Я-концепция как социально психологический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

В психологии феномен Я-концепции традиционно исследуется с позиции гуманистического подхода к человеку. Особое значение Я-концепция как психическая реальность имеет в рамках проблемы индивидуально-личностного в человеке через изучение его представлений о самом себе.Проблемная ситуация темы заключается в следующем: несмотря на то, что Я-концепция рассматривается во многих психологических, психоаналитических теориях четкого определения понятия «Я-концепция» нет. Также как и универсальных способов изменения и формирования Я-концепции.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные положения «Я - концепции»
1.1 Источники формирования и развития «Я - концепции»
1.2 Структура «Я - концепции»
1.3 «Я – концепция» как совокупность установок «на себя»
1.4 Проблемы измерения «Я - концепции»
Глава 2. Я - концепция как социально - психологический феномен
2.1 Феноменологический подход к пониманию «Я-концепции»
2.2 Основные положения феноменологического подхода
2.3 Теория Карла Роджерса
Глава 3. Социальная идентичность
3.1 «Я – концепция» и социальная идентичность
3.2 Эриксон об идентичности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

полная.docx

— 50.45 Кб (Скачать)

Уровень образования. С ростом образования возрастает ориентация на выбор национальности "по желанию", а не определение ее по происхождению. Характерно также, что если лица с  низким уровнем образования обращают внимание на явные черты этнического  сходства и различия (язык, внешность), то более образованные люди выделяют неявные, но существенные черты (характер и особенности поведения).

Социальная идентичность является важным компонентом Я- концепции, так как влияет на самооценку индивида, описывает его принадлежность к какой-либо социальной группе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями. Впервые детально понятие идентичности было представлено в работах эго-психолога Э.Эриксона.

 

3.2 Эриксон об идентичности

 

Из всех теорий психологии и психоанализа, появившихся во второй половине ХХ века, пожалуй, наибольшее признание и распространение  получила теория психолога Э. Эриксона (1902- 1994). Это связано с тем, что  его мысли о цельности личности, ее тождественности (идентичности) самой  себе и обществу, в котором она  живет, стали весьма актуальны для  большинства современных социумов, в которых одной из проблем  является разобщенность и одиночество  людей.

Подход Эриксона, по существу являющийся развитием концепции  Фрейда, обращен к социокультурному контексту становления сознательного  Я индивида - эго. Проблематика Я-концепции рассматривается Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Ее характер определяется особенностями данной культуры и возможностями данного индивида. Источником эго-идентичности является, по Эриксону, "культурно значимое достижение". Идентичность эго-индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций (объединение отдельных отождествлений себя); поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться.

Таким образом, Эриксон приходит к выводу о значительном влиянии  культуры и социального окружения  ребенка на его развитие. Главными для него становятся положения о  роли среды, цельности личности, и  о необходимости постоянного  развития и творчества личности в  процессе ее жизни. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только в первые годы жизни, как считал Фрейд. Влияют на этот процесс не только родители и близкие  к ребенку люди, то есть не только узкий круг людей, как считал традиционный психоанализ, но и друзья, работа, общество в целом. Сам это процесс Эриксон  называл процессом формирования идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности  личности, цельности Эго, которое  является главным фактором устойчивости к неврозам и депрессии.

В теории Эриксона описаны  восемь стадий личностного развития и соответствующих изменений  эго-идентичности, охарактеризованы присущие каждой из этих стадии кризисные поворотные пункты и указаны личностные качества, возникающие при разрешении этих внутренних конфликтов.

Основное внимание Эриксон, как психотерапевт, уделял кризису  подростково-юношеского периода, который  сопровождается важными биологическими и психологическими изменениями ("размытостью" эго-идентичности), так как с изменением образа своего тела меняется и образ  собственного “Я” подростка. Кризис идентичности, который происходит в  этот период, является основой личностной и социальной идентичности, которая  начинает осознаваться с этого времени. Доказывая, в противовес ортодоксальному  психоанализу, необходимость исследования не невротиков, а хорошо социализированных  и уверенных в себе подростков, Эриксон подчеркивал, что основой  нормального личностного развития как раз и является осознанное чувство цельности, идентичности.

Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической  энергией "субъективное чувство  непрерывной самотождественности". Он указывает, что эго-идентичность - это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие. Поскольку эго-идентичность формируется в процессе взаимодействия индивида с его социокультурным окружением, она имеет психосоциальную природу.

Эриксон выделил 8 основных этапов в развитии идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. Эти стадии являются серией критических периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному этапу. Каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать (Приложение 3).

Эриксон считает, что чувство  эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути. В процессе формирования идентичности важно не столько конкретное содержание индивидуального опыта, сколько способность воспринимать различные ситуации как отдельные  звенья единого, непрерывного в своей  преемственности опыта индивида.

Заключение

 

В современном обществе огромной популярность пользуются книги популярной психологии и всевозможные психологические  руководства в стиле «Помоги  себе сам», «Познай себя», «Сотвори свою судьбу», «10 способов найти счастье» и т.д., и т.п. Со времен Дейла Карнеги  литература такого рода пользуется огромной популярностью. Можно сделать вывод, что люди стремятся познать себя, но насколько новые идеи предлагают подобные руководства и можно  ли им доверять?

