Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:28, курсовая работа
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно
встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово
«лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого
понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций
различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Введение
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
1.2. Типология лидерства
2. Теории лидерства
2.1. Теория черт
2.2. Концепции харизматического лидерства
2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ
2.5. Психологические теории лидерства
3. Управление лидерством в организации
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой
4.2. Роль лидера в управлении коммуникацией
4.3. Роль лидера в управлении персоналом
4.4. Роль лидера в управлении внешними связями
4.5. Роль лидера в управлении изменениями
Заключение
Список использованной литературы
перевод его на другое место работы, изменение его социальной роли за счет
перераспределения функций или через включение в группу лиц-соперников,
изоляция лидера, расформирование группы последователей и прежде всего
перевод на другие участки работы людей, особенно близких к деструктивному
лидеру. Ослаблению влияния негативного лидера может способствовать
сокращение коммуникаций между ним и группой, в частности за счет перевода
лидера в другое помещение, загрузки его работой, затрудняющей неформальное
общение, и т.д.
Второй способ устранения деструктивного лидерства — изменение его
характера, направленности и использование способностей и авторитета лидера
с пользой для организации. Это может быть достигнуто с помощью
индивидуальных бесед, «приближения» лидера к руководству, проявления к нему
особого внимания, назначение его на руководящую должность и т.п. Такой
способ борьбы с деструктивным лидерством обычно не вызывает болезненной
реакции у сотрудников, их протеста. Однако он не всегда возможен, а
эффективен лишь тогда, когда неформальный лидер готов изменить свои
ориентации и подчинить свою активность целям организации.
Третий способ ликвидации деструктивного лидерства — перехват его
основополагающих функций формальным руководителем, реализация им тех
потребностей группы, которые осуществляет или пытается осуществлять лидер.
Такого рода лидерство может быть устранено, например, за счет повышения
внимания к неформальному общению с людьми, своевременному и полному
информированию сотрудников, рассеиванию необоснованных опасений
относительно их будущего.
Четвертый способ устранения негативного для организации лидерства —
подрыв репутации лидера, его компрометация в его собственных глазах и
особенно в глазах его последователей, всего коллектива. Это может быть
достигнуто, в частности, за счет вежливого, но постоянного показа на
собраниях
низкой профессиональной
нравственных
качеств, беспер-спективности
которым он побуждает, и т.п.
Внешние и внутренние условия лидерства постепенно меняются,
обусловливая новые потребности в соответствующих лидерских качествах.
Факторами эволюции качеств лидера можно считать:
. изменение внешних условий;
. возникновение новых проблем;
. внутренние изменения организации;
. изменения индивидуальных и групповых ожиданий и интересов в
организации;
. изменение ожиданий и
Специалисты обратили внимание на связь между продолжительностью
пребывания
у власти и развитием
этой зависимости
позволило выделить три
1) повышение эффективности
2) постепенное падение
3) полная утрата лидером способности к выполнению собственных
функций.
Профессиональное долголетие лидера
и продолжительность каждого
этапов его лидерства зависят от многих социально-психологических факторов,
но можно сознательно уберечься от столь печального развития ситуации: (1)
постоянно самосовершенствоваться, развивая собственную компетентность,
сомоконтроль и самокритичность; (2) поощрять творческую атмосферу и
командный дух в организации.
И тем не менее для любого лидера наступает время, когда надо
освободить место для нового лидера, в котором нуждается организация. Для
самого лидера
и организации будет лучше, если
это произойдет вовремя.
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении
организационной культурой
Лидерство и культура
Известный исследователь организационной культуры Э. Шейн отметил:
«Уникальный талант лидера заключается в способности создавать и управлять
культурой; это единственная роль лидера, имеющая реальную важность».
Организационная культура –
ценностей и правил, которые находят свое логическое воплощение в типичных и
поощряемых моделях поведения, взаимодействия членов организации друг с
другом и с
представителями внешней среды,
организационной деятельности.
Элементами организационной культуры являются:
o совокупность типичных стереотипов восприятия, убеждений,
переживаний, ценностей, норм и правил, ритуалов и традиций;
o наблюдаемые и ненаблюдаемые общие модели поведения и
взаимодействия членов
представителями внешней среды;
o технология производства
o любые материальные продукты деятельности, включая планировку
офисов и производственных
o любые продукты социальной
(идеи, оценки, рейтинги и т. д.).
Организационная культура отражается в способах интеграции членов
организации и в методах ее взаимодействия с внешней средой. Организационная
культура формирует определенный стиль взаимодействия членов организации с
постоянно изменяющейся внешней средой, позволяющей организации выжить и/или
развиваться.
Организационная культура
совершенствующийся социальный феномен. Она существует и трансформируется
под влиянием многих факторов, которые обуславливают спонтанность изменения
черт и доминирующих элементов. Единственным фактором, в рамках которого
удается сознательно воздействовать на развитие организационной культуры,
является лидерство. Лидерство можно прежде всего воспринимать как процесс
совершенствования организационной культуры, позволяющий развивать такие
элементы, которые в своей совокупности будут обеспечивать эффективную
деятельность организации по реализации стратегических целей. Если нет
заботы о повышении эффективности организационной деятельности, то
воздействие лидера на организационную культуру теряет смысл. С учетом
вышеупомянутой роли лидера его задачами являются:
1. Выделение уникальных черт субкультур различных стабильных
социальных групп и
культуру.
2. Культивирование таких черт культуры, которые определяют
эффективность организации (
персонала).
3. Изменение тех черт общей культуры или субкультуры определенной
группы, которые препятствуют эффективной деятельности
организации.
Существование связи между организационной культурой и степенью
эффективности организационной деятельности отмечали многие исследователи.
Специалисты Мичиганской бизнес-школы разработали модель организационных
культур и их эффективности. Эта модель основана на взаимосвязи
организационной
культуры с определенной моделью
управленческого лидерства.
Тип культуры: эдхок
культуры: рыночная
В соответствии с измерениями «гибкость/индивидуальность» -
«стабильность/контроль» и «ориентация на внешнюю/внутреннюю среду» были
выделены четыре типа организационных культур:
1. Клановая культура.
2. Иерархическая культура.
3. Рыночная культура.
4. Эдхок- культура.
Каждый тип организационной
организационной деятельности и стиль управленческого лидерства. Для
достижения эффективности в решении управленческих задач лидер будет
вынужден выбирать модели поведения, адекватные доминирующей культуре
организации. Управленческое лидерство не только оказывает влияние на
развитие культуры организации, но также является ее продуктом.
В условиях клановой
поддержанию атмосферы гибкости и удовлетворенности членов организации,
позволяющей им восприимчиво относиться к эмоциональным переживаниям
клиентов. В организации с клановой культурой сотрудники воспринимают себя
как одну семью или круг хороших друзей, где каждого связывает друг с другом
много общего. Для организации характерны высокий уровень согласия и
взаимной лояльности, а также приверженность традициям. В организации
данного типа придается особое значение выгоде от долговременного развития
персонала.
Сильными сторонами клановой
культуры можно считать
Информация о работе Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией