Сущность менеджмента и цели теории менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целей. Именно совместная деятельность людей, требующая координации, согласования, обеспечения, определяет необходимость менеджмента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1.Сущность менеджмента и цели теории менеджмента………………….4
1.1.Понятие и сущность менеджмента……………………………………4
1.2.Принципы менеджмента и цели менеджмента………………….….14
Глава 2. Понятие и классификация функций менеджмента………...………….16
2.1. Понятие функции менеджмента и значение выделения функций для теории и практики ………………………………………………………….…….16
2.2. Общие функции менеджмента………………………………………19
2.3. Конкретные функции менеджмента……………………...…………25
Заключение……………………………………………………………….……….27
Список использованной литературы…………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

Менеджемент.docx

— 67.66 Кб (Скачать)

2.2. Общие функции менеджмента

   Состав  общих функций  менеджмента не зависит от объекта управления, эти функции выполняются по отношению ко всем объектам управления. Разные авторы выделяют свои перечни общих функций управления. Тем не менее можно упорядочить существующие различия в их классификациях: 
1)  выделяется или нет координация как самостоятельная функция управления; 
2) выделяются или нет связующие процессы (процесс принятия решений и коммуникаций) или они выступают как процессы реализации функций управления; 
3) выделяется или нет руководство (лидерство) как самостоятельная деятельность; 
4) называют разное число категорий, в которое «собираются» функции управления. 
   Ряд авторов выделяют пять функций: планирование, организацию (или организовывание), координацию, контроль и мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, изображающей содержание любого процесса управления (рис. 1). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных функций. Однако, по нашему мнению, каждая функция представляет собой деятельность по координации, которую практически невозможно обособить в ограниченном количестве подразделений. 
 
 
 
Рис. 1. Взаимосвязь общих функций менеджмента 
 
   Интересный, но не совсем оправданный подход к выделению функций управления предложен американскими учеными в области управления Г. Купцом и С. О'Доннелом. Они рассматривают функции управления как функции управляющего, хотя во многом содержание функций совпадает с ранее рассматриваемыми классификациями. Функции управления как таковые отличаются от функций управляющего. Представление о функциях управления как функциях управляющего – это один из самых ранних подходов к их классификации. Авторы выделили функции: планирование, организацию, работу с кадрами, руководство и лидерство, контроль. 
   В учебнике «Основы менеджмента» под редакцией А. А. Радугина к основным «отечественным» функциям авторы относят: 
1) целеполагание (на наш взгляд, выделение целеполагания как отдельной функции не совсем оправдано, так как любая деятельность предполагает постановку целей управления и поэтому сложно обособить этот вид деятельности в рамках конкретного подразделения); 
2) организацию; 
3)  регулирование (на наш взгляд, это часть функции контроля); 
4)  активизацию (представлена несколько уже, чем мотивация); 
5) контроль. 
 
Иное представление общих функций управления дано О.С. Виханским, рассматривающим процесс управления как функцию администрирования, выделенную еще А. Файолем, и последовательно, поэтапно реализующуюся по отношению к объекту управления. Если раньше эта функция была определена как предвидение, руководство, координирование и контролирование, то в настоящее время она состоит из следующей логической цепочки: 
– установление целей; 
– разработка стратегии (составная часть планирования); 
– планирование работы; 
– проектирование работы (понимается близко к функции организации); 
– мотивирование к работе; 
– координация работы; 
– учет и оценка работы (составная часть контроля); 
– контроль работы; 
– обратная связь (составная часть контроля). 
 
   Таким образом, при анализе функций количество выделяемых самостоятельных категорий может быть ограничено. 
   Интересная и оригинальная классификация дана у А.К. Казанцева. Авторы выделяют три группы функций менеджмента: 
1) общие функции; 
2) социально-психологические функции; 
3) технологические функции. 
   Общие функции отражают основные стадии процесса управления деятельностью организации. Это формирование целей (все функции формируют цели, и этот процесс неразрывно связан с осуществлением функции управления); планирование; организация; контроль. 
   Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе (формируют поведенческие аспекты реализации общих функций). К ним относят делегирование и мотивацию. 
   По нашему мнению, наиболее оптимальным является отнесение к социально-психологическим функциям функции мотивации, делегирование же является частью функции организации. 
   Технологические функции менеджмента – виды деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера: 
– принятие решений; 
– коммуникация. 
   Эти процессы многими авторами выделяются как связующие или представлены как реализующие технологию менеджмента. 
   Можно выделить следующие особенности общих функций управления: 
1. Общие функции управления всегда применяются комплексно и по всему спектру управленческого действия. В этой связи нельзя говорить о большей или меньшей важности тех или иных функций управления, так как в разных ситуациях различные его функции могут приобретать доминирующий характер; 
2. Общие функции управления не зависят от его объекта, так как: 
- во-первых, они применимы к любым социально-экономическим процессам или системам. Так, вполне правомерно говорить о контроле эксперимента, регулировании уличного движения, учете денежного обращения и т.д.; 
- во-вторых, функции управления применимы и к самим функциям управления как специализированным видам деятельности. Имеет место, например, понятие организации контроля производственной деятельности, планирования учета товарных запасов и т.д. В этом случае первое понятие характеризует целеполагание, системообразование, второе – содержательный характер деятельности. Организация контроля предполагает прежде всего, что контроль должен иметь определенные организационные формы, характеризоваться конкретными структурными формами; 
- в-третьих, функции управления применимы и к самому процессу управления (процесс управления может рассматриваться как процесс реализации функций управления и как процесс реализации управленческого решения), и к системе управления. Так, например, организация управления предполагает формирование вполне определенных организационных форм управления и как процесса, и как системы, разработку структурных элементов с закрепленными правами и ответственностью органов управления, исследование и обеспечение свойств целостности, органичности, связности и т.д.; 
3)  между функциями управления нет жестких, однозначных границ. Один и тот же вид управленческой деятельности может обнаруживать признаки двух или даже нескольких функций управления, их тесное взаимопереплетение. Вместе с тем во многих практических случаях понимание функций управления как некоторых «технологических переделов» управленческой деятельности чрезвычайно важно, поскольку владение каждой из функций требует формирования определенных профессиональных качеств руководителя. Так, профессиональное владение функцией контроля требует несколько иных качеств от руководителя, чем организаторская деятельность; 
4)  в структуре деятельности руководителей различных уровней функции управления имеют различный удельный вес (определяется экспертным путем). 
   С учетом перечисленных особенностей можно выделить как наиболее обоснованную классификацию, данную М. Месконом. В этой книге принят подход, основанный на объединении существенных видов деятельности в небольшое число категорий, которые сейчас общепринято считать применимыми ко всем организациям. Авторы полагают, что процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Они также считают, что эти первичные функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений, а руководство (лидерство) они рассматривают как самостоятельную деятельность. Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений и для всех необходима коммуникация. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений, называют связующими процессами. 
   Планирование – это непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов. 
   Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих. 
   Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и/или целей организации. 
   Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он состоит из установления норм, измерения полученных результатов и проведения необходимых корректирующих мер. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Конкретные функции менеджмента

