Японская модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Модель успеха японских предприятий основана на представлении, что компания может одновременно добиться высочайшего качества и низких издержек производства, используя более эффективный менеджмент, чем её конкуренты. Конкуренция между компаниями разворачивается путем неустанного поиска лучших методов менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Японская модель менеджмента.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

«Первая реакция американских менеджеров на падение производительности и потерю рынков был поиск виновных. Япония, считали они, ведет нечестную конкуренцию, поскольку там дешевый труд и правительство дает субсидии; чрезмерное правительственное регулирование подрывает американскую промышленность; у профсоюзов слишком много прав; инфляция; рост цен на энергию. В этих утверждениях была и доля правды. Но при внимательном и тщательном изучении проблемы вскрылись интересные факты. Например, положение со стоимостью энергии, правительственным регулированием, стоимостью рабочей силы в американской промышленности оказалось менее тягостным, чем у зарубежных партнеров. Абсолютно не воспринимался тот факт, что американские потребители приобретают японские автомобили и электронику не потому, что они дешевле, а потому, что они лучше. Анализ ситуации вскрыл необычные факты. Многие из рационализаторских японских методов представляют собой адаптированные идеи, взятые из старых учебников по менеджменту. Так робототехника была доступна любой американской фирме, которая захотела бы ее внедрить, но японская промышленность использовала ее лучше.» М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента», М., «Дело», 2002.

Кроме того, было установлено, что японская промышленность имела важное преимущество перед многими отраслями американской промышленности: подход японских руководителей к вопросам управления был гораздо более широким. В отличие от своих американских коллег, японские менеджеры не ищут быстрых путей решения, путей падения объема производства и прибылей. Они хорошо поняли, что одно увеличение производства не обеспечивает повышения производительности и что качество имеет не менее важное, значение. К тому же японские менеджеры не разрабатывали мероприятия по повышению производительности за закрытыми дверями кабинетов и не «вываливали» их на головы ничего не подозревающих рабочих. Они осторожно проводили тщательно спланированные изменения.

Причина ведущей роли Японии в области  производительности и ключ к ее повышению  на производстве в США не представляет мистического секрета. Причина здесь одна - хорошее управление. Человек с его слабостями и возможностями был помещен в самый центр управленческой концепции. Еще в 30-годах К.Мацусита осознал необходимость глубокого, всестороннего изучения всех тонкостей обращения с человеком как с ключевым элементом экономического механизма, но элементом хрупким, относительно ненадежным, требующим безупречно отлаженного управленческого контроля. Благодаря его идеям в японской системе управления сложилась строго иерархическая триада приоритетов - человек, финансы, технология.

Настоящий руководитель видит организацию  как систему зависящих друг от друга элементов, само выживание  или успех которой зависят  от непрерывного взаимодействия с динамичной внешней средой. Хороший руководитель знает, что в силу высокой степени взаимозависимости элементов организации, а также организация в целом и внешней среды проблемы редко имеют простое и быстрое решение. Как и все другие важные организационные проблемы, перспективное повышение производительности нуждается в комплексном подходе.

В американской школе менеджмента подготовка управленческих кадров может проводиться путем  организации лекций, дискуссий в  составе небольших групп, разбора  конкретных деловых ситуаций, чтения литературы, деловых игр и ролевого тренинга. Вариантами этих методов являются организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам управления. Другим широко применяемым методом является ротация по службе. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от одного месяца до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате молодой менеджер познает проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания жизненно необходимые для успешной работы на более высоких должностях, но особенно полезны руководителям низших уровней управленческой иерархии.