Если обратится к проблеме понимания «Я-концепции», в неоднозначности самого термина, то становится ясно, что все теории представляют «Я» в своём ракурсе. Одни издания пишут, что для успеха необходимо пересмотреть отношение к себе, повторяя идею Р. Берна, что «Я-концепция, в сущности, определяет … то, что он (индивид) о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало».

Другие авторы говорят  о необходимости «встать на место  собеседника», чтобы понять его и  в чём-то повторяют теорию Дж. Г. Мид, которыйглавным условием развития Я - концепции считал «способность индивида принимать роль другого, с тем, чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены».

«Я-концепция» - одно из базовых понятий гуманистической психологии. Обращение к данной теме и в особенности к феноменологическому подходу обусловлено тем, что многие современные теории основываются именно на этом подходе, поэтому важно обратится к первоисточникам и авторитетам данного направления.

В соответствие с целью  курсовой работы были определены особенности  понимания «Я» в различных  теориях (Зеркальное Я, обобщённый другой, Я как установка на себя). А  также подробно описаны особенности  феноменологического подхода в  изучение «Я концепции».

В работе показаны основные теоретические аспекты: понятие  «Я-концепция» и её структура в понимание У. Джемса, Р. Бернса, а также источники формирования и развития «Я концепции». Кроме того, показано неоднозначность и сложность измерения «Я-концепции», связанное с проблемой интерпретации самоотчётов, которые являются основным показателем в настоящее время.

В курсовой работе огромное место занимает описание феноменологического  подхода в понимание «Я-концепции», его основных положений. Можно заметить, что призывы в популярной психологии «нужно менять не ситуацию, а отношение к ней», полностью повторяют главную идею феноменологического направления, в котором базовым понятием является – восприятие. Согласно этому подходу, индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий и их интерпретацию.

В данной работе описан подход К. Роджерса как представителя гуманистической психологии, который также говорит о том, что «поведение человека можно понимать через его субъективное (феноменальное) восприятие и познание действительности».

В Я-концепцию также включают и такое понятие как социальная идентичность (этническая идентичность). В соответствие с задачами, подробно описана роль идентичности в формирование положительной Я-концепции, а также основные положения теории эго-психолога Э. Эриксона.

В курсовой работе нет критики  популярной литературы по психологии. Данная работа показывает основные первоисточники, а также отмечает, что идеи феноменологического  подхода являются наиболее востребованными  у современной аудитории читателей.

Список литературы

 

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986. psyberlink.flogiston/internet/bits/burns0.htm

Сайт Глубинная психология, Эрик Эриксон psy4/eriks.htm

Дружинин В. Психология. Учебник  для гуманитарных вузов СПб.: Питер, 2001. - 656 с. gumer/bibliotek_Buks/Psihol/drugin/index.php

Карл Роджерс и феноменологический подход, Я-концепция: "все-таки кто я?" rogers.psy4/theory.htm

Кули, Ч Социальная самость, 1956. (Перевод Т. Новиковой). fidel-kastro/sociologia/cooley02.htm#2

Мид Дж. Г. "Разум, Я и Общество" (Mind, Self, and Society) (1934)

fidel-kastro/sociologia/mead.htm

Баклушинский, С.А. Развитие представлений о понятии социальная идентичность/ С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. – 1998.- Т.4.-№6. – С. 64-85.

Свенцицкий А.Л. Я - концепция  и самооценка / А. Л. Свенцицкий // Социальная психология: учеб. - М.: Изд-во Проспект, 2005. - С. 68-70

Свенцицкий А.Л. Социальная идентичность как часть Я - концепции / А.Л. Свенцицкий // Социальная психология: учеб. - М.: Изд-во Проспект, 2005. - С. 71-75

Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб / А.Л. Свенцицкий. - М.: Изд-во Проспект, 2005. - 320 с.

Сайт Социальная психология Теория Ч. Кули - теория общественного  зеркала azps/articles/soc/soc7.html

Социальная психология: учеб. пособие / А.Л Журавлев [и др.].- М.: ПЕР СЭ, 2002 –351с. yurpsy.fatal/biblio/socpsy/04.htm

Социальная психология личности / В.А. Соснин// Социальная психология: учеб. пособие.- М.: ПЕР СЭ, 2002 –С. 94-97

Мокшанцев А Социальная психология: учеб. пособие для ВУЗов / Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева.- Новосибирск: Инфра-М, 2001.- 408 с.

Мокшанцев А. Я в социальном мире/ Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева// Социальная психология: учеб. пособие для ВУЗов.- Новосибирск: Инфра-М, 2001.-С. 27

Социальная психология: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов/ Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая [и др.]. - М.: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.

Карл Роджерс //Управление персоналом.- 2008.-№2.

top-personal/issue.html?1448

Сайт Хрестоматия по социологии, Ч. Кули Социальная самость society.polbu/sociology_hrestomatia/ch13_iii.html

Сайт Эрик Эриксон и  эго-психология erikson.psy4/theory.htm

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 1996. – 344 с.

 

Размещено на

 

Страницы: 1 2


Информация о работе Я-концепция как социально психологический феномен