Японский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:33, лекция

Описание работы

1. Сущность и специфика японской модели менеджмента.
2. Система мотивации японского менеджмента.
3. Сущность производительности труда.

Работа содержит 1 файл

Японский менеджмент.docx

— 33.10 Кб (Скачать)

    Тема. Японский менеджмент. 

    1. Сущность и специфика  японской модели  менеджмента.

    2. Система мотивации японского менеджмента.

    3. Сущность производительности  труда. 

    1. Сущность и специфика  японской модели  менеджмента. 

    Японский  менеджмент непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Основу японского менеджмента составляют:

    - исторические особенности;

    - национальная культура;

    - общественная психология. 

Специфика японской модели менеджмента 

    За  последние десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом  рынке. Одной из главных причин столь стремительного успеха Японии на международном поприще является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор.

    Сущность  японской модели менеджмента - ориентирована на человека, живущего интересами общества. 

    Основные  составляющие Японской модели, ориентированной на человеческий фактор:

    - определенные принципы и методы труда, соответствующие специфическим чертам национального характера;

    - прочная уверенность в том, что основное богатство страны это человеческие ресурсы;

    - опора системы хозяйствования на древние традиции групповой сплоченности;

    - прирожденное стремление к созданию продукции наивысшего качества; 

    Отличительные черты японского характера с точки зрения психологов - прирожденная экономия и бережливость:

    - это находит прямое отражение в экономической политике страны;

    - лозунги об экономии и бережливости встречаются в Японии на каждом шагу;

    - в сознании японцев выпуск высококачественной продукции непосредственно связан с экономией и бережливостью;

    - традиция беспрекословного подчинения старшему по возрасту;

    - приоритет социальных потребностей (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих);

    - традиционно интересы группы ставятся выше личностных интересов отдельных работников;

    - преклонение перед трудом, который является одной из приоритетных ценностей, приносящих удовольствие; 

Шесть характерных признаков японского менеджмента

(по мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара) 

    1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности (что формирует стабильность):

    - это стимулирует рабочих и служащих;

    - уменьшается текучесть кадров;

    - укрепляется чувство корпоративной общности;

    - гармонизируются отношения рядовых сотрудников с руководством. 

    2. Гласность и ценности корпорации:

    - пользование общей базой информации о политике и деятельности фирмы;

    - развитие атмосферы участия и общей ответственности;

    - создание общей для всех работников фирмы базы понимания корпоративных ценностей 

    3. Управление, основанное на информации:

    - сбор данных о производимой продукции (кто собирал ту или иную модель, когда поступила в продажу и т.д.) и их систематическое использование для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции;

    - проверка статей доходов, объема производства, качества и валовой выручки с целью изучения трудностей на ранних этапах их возникновения. 

    4. Управление, ориентированное на качество:

    - контроль качества со стороны  руководства фирм и компаний. 

    5. Постоянное присутствие руководства на производстве:

    - размещение управляющего персонала прямо в производственных помещениях;

    - использование системы новаторских предложений и кружков качества. 

    6. Поддержание чистоты и порядка:

    - установление такого порядка на предприятиях, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность;

    - ориентация на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими. 

    2. Система мотивации  японского менеджмента. 

Структура системы мотивации в японском менеджменте 

    Системы мотивации начали формироваться в период с 1868 г. до второй мировой войны, и основаны на традициях и философии народа. В систему мотивации входят следующие компоненты, которые являются одновременно самостоятельными системами: 

    1. Пожизненного найма (СПН);

    2. Кадровой ротации (СКР);

    3. Репутаций (СР);

    4. Подготовки на рабочем месте (СПРМ);

    5. Оплаты труда (СОТ). 

    1. Система пожизненного найма (СПН) – является первым, ключевым элементом единого механизма японской системы подготовки и использования кадров является.

    Основные  характеристики СПН:

    - применяется в настоящее время на крупных предприятиях и в государственной службе;

    - представляет собой джентльменское соглашение между работодателем и наемным работником;

    - принимается на работу молодежь (выпускники вузов), которые проходят обучение и подготовку на предприятии, благодаря чему обеспечивается развитие кадров, соответствующих потребностям предприятия, и работают на нем практически до предельного возраста службы;

    - работнику выгодно «состариться» на том предприятии, где он начинал работать - ему оказывается максимальное уважение и почтение, а ставка оплаты труда увеличивается пропорционально времени, отработанному на данном предприятии;

    - в основном все вакантные должности, за исключением не требующих квалификации, замещаются работниками самого предприятия за счет их продвижения по службе, в результате чего работники в большей степени «привязываются» к предприятию, у них развивается стремление лучше трудиться и дух коллективизма.

