.

    Роль административных методов управления: являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления.

16. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

    Роль социологических методов управления : позволяют руководителю коллектива выполнять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на высоком уровне корпоративную культуру организации.

    Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов, достижение конечных социальных результатов.

    Социологические методы управления являются научным инструментарием в работе с персоналом и помогают принимать эффективные кадровые решения в организации. Наблюдение позволяет обнаружить качества сотрудников, которые проявляются в неформальной обстановке или различных жизненных ситуациях.

    Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию с помощью массового опроса в форме анкет.

    Интервьюирование – получение необходимой информации в ходе беседы.

    Социометрический метод используется при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.

    Собеседование – метод, при котором в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.

    Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности.

    Разновидности личностных качеств:

    – деловые (организационные), они необходимы для выполнения конкретных функций и задач,

    – моральные (нравственные) – отражают проявление личной морали человека.

    Партнерство представляет собой налаживание разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых происходит общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях.

    Основные этапы управленческого общения:

    – выдача распорядительной информации;

    – получение обратной информации;

    – выдача оценочной информации. Переговоры – форма человеческого общения, в которой две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются сопоставить различные интересы на основе продуманной схемы разговора и достигнуть соглашения в решении поставленного вопроса.

    Соревнование – специфическая форма общественных отношений и основанная на стремлении людей к успеху, достижениям и самоутверждению.

    Общение – специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией, получаемой в ходе осуществления каких-либо действий, совершаемых ими.

    Конфликт – форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, направленность, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением поставленной проблемы.

    Разновидности конфликтов:

    – личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью;

    – межличностные конфликты;

    – конфликты по поводу распределения ролей на работе;

    – деловые конфликты из-за столкновения интересов;

    – семейные конфликты по различным проблемам и др.

17. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

 

    Роль психологических методов: имеют большое значение в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего, строго персонифицированы и индивидуальны.

    Особенность: направлены на внутренний мир человека, его личность, интеллект, чувства, образ и поведение с целью направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

    Психологическое планирование является новым направлением в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации.

    Психологическое планирование основывается на необходимости всестороннего развития личности человека, ликвидации отрицательных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива.

    Возможности психологического планирования: предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов и методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.

    Результаты психологического планирования:

    – разработка служебной карьеры на основе психологической ориентации сотрудников организации;

Информация о работе Шпаргалка по "Основам менеджмента"