38 Уровень и качество жизни, их показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

Содержание

Введение 3
1. Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения 5
2. Показатели уровня и качества жизни в современных условиях 12
3. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь 23
Заключение 30
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

attachment курсач.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Переход к рыночной экономике требует  глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

     Сущность  демократического социального правового  государства обусловливает необходимость проведения сильной социальной политики и использования действенного механизма ее реализации в целях более полного удовлетворения жизненных потребностей людей, улучшения условий и качества их жизни.

     Для характеристики социальной сферы в  отечественной и зарубежной литературе используются различные термины, например: «общественное благо», «качество жизни», «уровень жизни» и другие, каждый из которых подразумевает комплекс взаимоувязанных и взаимообусловленных компонентов, определяющих их основное содержание.

      Цель  данной работы - на основе теоретического и практического материала раскрыть понятия уровня и качества жизни и охарактеризовать их показатели.

     В первой главе данной работы определяется, что понимается под уровнем жизни населения, каково содержание и какие компоненты включаются в это понятие, какими показателями можно измерить уровень жизни населения, для чего применяется система показателей уровня жизни населения.

      Вторая  глава посвящена характеристике показателей уровня и качества жизни  в современных условиях. В данной главе рассматриваются четыре блока характеристик качества жизни, таких как качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды, социальные нормы и нормативы, показатели доходов населения; обобщающие оценки уровня жизни населения (индекс развития человеческого потенциала, индекс социального неблагополучия).

     В третьей главе приводится краткая характеристика уровня материального благосостояния населения Республики Беларусь за 9 месяцев 2008 г., а также рассматриваются основные направления и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.

     Таким образом, уровень и качество жизни населения - основные показатели степени развития социально ориентированного общества. Качество жизни является объектом регулирования во всех развитых странах, на его повышение нацелена деятельность государственных структур, органов местного самоуправления, частного капитала, благотворительных фондов, общественных организаций. 
 
 
 

 

      1. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО  ЖИЗНИ КАК ОСНОВА  БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 

     Уровень жизни населения является одной из важнейших социальных категорий. Понятие «уровень жизни населения» применяется во всём мире. В мировой практике впервые этот термин был предложен в 1954 году Комитетом экспертов ООН, и под уровнем жизни населения рекомендовалось понимать фактические условия жизни населения, сгруппированные в 12 компонентов.

     В соответствии со статьёй 25 Декларации прав человека современное правовое государство должно гарантировать  право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение  людей едой, жильём, необходимым для поддержания здоровья медицинским обслуживанием, собственного благосостояния и состояния семьи, а также право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, утраты кормильца, старости или других случаев утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам.

     Необходимость повышения уровня жизни населения в последние годы повлекло за собой повышенный интерес со стороны государства, общественности и науки к этой проблеме. Споры по определению категории «уровень жизни населения» и её месту и значимости в системе общественных отношений продолжаются и в настоящее время. Существует множество определений уровня жизни населения, используемых в официальных материалах и научной литературе. Разработаны различные подходы и методы определения показателей, отражающих экономические и социальные аспекты. Наряду с понятием «уровень жизни населения» рассматриваются такие понятия, как «образ жизни людей», «качество жизни», «стиль жизни» и т.д.

     Качество  жизни характеризует, с одной стороны, субъекта общественной жизни и потребностей - человека (продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья, образования, культурного и интеллектуального потенциала), а с другой - комфортность, удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей [1; 258].

     Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах [1; 258]. Он характеризуется различными компонентами: здоровьем, питанием, жилищем, домашним имуществом, услугами, образованием, условиями труда и отдыха и т.д.

     В категории «уровень жизни населения» можно выделить следующие составляющие:

  • натурально-вещественное содержание (классификация потребляемых благ на материальные и духовные);
  • отражение достигнутого уровня обеспеченности и потребления благ и услуг;
  • характеристика уровня удовлетворения потребностей людей в этих благах и услугах.

     Структура основных составляющих уровня жизни позволяет отождествлять его с уровнем благосостояния. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домашнем хозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определённому уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни.

     Можно выделить четыре уровня жизни населения:

  • достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);
  • нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);
  • бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);
  • нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддерживать жизнедеятельность человека) [13; 10].