   Конкретные функции менеджмента связаны со спецификой объекта управления. Выделение конкретных функций менеджмента необходимо для организации управления, формирования штатов и организационной структуры. 
   Так как конкретные функции возникают в результате наложения общих функций управления на специфику объектов управления, то перечень таких функций зависит от перечня объектов управления и уровня декомпозиции самих функций. 
   В качестве объектов управления могут выступать ресурсы, процессы и результаты. 
   Эта классификация представляет организацию как совокупность входов, выходов и процессов преобразования ресурсов на входе в результаты на выходе. Но ведь систему можно рассмотреть и с других позиций, детализируя внутреннюю среду организации по составляющим (цели, задачи, структура, технология, персонал). 
   Можно рассмотреть наложение общих функций управления на функциональные области менеджмента (стратегическое управление, маркетинг, инновационный менеджмент, управление персоналом, финансовый менеджмент, управление производством), которые выделились в процессе разделения труда в управлении в качестве самостоятельных участков работ. Это тоже даст представление о совокупности конкретных функций управления. 
   Применительно к первой классификации конкретных функций управления можно выделить функции управления ресурсами, функции управления процессами и функции управления результатами. 
   Функции управления ресурсами. Организации в процессе своей деятельности используют материальные, трудовые, финансовые, информационные, технологические и другие ресурсы. Соответственно выделяют конкретные функции: 
• управление запасами; 
• управление финансами; 
• управление персоналом и т.д. 
   Функции управления процессами. В любой организации протекает множество процессов, начиная от самого общего процесса управления, и до более конкретных: процессы реализации общих функций управления, процессы коммуникаций, принятия решений, производственный процесс. Важнейшими частями производственного процесса являются снабжение, производство и сбыт продукции. В соответствии с этим выделяют конкретные функции управления: 
• управление материально-техническим снабжением; 
• управление основным производством; 
• управление вспомогательным производством; 
• управление обслуживающим производством; 
• совершенствование управления; 
• управление сбытом; 
• управление маркетингом и т.д. 
   Функции управления результатами. К результатам (выходам системы) относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации, затраты, качество продукции и т.д. Соответственно выделяют конкретные функции: 
• управление качеством; 
• управление производительностью; 
• управление затратами и т.д. 
 
 
 
 

Заключение

 

   Под менеджментом (управлением) понимается система, обеспечивающая успешное целостное функционирование, сохранение и развитие организации.  
   К целям теории менеджмента относят: изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;  определение основных тенденций развития управленческих процессов; построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем; формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.  
   Выделение функций менеджмента в процессе разделения управленческого труда – объективно обусловленное необходимостью оптимизации управления. 
Функция менеджмента – это специфический вид управленческой деятельности, выражающая содержание воздействия на объект управления и направленная на достижение поставленной цели. 
   Содержание любой функции менеджмента состоит в определении состава мероприятий (действий), направленных на оптимизацию процесса управления. 
   Функции управления весьма многогранны: анализ, целеполагание, прогнозирование и программирование, планирование, организация, координация, мотивация и стимулирование, коммуникация, учет и контроль. Все они взаимодействуют друг с другом, имеют своими объектами воздействия как исполнительскую, так и собственно управленческую деятельность. 
 

 

 

Список  использованной литературы:

1.Бурганова Л.А. Теория управления. – М.: Инфра-М, 2008. – 144 с. 
2.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2007. – 288 с. 
3.Глухов В.В. Менеджмент. – М.: Инфра-М, 2008. – 372 с. 
4.Гончарова Н.Е. Теория управления. – М.: Приор-издат, 2006. – 224 с. 
5.Леонов Г.А. Теория управления. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. – 234 с. 
6.Основы менеджмента / под ред. АА. Радугина. – М.: Центр, 2002. – 432 с. 
7. Рой О.М. Теория управления. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с. 
8. Теория управления / под ред. Ю.В. Васильева. – М.: Финансы и статистика, 2007 . – 608 с. 
9. Уколов В.Ф., Масс А.М., Быстряков И.К. Теория управления. – М.: Экономика, 2007. – 704 с. 

 

 


Информация о работе Сущность менеджмента и цели теории менеджмента