Японские  организации прибегают к ротации  гораздо чаще, чем американские. Профессор Оучи, автор бестселлера «Теория Z», говорит: «В Японии фактически каждый отдел располагает кадрами, которые знают людей, проблемы и практику работы любой части организации. Когда требуется что-то скоординировать, обе стороны могут понять друг друга и прийти к сотрудничеству. Может быть, наиболее важным является тот факт, что каждый работник знает, что в течение всей своей карьеры он будет переходить из одних подразделений фирмы в другие, даже расположенные в разных географических местах. Кроме того, во многих японских фирмах ротация в течение всей трудовой жизни распространяется на всех ее служащих. Инженер-электрик с проектирования схем может быть направлен на производство или сборку, техника каждый год могут переводить на новые станки или в другие подразделения, руководителей перемещать по всем отраслям бизнеса. Когда люди, работают все время, по одной специальности у них возникает тенденция по формированию локальных целей, связанных только с этой специальностью, а не с будущим всей фирмы, у них нет того знания людей и проблем, которое позволило бы им оказывать эффективную помощь другим специалистам внутри своей организации».

 
 

КРИЗИС  В ЯПОНИИ

   

    После многих лет подъёма вторая по величине в мире японская экономика очутилась в тисках сильнейшей за весь послевоенный период рецессии. Сокращение производства промышленных концернов страны в декабре 2008 г.  составило 9,6% по отношению к ноябрю и целых 20%, если сравнивать с декабрём 2007 года. Кроме того, японские компании невиданными доселе методами ведут сокращение рабочих мест. Токийские экономисты говорят о совершенно новых масштабах кризиса.

    В минувшие годы экономический  рост Японии обеспечивался за  счёт экспорта и инвестиций  за рубежом. Однако сейчас спрос исчез: с начало в США, потом в Китае, а затем и во всей остальной Азии, которая являлась для Японии самым большим рынком. Как следствие, экспорт в декабре упал на 35% и не исключено, что дальше дела пойдут ещё хуже. Даже такие гиганты, как Sony   и Toyota, вынуждены сдать в макулатуру прогнозы своей прибыли и резко сократить выпуск продукции. Уровень безработицы подскочил за месяц 3,9 до 4,4% .

    Ориентированные на экспорт концерны типа Toyota стремятся сейчас максимально снизить свои складские запасы. И хотя за последние годы компании эти были основательно были реконструированы, заняли ведущие позиции среди конкурентов на мировой арене вошли в списки наиболее эффективных компаний с наименьшим удельным весом  издержек на оплату труда в своей конечной продукции- однако все эти козыри не играют до тех пор, пока отсутствует спрос из-за границы. Для того, чтобы вернуть экономике её прежнюю положительную динамику, одного внутреннего спроса не достаточно.

    

ВВЕДЕНИЕ

  

 Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её историю, особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общим экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличаются от  европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Можно сказать,  что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень не много точек пересечения.

    Японский менеджмент, основанный  на коллективизме, использовал  все психологические рычаги воздействия  на личность. Прежде всего, это  чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния на благо своим, подчёркнуто прогрессивно – фискальным механизмом, в обществе минимально расчётов по благосостоянию, и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно

    Японский метод управления значительно  отличается от методов используемых в большинстве стран Европы и Америки. Прежде всего, своей не правильностью определяя, что предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит передовой японский управляющий – повысить эффективность работы в основном для повышения производительности труда работы предприятия. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть польза наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.

       

ЦЕЛЬ  КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Целью данной курсовой работы является выявление  особенностей и характерных черт японского менеджмента. Для достижения цели ставятся следующие задачи:

1) Ознакомиться с истоками японской модели государственного регулирования. Роль правительства в развитии экономики. Влияние японской промышленной политики  на западные модели капитализма.

2)  Методы  японской модели менеджмента.  Варианты модели менеджмента.

3) Внутренняя  согласованность. Управление персоналом . Плюсы и минусы внутренней  согласованности.

4) Факторы  определения конкурентоспособности.  Результат анализа использования факторов конкурентоспособности.

5) Анализ  интенсивной внутренней конкурентоспособности  и неконкурентоспособности в  отдельных отраслях.

6) Анализ  американской и японской стратегии  управления. Причина ведущей роли  Японии в области производительности.

7) Заключение.

8)Влияние  кризиса на экономику Японии . Обеспечивание экономического роста.  Результат отсутствия спроса  из-за рубежа.

Информация о работе Японская модель менеджмента