Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:12, контрольная работа
Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и сущность менеджмента……………………………………4
Основные категории менеджмента…………………………………...6
Виды менеджмента…………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список  литературы………………………………………………………………15
Субъекты управления – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления). [5. ст. 15] Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта.
При этом различают следующие виды объекта управления:
Функциональные области деятельности объекта:
Уровни объекта управления:
По признаку содержания различают менеджмент:
Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему.
       Функции 
менеджмента определяют устойчивый 
состав специфических видов 
Классификация функций управления представлена в таблице 1.
       Таблица 
1- Классификация функций 
| Критерий классификации | Состав функций управления | |
| 1 
  Содержание управленческой | Прогнозирование и планирование | |
| Организация | ||
| Активизация (мотивация, стимулирование) | ||
| Контроль | ||
| Координация | ||
| Регулирование | ||
| Исследование | ||
| 2 Организационная роль функции | Функции интеграции (объединения) | |
| Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации) | ||
| 3Направление деятельности | Интрафункции | |
| Инфрафункции (направленность на внешнюю среду) | ||
| 4 
  Сферы развития объекта | Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.) | |
| Управление социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и пр.) | ||
| Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение обязанностей и др. | ||
| Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и пр.) | ||
| 5Этапы производственного процесса | Управление подготовкой производства | |
| Управление процессом производства | ||
| Управление обеспечением производства | ||
| Управление процессами реализации продукции | ||
| 6 Тип производства | Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства | |
| 7 Масштаб времени | Стратегическое управление | |
| Текущее (тактическое) управление | ||
| Оперативное управление | ||
| 8 Этапность процесса управления | Целеполагание | |
| Определение ситуации | ||
| Определение проблемы | ||
| Решение | ||
| 9 
  Основные факторы | Управление продуктом | |
| Управление персоналом | ||
| Управление информацией | 
В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.
Закон – это нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти. Закон регулирует наиболее важные общественные отношения.
Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.
Различают общие и специфические законы управления.
К общим законам управления относятся:
- закон интеграции управления;
- закон экономии времени;
Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.
       Эти 
законы затрагивают те стороны управления, 
для которых характерно взаимовлияние: 
когда изменение формы и 
На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
- закон единства и целостности системы управления;
-закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
- закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;
- закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;
- закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
Закономерность – первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.
Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.
       Все 
закономерности управления можно разделить 
на две группы. К первой относятся 
закономерности, присущие управлению 
вообще как целенаправленному 
К закономерностям управления относятся:
- единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);
- пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);
- централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));
- соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).
Исходя из функционального деления работы по управлению, выделяют следующие виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика и т.д.
Метод управления – это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.
Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.
Принципы управления – общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.
Автором первых принципов управления был А. Файоль. Содержание этих принципов представлены в таблице 2. [6. ст. 15]
Таблица 2 - Принципы управления по А. Файолю
| Принцип | Содержание принципа | |
| 1 Разделение труда | Специализация работ для эффективного использования труда работающего | |
| 2 Полномочия и ответственность | Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы | |
| 3 Дисциплина | Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины | |
| 4 Единоначалие | Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником | |
| 5 Единство действий | Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану | |
| 6 Подчиненность личных интересов | Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами | |
| 7 Вознаграждение | Получение работниками справедливого вознаграждения за работу | |
| 8 Централизация | Достижение 
  лучших результатов при правильном 
  соотношении между | |
| 9 Скалярная цепь | Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников") | |
| 10 Порядок | Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте | |
| 11 Справедливость | Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи | |
| 12 Стабильность персонала | Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу | |
| 13 Инициатива | Поощрение работающих 
  к выработке независимых | |
| 14 Корпоративный дух | Гармония интересов персонала и организации (в единении-сила") | 
Концепция менеджмента по Э.М. Короткову основывается на следующих принципах:
а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;
б) принцип генетической определенности, который требует при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы «почему?» и «что же дальше?»;
       в) 
принцип пространственно-
г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов;
д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать «принципом матрешки». В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг – это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь – очень важная проблема в методологии практического управления;