     ХХI век выдвигает новый подход к  определению места и роли человека в научно-техническом и социально-экономическом  прогрессе. При таком подходе во главу угла поставлен человек. Всестороннее развитие человека — цель, экономический рост — средство для её достижения. В центре внимания социально-экономической политики государства должен находиться весь круг человеческих потребностей, играющих важнейшую роль для прогрессивного развития всего общества.

     Если  исходить из понимания уровня жизни  населения как уровня развития и  степени удовлетворения потребностей людей, то системообразующей основой  изучения уровня жизни населения  являются разнообразные человеческие потребности, возникающие и реализующиеся в сфере потребления.

     Личные  потребности отражают объективную  необходимость в определённом наборе и количестве материальных благ и  услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.

     Физиологические потребности являются определяющими  — первого порядка, поскольку  выражают потребности человека как  биологического существа. В их составе насущными, первичными выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д. Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, культурного развития, творческой деятельности. Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе — это социально-политическая деятельность, обеспечение социальных прав и т.д.

     Интеллектуальные  и социальные потребности прямой оценки не имеют, хотя во многом зависят  от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величине рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.

     Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Рациональные потребности  отвечают научным представлениям о  потреблении благ и услуг, необходимых  для поддержания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, трудно поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Иррациональные потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные формы.

     Для изучения уровня жизни населения  и его основных компонентов необходимо охарактеризовать основные потребности человека и особенности их удовлетворения.

     Одна  их первейших потребностей, удовлетворение которой составляет основу физической жизни человека и обеспечивает воспроизводство  его как биологического существа, — потребность в пище. Это естественная физическая потребность. В то же время она формируется под влиянием социальных факторов и в этом смысле носит социальный характер. Подавляющая часть потребностей в пище удовлетворяется торговлей, общественным питанием, а у сельских жителей и личным подсобным хозяйством. Полнота и степень удовлетворения этой потребности зависит от уровня развития общественного производства вообще, и сельскохозяйственного в частности.

     Потребность в одежде — одна из важнейших  материальных потребностей человека. Основной источник финансирования её удовлетворения — семейный бюджет. Из него берутся средства на приобретение предметов одежды — процент всего совокупного дохода семьи.

     Потребность в ведении домашнего хозяйства  — одна из материальных потребностей, связанных с необходимостью сохранения и поддержания домашнего очага. Удовлетворяется путём трудовой деятельности в рамках домашнего хозяйства, предприятий службы быта. Домашнее хозяйство — необходимый элемент и условие жизни человека.

     Потребность в передвижении — одна из естественных потребностей. Удовлетворяется она путём развития пассажирского транспорта — как общественного, так и индивидуального.

     Потребность в жилье — также одна из первейших  потребностей человека, носящая одновременно и материальный, и социальный характер. От её удовлетворения зависит в конечном счёте и удовлетворение всех других потребностей. Степень удовлетворения потребности населения в жилье свидетельствует о социальном развитии государства, о том, насколько полно соблюдаются в нём принципы социальной справедливости.

     Потребность в труде — одна из основных социальных потребностей. Она обеспечивается правом граждан на труд, закреплённым Конституцией Республики Беларусь, и реализуется  в процессе самого труда.

     Потребность в отдыхе — это физиологическая  потребность человека и одновременно важная социальная потребность. Конкретным средством реализации права на отдых является трудовое законодательство Республики Беларусь, которое устанавливает продолжительность рабочего дня и рабочей недели, а также продолжительность оплачиваемого ежегодного отпуска. Помимо его существуют и другие виды оплачиваемых отпусков: по беременности и родам, по уходу за больным ребёнком, учебные отпуска и некоторые другие.

     Среди интеллектуальных — потребности  в образовании и культуре являются важнейшими социальными потребностями. От степени и качества их удовлетворения зависит формирование и совершенствование главной производительной силы общества — человеческого капитала.

     Потребность в охране и укреплении здоровья в  основе своей выступает как естественная физическая потребность человека. Удовлетворение её служит в конечном счёте продлению его активной жизни. Но она рассматривается и как социальная, так как здоровье — один из факторов повышения эффективности общественного производства, совершенствования человеческого капитала.

Информация о работе 38 Уровень и качество жизни, их показатели