    В настоящее время  в Японии с учетом стремительного изменения внутренней и внешней обстановки, в которой находятся предприятия, активно обсуждается возможность пересмотра практики пожизненного найма и оплаты по выслуге лет. 

    2. Система кадровой ротации (СКР), сущность которой заключается в перемещении работников по горизонтали и вертикали через каждые 2-3 г. выполнения функций на определенном рабочем месте.

    Основные  характеристики СКР:

    - ротация проводится без согласия работника с целью расширения его кругозора, развития у работника более широкого взгляда на свое предприятие, выявления резервов его роста и повышения качества продукции;

    - ротация гарантирует не только добросовестную, качественную, но и творческую перспективную деятельность всех сотрудников компании.

    3. Система репутации (СР), сущность которой заключается в том, что где бы ни работал сотрудник, специалист, он обязан выполнять свои обязанности так, чтобы за ним закрепилась репутация прекрасного, инициативного работника, порядочного человека.

    Основные  характеристики СР:

    - на каждого сотрудника составляется письменная характеристика;

    - характеристика, следуя за специалистом, влияет на ротацию и определяет, как правило, его дальнейшую трудовую карьеру, хотя у всех есть шанс ее улучшить.  

    4. Система подготовки на рабочем месте (СПРМ).

    Основные  характеристики СПРМ:

    - японские предприятия не требуют от школ и ВУЗов специальной подготовки; они сами доводят обучение своего работника до уровня, нужного предприятию;

    - в Японии образовательные функции четко разделены между школьным образованием, обеспечивающим фундаментальное обучение, внутрифирменным, обеспечивающим профессиональное обучение (по данному вопросу достигнуто согласие всего общества);

    - широко распространена практика решения вопроса о конкретной работе внутри предприятия на основании выявления пригодности и способностей каждого кандидата;

    - подготовка и обучение внутри предприятия в Японии включает: обучение во время работы (на рабочем месте); обучение вне работы; самообразование;

    - на предприятиях современной Японии основными считаются обучение во время работы и самообразование;

    - внутрифирменное образование рассчитано в основном на руководящий персонал уровня начальников секторов и лишь затем, по убыванию, на средний руководящий персонал, заведующих и начальников отделов и т.д.;

    - обучение во время работы воспринимается как метод, при котором подчиненный учится в процессе выполнения работы под руководством начальника или более опытного работника по принципу «смотри и подражай».

    Особенности СПРМ:

    1. Обучение во время работы включается  в механизмы, регулирующие рынок  труда внутри предприятия;

    2. В цели обучения во время  работы входит прежде всего  подготовка квалифицированных работников  и многопрофильных рабочих;

    3. Персоналу предоставляется гибкая  занятость и равенство работников, занимающие разные должности;

    4. Применение дополнительных мер  по стимулированию мотивации  труда;

    5. Усиленное поощрение самообразования;

    6. Подготовка инструкторов по проведению  обучения во время работы. 

    5. Система оплаты труда (СОТ) - играет особую роль в японской модели управления и напрямую связана особенностями мотиваций и принципами поощрения труда.

    Основные  характеристики СОТ:

    - изначально каждая компания разрабатывает свою систему с некоторыми особенностями;

    - различные концепции оплаты труда послужили прообразом для моделей стимулирования, используемых на японских предприятиях сегодня;

    - на формирование суммарного заработка могут влиять 6 основных факторов: 1) возраст, стаж, образование; 2) должность, профессия, обязанности; 3) условия труда; 4) результаты работы; 5) пособия на жилье, семью, транспорт; 6) региональные особенности (учитывают особенности региона, где расположено предприятие);

    - работодатели в Японии придерживаются режима экономии зарплаты, однако, один раз в год (на 1 апреля) заработная плата рабочих увеличивается (это происходит традиционно, по требованию профсоюзов и по взаимной договоренности их с работодателями в соответствии с принципами социального партнерства);

Информация о работе Японский менеджмент